Прежде чем опустошить шкаф и приступить непосредственно к разбору вещей, нужно приготовить мусорные пакеты (для вещей на выброс) и коробки (для вещей, которые можно отдать или продать), а также заложить на уборку пару часов.

Разбор и сортировка

Шаг первый — вытащить из гардероба абсолютно все вещи. Так будет проще всего определиться, какие из них нужны, а какие — нет. Перебирайте предметы одежды по одному, откладывая их в разные стороны в зависимости от своего решения: оставить, отдать или продать, выбросить.

Когда очередное платье или футболка вызывает сомнение, задавайте себе вспомогательные вопросы.

  • «Носил(а) ли я это последний год?» Если вещь покоилась в шкафу, то, скорее всего, она и дальше может пролежать там без дела не один месяц или даже год. Лучше освободить место, а не складировать в гардеробе вещи, которые не нужны.
  • «Купил(а) бы я эту вещь сейчас?» Представьте, что в последнем путешествии ваш багаж с доброй половиной гардероба потеряли и теперь нужно составлять его заново. Купили бы вы то, что держите в руках, на замену утраченного? Если ответ — однозначное «да», значит, вещь следует оставить.
  • «Нужна ли ей замена?» Оцените, в каком состоянии взятая вами вещь. Если на ней пятна, катышки, зацепки и другие признаки поношенности, то лучше заменить её на новое и свежее.

Когда с сортировкой будет покончено, займитесь сперва теми вещами, которые было решено не оставлять. Отправляйте в «мусорную» стопку непригодное для носки. Вещи же носибельные, но потерявшие вашу симпатию, можно отдать. Или продать — чтобы не пропадали даром. А то, что должно отправиться обратно в гардероб, разложите по стопкам: верх, брюки, юбки, нижнее бельё, носки. Это поможет сопоставить объём имеющейся одежды со вместимостью шкафа.

Сезонная миграция

Несмотря на тщательный разбор и сортировку, вещей может остаться неприлично много. Шкаф будет забит до отказа, когда они вернутся на полки. Выход из ситуации есть. Уберите из гардероба не подходящую под сезон одежду. Резиновые сапоги — в шкаф для верхней одежды в прихожей. Пуховики и тёплые свитера упакуйте в вакуумные пакеты (чтобы не занимали много места) и спрячьте в ящике под кроватью.

Организация пространства

Даже самый скромный по размерам гардероб при желании можно расширить и углубить.

  1. Задействуйте дверцы и стенки. Подвесные органайзеры с секциями и карманами можно закрепить на дверцах шкафа изнутри. Ещё вариант — добавить несколько крючков, чтобы оставлять на них вещи, которые должны быть под рукой. На них же, чтобы не потерялись, можно вешать шарфы, платки, ремни и прочую мелочь.
  2. Используйте «принцип матрёшки». Чемоданы и сумки, хранящиеся в гардеробе, помогут сэкономить место: внутрь можно класть часть вещей (например, ту же сезонную одежду) с полок.
  3. Добавьте вторую штангу. В высоких шкафах нередко остаётся много свободного пространства над или под штангой для вешалок. Используйте его: вторая балка позволит развесить ещё больше вещей. Место на полках освободится.
  4. Купите специальные вешалки. Можно и на одну обычную вешать по две или три рубашки сразу. А можно найти ультратонкие вешалки, которые легко уместятся на штанге любой длины. Другой вариант — многоярусные вешалки с чехлами, которые готовы взять на свои плечики сразу по несколько костюмов.

Критерии отбора

Порядок в шкафу требуется для того, чтобы в нём всегда было легко найти нужную вещь. Не следует устраивать свалку, как попало закидывая одежду внутрь. Пусть гардероб будет функциональным. Поэтому, прежде чем возвращать туда вещи, которым не суждено быть выброшенными или отданными, определитесь, по какому принципу они будут разложены.

  1. По стилю. Пусть в разных стопках лежат одежда для работы, вещи для прогулок по выходным, для вечеринок, для летнего отдыха, для зимних холодов.
  2. По виду. Рассортировать вещи можно иначе: все футболки — вместе, так же с джинсами, юбками, платьями, блузками, свитерами и другими предметами одежды.
  3. По цвету. Цветовая сортировка тоже имеет свои преимущества. Когда есть стопки с зелёными, синими, белыми, красными вещами, их становится легче комбинировать между собой.

Есть ещё один совет — разделить пространство в своём гардеробе на несколько зон. Первая должна быть самой доступной, в пределах протянутой вперёд руки. Туда положите самые ходовые вещи, которые носите чаще всего. Во вторую зону пусть отправляются менее нужные в повседневной жизни предметы гардероба: например, нарядные платья и блузки. Третья зона — с одеждой для деловых встреч: строгие рубашки, брюки, пиджаки. Ну а четвёртую зону — самую дальнюю — можно заполнить вещами, потребность в которых появляется совсем уж редко.

Какую бы из рекомендаций вы ни выбрали, можно не сомневаться: при таком порядке времени на сборы по утрам будет уходить гораздо меньше.

Сохранение результата

Одно дело — наводить порядок, совсем другое — его поддерживать. Это может оказаться даже сложнее. Если следовать паре полезных советов, следующая уборка не понадобится ещё долго.

  1. Держите в гардеробе пустой мешок, чтобы складывать в него одежду, которая перестаёт нравиться или, например, устаревает. Потом не придётся тратить время на то, чтобы такие вещи найти в общей массе.
  2. Вешалки не должны «слипаться». В такой ситуации часть развешанных вещей просто не будет видно. Отделите вешалки друг от друга отступом в один сантиметр.
  3. Кстати, о вешалках. Пусть в шкафу они остаются всегда в одинаковом количестве. Добавлять новые нельзя: тогда вы будете знать, что купленную случайно и зачастую не очень нужную вам вещь просто некуда будет повесить.

Этой универсальной инструкцией можно воспользоваться ещё раз, когда гардеробу снова потребуется генеральная уборка. Но лучше стараться сохранять в нём порядок после первого такого разбора — для своего же удобства.