Анна Линнден

Редактор проектов агентства MadCats.

Авторы собирают лайфхаки по крупицам годами. Один подслушали на лекции по коммерческим предложениям, два — на курсах, ещё парочку вычитали в книгах. Но большую часть лайфхаков они находят сами методом проб и ошибок, каждый раз думая: «Почему я не знал этого раньше?! Почему не догадался?» Мы собрали для вас лучшие лайфхаки, которые облегчат работу.

Работа с текстом

Изучайте материалы перед написанием текста

Идеальный вариант — получить нужную информацию у клиента. Но этого недостаточно. А бывают ситуации, когда заказчик и вовсе даёт минимум данных, поскольку не может выступать как эксперт по нужной теме.

Где найти нужную информацию? Зависит от аудитории, для которой вы пишете, и от ваших целей. Если нужно изучить проблемы, страхи, желания людей — вам помогут тематические форумы.

Лайфхак: если на форумах нет нужных тем, зарегистрируйтесь и создайте их сами.

При этом позаботьтесь о том, чтобы ваше сообщение звучало естественно. Например, если вам важно знать, с какими проблемами сталкиваются охотники при покупке берушей или наушников для стрельбы и какие варианты они предпочитают чаще всего, представьтесь охотником-новичком, пожалуйтесь на трудности с выбором и попросите совета. Если форум популярен, вы вскоре получите достаточно информации для анализа.

Если нужен экспертный комментарий, но клиент не может его дать — либо найдите специалистов в нужной сфере через социальные сети, либо опубликуйте запрос на PressFeed.ru. Будьте готовы к тому, что эксперта придётся упомянуть в статье — заранее согласуйте этот момент с заказчиком и редактором площадки.

Ещё один отличный вариант получения нужных данных — видеоблоги. Они особенно полезны, если представители ЦА — увлечённые люди. Яркий пример — спортсмены. Уже по виду блогера вы сразу поймёте, может ли он давать советы по вопросам укрепления мышц пресса или подбора упражнений на бицепсы и трицепсы. Такие специалисты могут снимать десятки роликов всего на одну тему, например о спортивном питании. Из таких видео вы получите немало информации от людей, которые следовали собственным методикам и действительно знают, о чём говорят.

Не пишется текст после изучения материала? Помойте посуду

Написание текстов

Бывает так: автор перелопатил огромный объём материалов, но не может написать ни строчки. В таких случаях лучше отвлечься, заняться домашними делами или прогуляться. Позвольте информации улечься в голове, а воображению — включиться.

Важный момент: определите, что лучше всего работает для вас.

Одному автору нужна прогулка в парке, другому — контрастный душ, третьему — механическая работа по дому, четвёртому — переключение на другую задачу. Единой рекомендации нет, всё индивидуально.

«Посадите» перед собой представителя ЦА. Это очень полезный лайфхак для тех, кто «пишет в пустоту», не может выбрать стиль и терминологию, не знает, как обращаться к читателю. Представьте себе человека, для которого предназначен ваш текст. Нарисуйте его в своём воображении. Пусть у него будет имя. Пусть будет его небольшая история.

Например, вы пишете статью по юридической тематике для бизнесмена. Вот сидит перед вами Михаил Андреевич, мужчина лет 35 в костюме. Он целый день общался с клиентами, решал рабочие вопросы, трижды отчитал сотрудников, а сейчас узнал о новых поправках в законе и хочет выяснить, в чём они заключаются и что о них нужно знать именно ему — Михаилу Андреевичу. Он ужасно устал за день. Когда он прочтёт очередное «Операторы персональных данных должны привести системы обработки персональных данных в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ с учётом поправок, вступивших в силу 1 июля 2017 года», он вздохнёт и закроет вкладку. Текст останется непрочитанным.

Пишите для конкретного представителя ЦА. Расскажите ему то, что он хочет знать. И пусть в его глазах появится понимание.

Советы авторам

Не бойтесь повторять чужие решения

Увидели удачный заголовок, необычный приём, интересную метафору? Возьмите на заметку и попробуйте повторить. Нашли статью, которая вызвала большой отклик у аудитории? Напишите аналогичную, но расширьте тему или, напротив, сузьте. Нравится чужой стиль? Добавьте его элементы в свой. Берите всё хорошее, что видите у коллег, и совершенствуйтесь.

Лайфхак: сделайте рабочую папку, где вы будете хранить интересные наработки.

Не пытайтесь удержать всё в уме: даже самые гениальные идеи непременно забудутся. Пусть часть наработок не удастся повторить, зато, если потребуется вдохновение, они будут незаменимы.

