Как помочь новому сотруднику быстрее адаптироваться

Простые советы, которые помогут серьёзно облегчить этот процесс.

Когда на самом деле начинается адаптация

Важная, но не для всех очевидная информация: адаптация новичка начинается не в первый рабочий день, а в день принятия им офера. Именно с этого момента возникает его взаимодействие с компанией: HR‑отделом, службой безопасности и так далее.

И на этом этапе новичок уже начинает формировать представление о чёткости внутренних процессов, реальном tone of voice. А значит, все сотрудники, с которыми ему предстоит коммуницировать, должны быть максимально открытыми и готовыми отвечать на любые вопросы.

Внешний вид и информативность предложения о работе, кстати, тоже имеет значение. Чем более исчерпывающая в нём информация, тем проще человеку будет подготовиться к первым рабочим дням.

У нас, например, это полноценный брендированный документ, в котором отражены наши ценности, преимущества, позиционирование. А также подробно описаны все условия трудоустройства и дополнительные индивидуальные «плюшки»: зарплата, график, ДМС, возможности обучения за счёт компании, корпоративные мероприятия и так далее.

Как подготовиться к выходу новичка заранее

Продумайте до мелочей первые дни сотрудника. Пропишите таймлайн по вводным встречам и сразу поставьте их в календарь. Например:

  • welcome‑презентация от HR;
  • процесс оформления в отделе кадров;
  • знакомство с командой;
  • постановка KPI на испытательный срок;
  • промежуточные встречи с HR и тет‑а‑тет с руководителем;
  • подведение итогов испытательного срока.

Помимо этих базовых мероприятий, конечно, можно и нужно добавлять и другие. Например, мы ежемесячно проводим топовые — в прямом смысле слова — встречи новичков с основателями бизнеса, где они за круглым столом знакомятся друг с другом и обмениваются вопросами.

Обычно там все делятся своим предыдущим опытом, рассказывают о своих хобби и увлечениях, образовании и вообще о чём угодно. Также мы говорим о становлении агентства с самого момента его основания и обсуждаем планы на развитие и многое другое.

Кроме того, во время этих встреч мы объясняем, что двери каждого сотрудника, в том числе топ‑менеджера, для новичков открыты и они в любой момент могут напрямую обращаться к нам с вопросами, предложениями, комментариями, просьбами.

Почему важна тесная коммуникация новичка и HR

У нас за сотрудником на весь период испытательного срока закрепляется его личный HR‑менеджер, который отвечает на все вопросы, связанные с правилами, графиком работы и мероприятий, оформлением документов. А ещё к нему можно прийти с любой нестандартной просьбой.

Не знаешь, к кому обратиться? Приходи в HR‑отдел.

Там точно или ответят, или направят к нужному специалисту. Кроме того, сотрудник сможет поделиться с HR‑менеджером фидбэком о том, как ему на новом месте.

В итоге таким образом мы закрываем сразу две задачи. Во‑первых, снимаем с непосредственного руководителя базовые и административные вопросы. А во‑вторых, обеспечиваем новичку двух относительно независимых кураторов — это его начальник и HR.

На что ещё стоит обратить внимание при подготовке к выходу новичка

Как ни крути, встречают по одёжке, поэтому новичок сразу отмечает комфортность и функциональность офиса и конкретно его рабочего места, мощность и современность предоставляемой техники, наличие мест для обеда и кофе‑брейков.

Так что обязательно заранее озаботьтесь подготовкой всего необходимого — от компьютера до канцелярского набора. К примеру, мы всегда интересуемся, на какой технике привык работать сотрудник. А ещё — готовим брендированный welcome pack (ежедневник и канцтовары), продумываем расположение рабочего места.

Кроме того, мы проводим подробные экскурсии по офису и рассказываем о полезных локациях вокруг уже на этапе финальных собеседований.

Как плавно погрузить новичка в процессы и задачи

Очень важно не бросать новичка «в открытую воду» и сопровождать его на протяжении всего процесса адаптации.

В первые недели руководителю или наставнику важно рассказать обо всех системах и процессах, существующих в компании. В нашем случае для каждой должности или блока должностей есть отдельный мануал, в котором отражена вся эта информация.

В нём также содержится описание того, как и где фиксируются задачи, стандартные тайминги по сдаче проектов, вводные данные по процессу документооборота.

