Беляев Сергей, совладелец сети сквош-клубов в Москве «Фабрика сквоша», пытается разобраться в тонкостях рекламы в интернете

Уйдя из банковской сферы, Сергей занялся любимым спортом — сквошем. Сначала тренерские услуги, организация турниров, разработка рейтингов для чемпионатов, а после было принято совместное решение с женой открыть клуб «Фабрика сквоша», который уже через три года стал сетевым в Москве. Начинающий бизнесмен охотно рассказывает, как привлекал клиентов, в какую сумму обошлись его эксперименты и чего удалось достичь.

Как объяснить, что вы продаёте, если это чебурашка?

По мере развития бизнеса мы столкнулись с проблемой расширения базы клиентов. Как её расширять? Листовки? Но ведь люди вообще не знают, что такое сквош! Проще всего и нагляднее объяснить большому количеству людей суть новой игры в интернете, где можно использовать соцсети, ссылки, видео и фото, интерактивы, но на это нужно время. Из-за занятости у нас была одна страница в Facebook на все три клуба. Поначалу клубы заполнялись за счёт сарафанного радио, но в определённый момент этого оказалось недостаточно, и нужно было активнее продвигаться в интернете. Пришлось выбирать между вариантами нанять в штат SMM-специалиста, найти аутсорс или полностью погружаться в тему интернет-маркетинга самим. Но эти сценарии требуют ещё большего внимания, времени и денег. Важно отметить, что никакого опыта у нас в этой сфере вообще не было. Так поиск привёл нас в SOLOMOTO.

Solomoto: история Беляева Сергея, «Фабрика сквоша»

Реклама, эксперименты и малое количество денег

Для продвижения сайта и групп в соцсетях мы пользуемся контекстной рекламой и рекламой в соцсетях, запущенными через SOLOMOTO. При этом мы решили рекламировать отдельно только тот наш клуб, который не заполняется органически через сарафанное радио, как остальные.

Тратим максимум 15 000 рублей в месяц, больше не позволяет бюджет. В эту сумму входят затраты на контекстную рекламу и рекламу в соцсетях, а также написание копирайтером контента для наших групп в соцсетях. Мы поняли, что рекламироваться надо обязательно. Это не миллионные затраты, а вполне вменяемые деньги, которые нужно рассматривать как инвестиции. SOLOMOTO нам помог именно в настройке рекламных кампаний, так как времени на самостоятельное изучение вопроса у меня не было. Важно то, что в интернете можно всё измерить, поэтому если мы поймём отдачу от этого канала, то и тратить будем больше.

Для теста в соцсетях из этой суммы выделили 5 000 рублей. Начинали мы с Facebook, где на нас активно подписывались наши друзья и знакомые учредителей. Сейчас хотим активно продвигаться в Instagram, «ВКонтакте» и, возможно, попробуем в «Одноклассниках».

Контекстную рекламу мы раньше не использовали, так как конкурентов на рынке не было и мы получали переходы просто из органической выдачи. Сейчас у нас несколько конкурентов (которые есть и в поисковой выдаче, и в контекстной), и рекламу пришлось подключить, чтобы не терять аудиторию. Пока работаем только по теме сквоша, но, возможно, добавим ещё два направления — запросы, связанные с новыми развлечениями и новыми видами спорта. Например, если человек вводит запрос «где позаниматься теннисом», то показываются объявления «Попробуйте сквош!».

История Беляева Сергея, «Фабрика сквоша»

Дорогой опыт

Если что-то не получилось, сделайте выводы и двигайтесь дальше. У нас, например, не вышло с первого раза запустить сайт. Мы потратили 200 000 рублей на его создание, сделав ставку на контент, а пользоваться так и не смогли. Люди, которые готовили тексты, не понимали специфику, и приходилось всё переписывать, тратя на это своё время, которого не было. Новый сайт одного из наших клубов www.squash-sportex.ru, созданный с помощью SOLOMOTO, получился не хуже (при том, что делали его не больше двух дней), но мы стали использовать его иначе. По сути, он превратился в сайт-визитку и решает свою основную задачу. На нём клиенты видят, что даёт игрокам сам сквош и как можно заниматься им в нашем клубе.

На своих ошибках, конечно, учишься, но выходит слишком дорого. Запуская свой бизнес, даже очень маленький, всегда нужно иметь чёткий план, без него далеко не уедешь. Этот план может постоянно меняться во времени, но совсем без него нельзя!