Не редактируйте сразу после написания

Отдохните от текста хотя бы несколько часов. Копирайтер с замыленным взглядом порой не видит даже грубых ошибок. Перед отправкой дайте тексту полежать и перечитайте его ещё раз. Закончили редактирование? Не спешите отправлять. Возможно, когда вы посмотрите на текст свежим взглядом, то найдёте ещё пару мест, которые можно улучшить.

Важный момент: всегда закладывайте в сроки сдачи работы время отдыха от текста. Этот лайфхак пригодится вам и в случае форс-мажора, например, если вдруг сломается компьютер и на ремонт уйдёт целый день.

Просматривайте папку «Спам»

Во-первых, это весело. Во-вторых, в этой папке бывают письма с хорошими заголовками и текстами. Просматривайте их и складывайте в свою рабочую папку, о которой мы говорили выше, интересные идеи.

Работайте с бадди

С коллегой, с которым вы сможете обсуждать рабочие вопросы, обращаться за помощью. Найти такого коллегу вы сможете в копирайтерских группах «ВКонтакте» или Facebook.

Хороший бадди поможет вам перейти на совершенно новый уровень:

  1. Он покритикует ваши тексты, когда потребуется, а также отметит все слабые места статьи, если у вас замылен взгляд, а сдавать работу нужно срочно.
  2. Вы сможете делиться друг с другом интересными наработками, сервисами, ссылками. Обмен опытом значительно ускорит ваш профессиональный рост.
  3. Если вы поставите перед собой глобальную цель, например запустить собственный блог или написать книгу, просто договоритесь с бадди, что будете сообщать ему о своих успехах, допустим, каждый вторник. Для многих людей это мощная мотивация: совестно прийти к коллеге и сказать, что за неделю так ничего и не сделал.

Помните, что в работе с бадди важна взаимность и равные отношения. Будьте готовы не только брать, но и отдавать.

Работа с клиентами

Не бойтесь расширять спектр услуг

Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда опытный, сильный автор отказывается от заказа на текст для лендинга или рассылки. Объясняют просто: «Я не пробовал ещё, вдруг не получится?» Пробуйте, читайте материалы по теме, практикуйтесь. Чем длиннее список ваших услуг, тем более ценны вы как специалист. Если, конечно, вы не известны как величайший мастер продающих текстов или бог эпистолярного жанра.

Не ограничивайтесь текстами. Заглядывайте в смежные области: SEO-оптимизацию, контекстную рекламу, SMM, email-маркетинг. Не лишним будет изучить основы вёрстки и дизайна. Сейчас есть десятки бесплатных курсов на русском языке, а также отличных книг — на самообразование не придётся тратить огромные суммы.

Повышайте тарифы

Особенно если вы давно этого не делали.

Это щекотливая тема. С одной стороны, хочется зарабатывать больше. С другой, многие копирайтеры годами не повышают расценки, находя для этого десятки причин: «Я не уверен, что мои услуги столько стоят», «Заказчики от меня уйдут», «Я не смогу объяснить, почему указываю такую цену», «Лучше зарабатывать меньше, но брать количеством: если я назову низкую цену, у меня точно будет много заказов», «К моей работе станут предъявлять слишком высокие требования, я не справлюсь» или даже «Такие цены устанавливают только топовые авторы, которые ведут лекции и пишут книги, а я не из их числа».

Нужно понимать две вещи:

  1. Опыт подтверждает: высокая цена не только не отпугивает хороших заказчиков — она привлекает их. Многие люди руководствуются принципом «дорого — значит качественно». Приятный бонус: часто платят высокую цену не самые придирчивые клиенты «напиши-читаемый-текст-на-1000-знаков-с-десятком-ключей», а замечательные заказчики, готовые потратить час на интервью по скайпу и рассказать о своём бизнесе без отговорок «Найдите что-нибудь в интернете, ну или напишите как у конкурентов».
  2. Чем меньше вы получаете, тем меньше стараетесь. Кому-то не хватает времени даже не элементарную вычитку, ведь, чтобы заработать на хлеб с маслом, нужно писать как можно быстрее и больше. А кто-то начинает думать: «Если мне платят так мало, почему я должен стараться?» Низкая оплата убивает желание делать свою работу хорошо.

Если вам трудно поднять тарифы, сделайте это мотивированно.