Отдельно с каждым новичком проводится тренинг по работе с нашей CRM‑системой, в которой ведутся проекты.

Все эти мероприятия проводятся для того, чтобы у него к концу испытательного срока не оставалось административных вопросов, а его действия были максимально организованы и не дублировались.

Когда новичок идеально понимает всю внутреннюю кухню, в будущем он уже не отвлекается на процессуальные и бюрократические моменты при реализации своих основных задач. А значит, работает быстрее и эффективнее.

Какие цели стоит ставить

Ещё на этапе найма важно определить зону ответственности и задачи конкретного сотрудника. Большая ошибка — начинать делать это только после его выхода. Заранее подготовленные и прозрачные KPI на испытательный срок максимально ускорят процесс адаптации.

Уделите этому время и пропишите, каких результатов и в какие сроки вы ожидаете от нового сотрудника. Например, наши руководители заранее продумывают роль и уровень ответственности на каждой позиции ещё на этапе найма, и всё это фиксируется в Miro. Таким образом, мы избегаем хаотичного погружения в задачи, а значит, сильно упрощаем работу новичка.

Всем известно, что KPI должны быть измеримы и достижимы. То есть, если вы поставите заранее невыполнимую или чрезмерно амбициозную цель новому сотруднику на самом старте, велика вероятность, что в погоне за ней он проигнорирует все базовые знания, правила и процессы, которые есть в компании.

И из‑за этого в дальнейшем будет сталкиваться с большим количеством трудностей и критики, а значит, быстро демотивируется и перегорит.

Мы считаем, что основная цель новичка во время испытательного срока — это погрузиться в бизнес‑процессы, идеально понимать позиционирование компании, конкурентные преимущества, ключевые кейсы и так далее. И именно на это опираемся при постановке задач на этот период.

Какую роль играет наставник

Одну из ключевых ролей в процессе адаптации играет наставник. Это старший опытный сотрудник, который будет сопровождать новичка на протяжении всех первых месяцев. А может, и позже. Объяснять все нюансы по задачам, помогать советом, подсвечивать правильные пути решения проблем и просто быть примером того, как принято поступать и реагировать в различных ситуациях.

В рамках нашей стажёрской программы наставник и вовсе является главным персонажем. Так как для ребят без опыта мы являемся первым в жизни работодателем, наставник = ментор = пример для подражания.

Кроме того, очень важно, чтобы наставник был «заряжен» и брал шефство над новичком добровольно, так что не навязывайте действующим сотрудникам такую функцию. Это должно быть поощрением за гиперлояльность и успешность.

Мы изначально выбираем в наставники разделяющих ценности агентства сотрудников.

Большинство из них сами когда‑то приходили к нам стажёрами, поэтому нет необходимости объяснять им важность и ценность этой роли.

Кроме того, в компании существуют грейды, и одним из условий перехода на новый уровень является качественно «воспитанный» стажёр или новичок. Ну и небольшой материальный бонус для самого успешного наставника у нас, конечно, тоже существует. Но это далеко не ключевая мотивация.

Как познакомить сотрудника с командой

Это очень важный этап. И здесь нет единого рецепта успешной интеграции, потому что всё очень сильно зависит от команды. Так что потребуется индивидуальный подход.

Если ваша команда — это активные сейлзы‑экстраверты, организуйте небольшую игру‑знакомство, попросите их креативно представиться новичку. Если коллектив состоит из интровертов-айтишников, порой можно просто организовать одну общую официальную встречу, где ребята обсудят зоны ответственности, проговорят свои хард‑скилы. И для комфортного рабочего взаимодействия этого им будет вполне достаточно.

Помимо этого, мы, к примеру, заранее просим новичка рассказать о себе несколько интересных фактов. И используем эту информацию для того, чтобы подготовить отдельный пост во внутренний Telegram‑канал, где мы всегда анонсируем выход новых ребят.

Наиболее креативные руководители в дальнейшем тоже с удовольствием пользуются этой информацией.

Например, если человек рассказал, что любит петь, то почему бы не сходить всем вместе в караоке в первую же пятницу?!

В любом случае очень важно предупредить всю команду о появлении новичка заранее, рассказать, что планируете ему делегировать. Берите его на все внутренние мероприятия – от похода с утра за кофе до совместных выходов в свет. Так он сразу прочувствует вайб вашей компании, и это ускорит установление связи с коллегами.