Аронович Александр, учредитель компании «Геймпласт», настраивает интернет-магазин

Бизнес предпринимателя родился в ожидании беби-бума в 2006 году. В 2016-м он продаёт игрушки уже в трёх странах, а также занимается их производством. Несмотря на то, что компания существует не первый год на рынке, в бизнесе осталась ахиллесова пята — отсутствие специалистов по интернет-маркетингу и рекламе. «Реальный бизнес, склады — вот наша стихия, а цифровым бизнесом мы не были никогда, поэтому тестировать SOLOMOTO начали на одном из наших „младших“ сайтов picnmix.ru. Ему был нужен интернет-магазин», — рассказывает Александр.

Как не сойти с ума от собственного интернет-магазина?

Подумав, мы решили, что красиво отрисованный каталог с брендами и товарами можно считать магазином, к тому же это решение позволяло сэкономить 30 рублей в день на подписке (стоимость ежедневной базовой подписки SOLOMOTO составляет 55 рублей, без магазина — 25 рублей. — Прим. ред.). Задумку реализовали, но работать так не получилось: в каталоге нельзя было ничего найти и информации он толком никакой не давал.

Solomoto: история Ароновича Александра, «Геймпласт»

Так мы встали перед выбором. Платформа SOLOMOTO позволяет создать три типа магазинов:

  1. Магазин-визитка (товары видны, но их нельзя купить онлайн).
  2. Магазин, который связан с уже существующим сайтом.
  3. Магазин с полной функциональностью (оформление заказа происходит непосредственно на сайте или внутри соцсети).

В итоге выбран был второй вариант, так как мы уже имели работающий сайт и вести две системы учёта не хотели. Сейчас всё выглядит так: если покупатель хочет приобрести товар, то после нажатия кнопки «Купить» система перекидывает его на наш сторонний сайт и процесс оформления заказа и покупки завершается уже на нём. Минусы этого решения в том, что не каждый пользователь понимает, почему происходит переадресация, также нам не доступен модуль управления заказами через SOLOMOTO. В теории это было бы удобно, но сейчас мы используем такую схему, которая решает все наши задачи. При этом мы не тратим большие бюджеты на обслуживание интернет-магазина (обычно нужно содержать штат разработчиков, контент-менеджеров и специалистов по продвижению, но в этом варианте система закрывает все эти вопросы).

Не можешь — не начинай

Если ты наёмный служащий, то все должны тебе. Если ты предприниматель, то ты должен всем, на тебе всегда большая ответственность. Это стиль жизни, с этим нужно уметь жить. Не можешь такое вынести — не начинай.

Ефрикова Татьяна, владелица фитнес-студии «Александрия», экспериментирует с сайтом

В сентябре 2015 года фитнес-студия «Александрия» отметила юбилей, за 10 лет её услугами воспользовались более 5 000 человек. Владелица бизнеса Татьяна сделала не один подход к снаряду, прежде чем у компании появился работающий сайт.

Solomoto: история Ефриковой Татьяны, фитнес-студия «Александрия»

Ошибки при создании сайта

Первый свой сайт мы заказали в 2010 году в студии веб-дизайна. За его обслуживание мы платили один раз в начале года. Но домен был оформлен не на меня, а на человека, который этот сайт рисовал. Случилось так, что мы с ним поссорились и адрес мне он не отдал. Поэтому нам пришлось изменить адрес сайта и начать всё сначала. В это время одна ростовская фирма выслала нам коммерческое предложение на поисковое продвижение сайта. За 6 000 рублей в месяц её сотрудники предоставляли нам еженедельную отчётность: посещаемость сайта, графики переходов из социальных сетей, длительность сеансов и их количество, статистику показателей отказов. Но это было очень дорого, а результата я не видела, поэтому мы от них отказались.

В итоге мы всё это забросили, потому что даже за деньги нам не могли ни продвинуть сайт нормально, ни сделать его удобным, а у меня не было времени разбираться самой. Поэтому вопрос по продвижению стоял так: или никак, или с теми, кто за минимум времени и денег всё покажет и сделает за нас.

История Ефриковой Татьяны, фитнес-студия «Александрия»

Первым делом SOLOMOTO предложил нам создать сайт, который был бы полезен текущим и потенциальным клиентам. Обслуживание и продвижение теперь обходятся в 750 рублей в месяц. Звучит, может быть, и смешно, но для меня важно использовать деньги по максимуму: когда поднимаешь бизнес сам и копейка — рубль. Триста посещений за неделю, с которых мы начали, — это тоже не грандиозный результат, но раньше посещаемости не было вообще. Никакой. Также мы стали размещать информацию о фитнес-клубе и происходящих в нём событиях в социальных сетях. Для нас это тоже новый способ продвижения, но сейчас без соцсетей никуда: часть людей всё смотрит в группах «ВКонтакте». Чувствуем, что популярность растёт: недавно к нам в студию пришла фитнес-инструктор из Таиланда.

Попробовать Solomoto