Прочтите новую книгу и научитесь по ней чему-то новому в своей профессии либо пройдите курсы. Ваш уровень поднимется — следовательно, можно будет увеличить и цену услуг. При этом вы начнёте работать изо всех сил, чтобы оправдать назначенную стоимость, а значит, будете совершенствоваться. И это лучший путь — когда цена растёт вместе с профессионализмом.

Повышайте уровень

И речь не только о качестве вашей работы — его в любом случае нужно повышать постоянно. Я говорю об уровне заказчиков. Не бойтесь подавать заявки в компанию, если вам хочется там поработать. Не отказывайтесь от сотрудничества с крупным клиентом. Многие авторы годами топчутся на одном месте, потому что большинство новых заказчиков им кажутся «слишком серьёзными».

Лайфхак: помните, что даже Трамп не то чтобы слишком серьёзен. А ведь он сейчас президент США.

Если боитесь заказчика — представьте, как он сидит, одетый в футболку и домашние штаны, в кругу своей семьи или играет с детьми. Пусть даже это неправда, пусть и детей у него нет — представьте, и градус серьёзности резко снизится.

Не бесите заказчика излишней «экспертностью»

Некоторые авторы стараются доказать редактору или клиенту, что те неправы, в некорректной манере. Это может выглядеть так: «Вам не нужен текст, который вы просите. Лучше бы заказали лендинг. Похоже, вы вообще не разбираетесь в этой сфере. А я разбираюсь, у меня пять лет опыта, 10 пройденных курсов, есть много сертификатов, я вообще один из лучших специалистов на рынке». Таким образом автор пытается показать, что он молодец, под маской помощи клиенту. И это часто становится поводом для отказа в сотрудничестве.

Но в то же время не спешите делать, что вам велят. Если вы понимаете, что ТЗ составлено неадекватно, пообщайтесь с клиентом и попробуйте изменить задание. Естественно, критика должна быть конструктивной и корректной, с конкретными предложениями, что можно исправить и почему это нужно сделать.

Проблемы с ТЗ решаются в три шага:

  1. Узнайте цели работы, уточните детали, убедитесь, что вы правильно поняли клиента и не раздуваете из мухи слона. Возможно, после короткой беседы окажется, что с ТЗ всё в порядке — просто возникло недопонимание.
  2. Если задание всё же нужно отредактировать, подберите аргументы. Худший вариант — в лоб заявить: «Всё неправильно, я специалист и точно знаю». Это звучит оскорбительно, особенно если клиент сам составлял ТЗ, а не обращался к подрядчику. Ваш тон должен быть мягким и уважительным, аргументы — тщательно подобранными. Хорошо, если вы сможете сослаться на кейсы, примеры из опыта (своего или чужого).
  3. Сделайте конкретное предложение. Объясните не только то, почему ТЗ нужно изменить, но и как следует это сделать. При этом не забудьте оставить последнее слово за клиентом: не ставьте ультиматумы, давайте понять, что решение принимает заказчик. Даже если сотрудничества не получится, у него останется хорошее мнение о вас, а это очень важно, особенно в онлайн-мире, где всего один скандал может серьёзно подмочить репутацию специалиста.

Не хватайтесь за клиента

Если заказчик увидит, как сильно вы нуждаетесь в сотрудничестве, он может начать сбивать цену, сокращать сроки, уговаривать вас увеличить объём работы без доплаты.

Психологически будьте готовы потерять заказчика. Настраивайте себя: если не получится поработать над этим заказом — придёт другой.

Такая позиция поможет вам выбрать верный тон беседы и не согласиться на заведомо невыгодную сделку.

И вообще, учитесь вести переговоры. Можно начать обучение с книги Джима Кэмпа «Сначала скажите „нет“». Если общение с клиентом для вас больная тема — читать обязательно.

Заведите рабочий аккаунт в Facebook

Ну и в других соцсетях, если пожелаете. Некоторым копирайтерам удаётся неплохо раскрутить свой профиль даже в Instagram.

Заявите о себе. Посещайте профильные группы в соцсетях, пишите посты, оставляйте комментарии. Так будет легче находить новых клиентов.

Выдыхайте перед ответом

И наконец, ещё один лайфхак, который не помешает использовать очень многим авторам. Если вам написали что-то неприятное, сначала успокойтесь, потом отвечайте. В гневе можно ответить так, что потом с вами не захотят работать. Это касается и правок: порой самые безобидные комментарии рождают в душе автора бурю эмоций, которая может спровоцировать крайне неадекватную реакцию.

Вариант 1. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз, досчитайте до 10. Не успокоились? Увеличивайте счёт.

