Каждый день мы принимаем решения. Начиная с самого первого — отложить сигнал будильника или встать. И так весь день. Что съесть на обед? Когда уйти с работы? Говорить что-нибудь на встрече или лучше промолчать? Сходить в тренажёрный зал или отдохнуть? И так далее.

Но вот что интересно: когда вы принимаете решения, вы расходуете энергию. Если вы принимаете слишком много решений за слишком короткий промежуток времени, вы устаёте.

Униформа Стива Джобса

Известный факт: Стив Джобс (Steve Jobs) всегда носил чёрную водолазку, синие джинсы и кроссовки New Balance. Это стало его фирменным стилем, личной униформой.

Как принять решение: экономьте силы

Джобс задумался о внедрении униформы в Apple после поездки в Японию, когда глава Sony Акио Морита (Akio Morita) рассказал ему о том, что спецодежда способствует сплочённости коллектива.

Однако сотрудники Apple восприняли эту идею без энтузиазма. Более того, они прямо-таки возненавидели фирменные жилеты, разработанные для них дизайнером Мияке (Issey Miyake).

Униформу в компании пришлось отменить, но Стив Джобс не совсем отказался от идеи и заказал Мияке несколько сотен чёрных водолазок. Сам Джобс объяснял своё решение просто: униформа — это удобство и фирменный стиль. Но помимо этого, глава Apple избавился от необходимости каждый раз выбирать, что надеть.

Что важнее: выбрать футболку или новую стратегию для продвижения компании? Получается, что одинаковый наряд Стива Джобса — это ещё одно простое решение, которым он мог пренебречь, чтобы сделать Apple легендарной.

Можно ли за счёт отказа от мелких решений улучшить свою способность принимать решения, которые действительно важны?

Да, и очень просто. Нужно только завести привычки и сделать действия автоматическими, чтобы вам не пришлось ничего выбирать.

Как избежать принятия мелких решений

  • Не накапливайте бесконечное количество одежды. Выберите несколько футболок, кофт, джинсов и платьев и носите их в разных вариациях. То же самое с обувью. Чем меньше вещей, тем меньше выбора.
  • Составьте меню на неделю и закупите все продукты. Так вам не придётся каждый день решать, что купить в супермаркете и что приготовить на ужин.
Как принять решение: не тратьте силы на ерунду
Daniel Lee/Flickr.com
  • Запланируйте в календаре физические упражнения на одно и то же время. Вам не нужно будет думать, когда пойти на тренировку. Календарь подскажет когда.
  • Если вы управляете компанией или отделом, поручите первый уровень решений своей команде. Когда ваши сотрудники справятся с задачей, устройте встречу, выслушайте их и примите итоговые решения по всем вопросам.

На самом деле вы можете автоматизировать, перепоручить или избежать около 80% решений, которые принимаете каждый день. Главное — помнить, что ваша способность решать что-то ограничена, и оставлять силы для самых важных задач.

Признаки усталости от принятия решений

  • Вы начинаете избегать принятия решений.
  • Вы не можете выбрать решение.
  • Вы теряете контроль над вещами, которых в нормальном состоянии легко избегаете, например начинаете много есть или пить.

Если вам кажется, что выбора в вашей жизни не так много, попробуйте провести небольшой эксперимент. В течение дня запишите все решения, которые вам приходится принимать: большие или маленькие — не важно.

В результате в списке окажется несколько десятков, если не сотен, решений. Посмотрите на них и подумайте, какие можно автоматизировать, делегировать или вовсе исключить.

Вы будете принимать меньше решений, но они будут гораздо лучше.