Лента событий Facebook формирует наше видение того, что происходит в мире. Алгоритмы, скрытые за обложкой социальной сети, определяют, какие новости мы увидим в первую очередь. По общему правилу фильтрация несёт благую миссию и повышает релевантность выдачи. Однако есть и побочный эффект: мы попадаем в эхо-камеру. Что это значит?

Эхо-камера — ситуация, при которой некоторая идея укрепляется в умах закрытой группы людей путём многократного повторения. Единомышленники поддерживают общее мнение и не пытаются дискуссировать. Система замыкается, и в неё не попадают альтернативные сведения.

На самом деле совсем неплохо, что тот же Google Now предлагает нам материалы на основе прошлых поисковых запросов. Тем более что предложения можно откорректировать, указав на лишние темы и источники данных. Оно и логично: зачем копаться среди мусора, который нас попросту не волнует?

Как Facebook и Google загоняют нас в эхо-камеру
Elorie Stirling/flickr.com

Однако вернёмся к эхо-камере. Чем больше мы слышим одну и ту же точку зрения из одних и тех же СМИ, тем более верной и безальтернативной мы её считаем. Это нормально, если мы ищем информацию о плетении корзин. С другой стороны, важные темы выходят однобокими, однотонными и сухими. Наше восприятие ограничено рамками. Все, кто находится за кругом, становятся диссидентами и заслуживают соответствующий комментарий.

Почему Facebook и Google предвзяты, сами того не желая

Facebook — самое крупное информационное поле во всём мире. Для многих социальная сеть стала основным источником новостей, глазами и ушами, если угодно. Такая зависимость не что иное, как ключ к влиянию на наше восприятие.

Наверняка вы знаете, что Facebook присваивает пользователям как минимум 98 маркеров. Среди них местоположение, этническая принадлежность, уровень доходов, любимые бренды, количество детей, площадь жилья, сфера занятости, возраст автомобиля, политические взгляды и многое другое. Полный перечень можно просмотреть на сайте The Washington Post. Не каждому сотруднику ФСБ есть дело до того, какое у вас домашнее животное, а Facebook это интересует. Конечно, основной интерес представляют крупные рекламные рынки, к которым вряд ли причислишь нищее постсоветское пространство. Но это не повод, чтобы не вникать в работу системы.

Так, в преддверии президентских выборов в США крупные западные СМИ подлавливали социальную сеть на необъективном освещении предвыборной гонки. Например, если сам пользователь или его друзья ранее останавливали внимание на заметках о демократах, то в дальнейшем консервативной партии места в ленте не находилось. И чем больше человек читал таких записей, реагировал и делился, тем больше он варился в одном и том же соку. Facebook только рада стараться.

Впрочем, конкуренты тоже не отстают. Google Now выдаёт подборку новостей, исходя из истории поиска. Стоит только почитать о том, кто такой Ходор, как вас тут же завалит третьесортными сплетнями об актёрах, участвовавших в съёмках «Игры престолов».

При этом поисковый гигант не слишком заботится о качестве и достоверности сведений: мол, я не при делах, всё на совести интернет-ресурсов. Это правда, как, впрочем, и то, что мы сами подписались на дополнительную рассылку, пользуясь основными услугами компании. Есть запрос — предложение найдётся. Так и получается, что алгоритмы решают, что нам проглотить сегодня на обед.

Как Facebook и Google загоняют нас в эхо-камеру
WH Kubik/flickr.com

Подумайте, вы бы хотели съедать каждый день порцию самого вкусного мороженого на свете? Идея кажется классной, но только до той поры, пока вы не начнёте чувствовать исключительно вкус порошкового молока. Это может произойти через неделю, месяц, год.

Приблизительно так и с информацией: Facebook и Google ежедневно прилетают на голубом вертолёте с порцией идеального эскимо. Весёлые молочники исправно доставляют заказ в вашу эхо-камеру. Беда лишь в том, что почти никто не замечает подвох ни через неделю, ни через месяц, ни через год.

Как потреблять информацию объективно

Фильтрация контента по интересам отнюдь не зло. Благодаря ей мимо вас проходят теории заговора, бесстыжая ложь и низкосортный юмор. Главное — знать, как отсеять лишнее, не загнав самих себя в эхо-камеру.

  • Используйте онлайн-журналы, которые собирают контент по заданным тематикам. Подпишитесь на несколько сайтов и следите с различных точек зрения за тем, что происходит сегодня. Для этих целей можно посоветовать Feedly. К слову, если говорить конкретно о новостях, то здесь очень хорош Twitter: короткие заголовки в хронологическом порядке не занимают много времени. Подборки Google News на выбранную тему тоже очень кстати. Они раскроют границы, очерченные вашими интересами и кругом общения.
  • Изучайте альтернативные точки зрения, которые противоречат тому, что вещает большинство. СМИ нередко грешат тем, что дублируют информацию из одного единственного источника. В этом нет ничего плохого, если факты описаны объективно, в них не прослеживается предвзятое или навязанное мнение. Как правило, зарубежные информканалы ставят под сомнение официальную подачу или занимают абсолютно противоположную позицию. Противоборство двух миров — мощное средство отделить зёрна от плевел.
  • Задавайте себе вопросы, прежде чем бросаться своим мнением направо и налево. Когда вы наткнётесь на сумасшедшую историю, остановитесь на мгновение и спросите себя: «Это правда?» Потратьте пару минут на анализ, возможно вам больше не захочется ставить лайк или делать репост. Никто не может всегда безошибочно утверждать, что этой новости можно верить, а другой — не стоит. Однако стоит учиться это делать, потому что лишь так можно уменьшить поток дезинформации в интернете.

Социальные сети и иже с ними фильтруют инфопоток для нашего блага, при этом зачастую искажая факты и реальность. Это вовсе не означает, что алгоритмы плохи. Просто мы должны отдавать себе отчёт: наше понимание мировых событий нельзя назвать нейтральным и мы видим лишь часть картинки.