Вариант 2. Создайте документ, напечатайте всё-всё, что вы думаете про клиента, а когда спустите пар, удалите этот документ.

Дополнение к лайфхаку: всегда помните, что лично вы вне критики. Можно критиковать ваш текст, подход к работе, стиль, но только не вас лично. А подход или формулировки можно и поправить — это решаемо.

Самоорганизация

Для авторов-фрилансеров часто именно вопрос самодисциплины оказывается самым трудным. У офисных сотрудников есть строгий начальник, который будет стоять над душой, контролировать выполнение заданий, подгонять и штрафовать за просрочки. А вот фрилансер всегда может сослаться на проблемы с интернетом, поломку компьютера или болезнь любимой бабушки.

Вот только часто срывать сроки — значит вредить своей репутации. Так недолго и прослыть бездельником, к которому лучше не обращаться.

Решение есть: используйте лайфхаки для повышения самодисциплины и продуктивности.

Проводите ритуал начала рабочего дня

Этот совет особенно актуален для тех, у кого нет отдельного кабинета. Тяжело работать, обедать и смотреть фильмы за одним и тем же столом: во время подготовки текстов и общения с клиентами рука так и тянется открыть видео с котиками.

Ритуал должен быть предельно простым и необременительным. Кладите блокнот на стол, выпивайте чашку кофе с молоком или делайте что-то ещё, что будет ассоциироваться только с работой.

Лайфхак: учитывайте свой тип восприятия при выборе ритуала.

Аудиалы могут слушать каждое утро один и тот же короткий аудиотрек, включать фоновую мелодию, настраивающую на плодотворный труд.

Кинестетики — использовать аромалампу и тонизирующие эфирные масла (розмарина, базилика, чабреца, пихты). Только не переборщите: время процедуры не должно превышать двух часов, а начинать стоит и вовсе с 15–20 минут. С одной стороны, чтобы достичь нужного настроя, иногда хватает пары вдохов. С другой, эффект нужно поддерживать, именно поэтому стоит оставить аромалампу зажжённой хотя бы на 10–15 минут. Впрочем, сам ритуал займёт всего минуту: налить воду, добавить несколько капель масла, зажечь свечу — и готово.

Визуалам часто помогает картина или фотография, которая их вдохновляет. Можно ставить её на стол в начале рабочего дня и убирать в конце. Другие решения — стикеры с напоминаниями, наклеенные на угол монитора, стопка профессиональных книг о текстах или словарей на столе.

Во многих случаях отлично работает «офисный дресс-код»: выберите удобную одежду, в которой вы вполне могли бы отправиться в офис, и надевайте её только тогда, когда приступаете к работе.

Не пытайтесь сделать всё и сразу

Иначе вас завалит лавина из мелочей «отправить план статьи», «купить хлеба», «позвонить маме», «внести правки в текст». Вас попросили что-то сделать? Запишите на стикер или в блокнот и спокойно работайте дальше. Не позволяйте мелочам отвлекать вас — решайте задачи постепенно.

У этого подхода есть три плюса:

  1. Вам не придётся постоянно бросать крупную задачу, чтобы решить десяток мелких. Продуктивность сразу вырастет — убедитесь сами.
  2. Вы ничего не забудете. А вот если не станете записывать, то непременно упустите какую-то мелочь, которая может впоследствии оказаться необыкновенно важной.
  3. Вы разгрузите голову. Гораздо легче работать, не пытаясь удержать в уме десяток задач сразу.

Выберите инструмент, с которым вам удобно будет работать. Кто-то предпочитает Evernote и другие подобные сервисы. Кто-то записывает на стикеры и выбрасывает их по мере решения задач (в этом случае вам очень пригодится мусорное ведро возле рабочего стола). Можно записывать задачи в ежедневник и вычёркивать их по мере выполнения.

Важный момент: записывайте результат, а не начальное действие. Не «написать заказчику», а «получить пояснения к ТЗ». Иначе получится имитация бурной деятельности: вроде задач много, а дело не движется. Кроме того, вы будете ориентироваться на цель, а не на один только процесс.

Используйте правило пяти минут

Если вы ловите себя на том, что готовы перемыть всю посуду, прибраться в доме и пролистать ленту в соцсети до постов трёхмесячной давности, лишь бы не начинать работать, этот лайфхак вам поможет.

Скажите себе: «Я сейчас поставлю будильник, и он зазвонит через 5 минут. Всё это время я буду заниматься только работой. Если потом я захочу отдохнуть, то сделаю это».

