Проблема личности и собственного «я» волнует многих философов и учёных. Её в нескольких эпизодах своей телепрограммы Closer to Truth затрагивает и Роберт Лоуренс Кун (Robert Lawrence Kuhn).

Роберт Лоуренс Кун
Доктор биологических наук, создатель, сценарист и ведущий популярной телепрограммы Closer to Truth, где известные философы размышляют над важнейшими вопросами человечества.

Недавно матери Куна исполнилось 100 лет. Сейчас эта когда-то энергичная яркая женщина живёт в доме престарелых. Она не может ни ходить, ни говорить, но всё ещё узнаёт членов семьи: улыбается, когда её навещают правнуки. Она досадует на невозможность разговаривать, хмурясь и сжимая руки. Она выражает своё неудовольствие вздохами и восклицаниями.

Она всё ещё сохраняет свою личность? А что насчёт других пациентов, например тех, кто страдает болезнью Альцгеймера? На поздних стадиях заболевания они уже не узнают родных. Они сохранили собственное «я»?

Куна глубоко тронула эта ситуация. Он стал задаваться вопросами «Что вообще такое собственное «я»?», «Что значит быть личностью?».

Давайте поразмышляем и мы.

Что такое собственное «я»

Природа собственного «я» волновала философов во все времена. Относясь как к сознанию, так и к строению мозга, это понятие объединяет в себе две расплывчатые идеи: философию непрерывности (то, как объекты сохраняют целостность во времени) и психологическое единство (то, как наш мозг заставляет нас чувствовать себя исключительными).

Возьмите свою старую фотографию, например из школьных времён. Потом посмотрите в зеркало. Эти люди — единая личность. Да? Но почему? Ведь они выглядят совершенно по-разному. У них разные воспоминания. С детства в организме сменились практически все клетки.

И всё же вы чувствуете себя тем же самым человеком, который когда-то ходил в школу, учился в университете, заводил семью, менял работу за работой. Всё это один человек — вы.

Однако некоторые философы считают, что это всего лишь иллюзия.

Собственное «я» — иллюзия

«Нет никаких причин полагать, что мы как личность обладаем непрерывностью, — говорит психолог Сьюзен Блэкмор (Susan Blackmore). — В нашем организме, нашем мозге нет места некоему абстрактному «я». Так что главный вопрос заключается в том, почему нам кажется, что оно есть».

По мнению Сьюзен Блэкмор, мы сами создаём это чувство.

Сьюзен Блэкмор
Психолог

Иллюзия непрерывности возникает только тогда, когда мы начинаем эту непрерывность искать. Это так называемое «я» — просто-напросто реконструкция. Она уже происходила 30 минут назад и ещё не раз произойдёт в будущем. Получается, это не один и тот же человек, это просто события во Вселенной».

Если принять эту теорию, исчезнет ощущение «я против всего мира», ведь никакого «я» нет, есть только события во Вселенной. Даже смерть покажется не такой страшной, если с самого начала не было «я», которое может умереть.

Другое мнение у философа Дэниела Деннета (Daniel Dennett), преподающего в Университете Тафтса. Он считает, что наше представление о себе — это иллюзия, созданная нашим восприятием мира. Деннет сравнивает ощущение собственного «я» с таким понятием, как центр тяжести объекта. Это тоже абстракция, которую мы принимаем за нечто совершенно реальное.

Дэниел Деннет
Философ и когнитивист

Так же мы поступаем и со сложным понятием человеческого самосознания. Пытаемся объединить всё в единственной точке. Так что «я» — это центр тяжести нашего повествования. Сумма воспоминаний и идей, желаний и планов, симпатий и антипатий — это наш психологический портрет.

И что же всё это связывает? Противоположные процессы в нашем мозгу, который не выносит нестыковок. Когда такие нестыковки возникают, мы вынуждены либо отбросить то, что кажется нам нелогичным, либо придумать одну стройную теорию, которая всё объяснит.

Так, может, мы обманываем себя?