Пять минут — это недолго, так что психологически очень легко уговорить себя «заключить сделку». Зато, как правило, этого временного промежутка вполне достаточно, чтобы включиться в работу. В большинстве случаев по истечении 5 минут люди понимают, что вполне могут трудиться и дальше.

Ещё один отличный вариант для тех, кто не может начать работать, — «помидорный» таймер. В его основе лежит техника Pomodoro. Её суть проста: 25 минут вы занимаетесь только работой, а потом 5 минут отдыхаете, стараясь даже не думать о делах. Можно поставить себе небольшой дедлайн: «За эти 25 минут я должен успеть решить три задачи». Если ещё и небольшую награду себе пообещаете, отвлекаться не захочется!

«Помидорный» таймер упрощает использование этой техники: вам не придётся постоянно следить за временем, сервис сам подаст звуковой сигнал, когда закончится 25 минут работы или пятиминутка отдыха. Временные отрезки можно менять по своему усмотрению.

Проглотите лягушку

Советы авторам
Eat me

Это ещё один лайфхак для тех, кому никак не удаётся перейти к работе. Не оставляйте самые неприятные дела на потом, а лучше запланируйте их на начало рабочего дня. Психологически комфортнее сразу решить задачи, которые вам не нравятся, чем постоянно откладывать их и весь день думать только о том, что рано или поздно ими всё же придётся заняться.

Берегите зрение

Оптимальный график: 25–30 минут работы, потом на 5 минут отойти от компьютера и дать глазам отдых. Если у вас бывает чувство жжения, песка в глазах, непременно посетите окулиста — он подберёт для вас капли.

Хорошо, если вы сможете делать короткую зарядку для глаз хотя бы два раза в день. Начать можно с самых простых упражнений: быстро моргать 30 секунд подряд, переводить взгляд с близко расположенных предметов на далёкие и обратно, крепко зажмуривать глаза, а затем открывать их как можно шире. Время от времени позволяйте себе посидеть с закрытыми глазами.

Если вы забываете делать зарядку для глаз, включите её в свой ежедневный список дел.

Не заканчивайте рабочий день, пока не выполните этот пункт. Помните, что испортить зрение, постоянно работая за компьютером, очень легко, а вот вернуть его трудно, порой даже невозможно.

Составляйте график, учитывая особенности своих биологических часов

Этот простой совет поможет вам экономить немало времени и работать намного продуктивнее. В те часы, когда вы чувствуете себя сонным или уставшим, занимайтесь рутиной: отвечайте на письма клиентов, выполняйте механическую работу. Более сложные задачи, которые требуют внимательности или вдохновения, оставляйте на то время, когда чувствуете пик продуктивности.

Понаблюдайте за своим самочувствием с утра до вечера на протяжении нескольких дней, чтобы выяснить, когда вам работается лучше всего. Можете делать заметки по часам: так будет легче выявить закономерность.

Отвечайте в рабочее время

За исключением экстренных случаев. Не приучайте заказчика к тому, что вас можно выдернуть хоть в выходной, хоть в три часа ночи.

Если вы не можете отвыкнуть от привычки постоянно проверять сообщения в почте, скайпе и соцсетях, поскольку боитесь, что клиент огорчится или рассердится, не получив ответа, — укажите в статусе ваше рабочее время. Также в беседе с каждым новым клиентом можете сообщать, в какие часы вы на связи, а в какие от вас не стоит ждать ответа. Так вам будет намного легче избавиться от стандартной установки «фрилансер всегда на работе».

Заканчивайте рабочий день

Не позволяйте труду длиться вечно.

Мы говорили о ритуале начала рабочего дня. Но ритуал окончания не менее важен: если вы будете круглые сутки думать о работе, то рискуете быстро столкнуться с переутомлением и эмоциональным выгоранием.

Ритуал окончания рабочего дня обязательно должен быть простым и приятным для вас. В хорошую погоду можно прогуляться. В плохую — посидеть дома, выпить чашку чая, почитать интересную книгу (не относящуюся к работе), посмотреть фильм, провести время с семьёй.

Если вам трудно переключиться, воспользуйтесь психологическим лайфхаком.

Скажите себе: «Сегодня я уже не буду автором. Я меняю свою роль».

Сформируйте для себя роли, которые вы играете. Например, быть автором — значит общаться с заказчиком, изучать информацию, писать тексты. Но быть мужем или женой — значит быть заботливым, уделять внимание любимому человеку, заниматься домашними делами. Научитесь переходить от одной роли к другой, и у вас будет меньше проблем на работе и дома.