Почему важно давать обратную связь

Все это знают, но до сих пор не все делают. Период адаптации для новичка — это стресс. Поэтому очень важно, чтобы наставник, руководитель и HR регулярно «измеряли температуру», интересовались состоянием дел и вовремя делились своими наблюдениями и замечаниями.

Возможно, на предыдущем месте сотрудник просто привык выполнять какие‑то задачи определённым образом и там его хвалили за такой подход, а в вашей это является грубым нарушением. Не стоит копить негатив и записывать «косяки» до очередной запланированной встречи. Выстраивайте открытый и конструктивный диалог с первого дня.

Что делать, если установить связь так и не удалось

Такое тоже случается. Даже если все вышеперечисленные пункты были реализованы качественно, есть риск, что новичок всё же покинет вас после испытательного срока.

Причин может быть масса: как объективных (не справляется с темпом, не вовлекается в нужной мере, не лоялен к компании и коллегам), так и субъективных (всё-таки не подходит вайб, всё-таки хочет полную удалёнку, всё-таки не хочет быть секретарём).

Возможно, вы не подошли друг другу именно на этом этапе своего развития и ещё встретитесь. А возможно, просто стоит сделать выводы и идти дальше.

На этом этапе самое важное — не рушить уже выстроенные отношения и, как при любом расставании, обсудить все возможные точки роста для взаимной работы над ошибками. Как со стороны компании, так и со стороны человека, покидающего агентство на испытательном сроке.

У нас есть так называемый exit‑бот, которого мы отправляем всем при увольнении. Он содержит достаточно понятные простые вопросы, например: «С какими сложностями ты столкнулся?», «Что мы могли бы улучшить?», «Как сложились взаимоотношения с руководителем?» и другие. Каждую анкету мы анализируем и прорабатываем. Однако личной коммуникации это не заменяет.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Mike
08.11.23 09:49
| изменено
Все равно не понял, откуда столько агрессии к незнакомым Вам людям. "Конченные", "Папуасы", "Клоуны от бизнеса". Ну и как можно ориентироваться на результат не наладив рабочий процесс. Возможно фирмочка на 3.5 человека может работать на голом энтузиазме, но на предприятии в несколько сотен человек все равно придется пилить формализованные рабочие процессы, внутренний документооборот, должностные инструкции и тп. В том числе и для HR. Чем они хуже? Или с каждым новым сотрудником они будут придумывать новый алгоритм ввода его в коллектив? Ну и перенимание удачного опыта из книг по бизнесу - это обучение, а не карго-культ. Карго культ - это имитация какой-то деятельности с желанием получить такой же результат. Например, Вы стали начальником и чтобы Вас уважали, как начальника, подписываете документы исключительно золотом паркером. Потому что Ваш предшественник делал также и его все уважали. При этом Вам все равно какие документы подписывать. Хоть пустые листы. И наоборот, если Вы проанализировали его работу и переняли пару приемов общения с сотрудниками, планирования времени, работы с документами - это будет совсем другое дело. Это не карго-культ. Есть иллюзия, что Вы лично знаете авторов статьи... ))) Судя по сайту там реально успешный успех супербрендированный... Но советы в статье вполне годные.
Roman Zakharov
08.11.23 16:02
Лично не знаком с авторшей (авторкой?), но с такими людьми взаимодействую по работе регулярно. Эта статья полезна только тому кто её написал как один из кирпичиков её личного бренда. Но если посмотреть внимательно — в статье куча странных вещей, которые вполне могут быть на тренингах про успешный успех. Например: welcome‑презентация от HR — зачем? Соискатель не может пользоваться интернетом чтобы узнать о компании? промежуточные встречи с HR и тет‑а‑тет с руководителем — зачем нужны тет а тет встречи с руководителем (если ты не Моника Левинский)? Промежуточные встречи с HR зачем (она же ничего не понимает в работе которую ты делаешь). встречи новичков с основателями бизнеса — бизнеса основателю хочется продемонстрировать у кого самы длинный в этом зале? Ему заняться больше не чем? У нас за сотрудником на весь период испытательного срока закрепляется его личный HR‑менеджер — все перечисленные вопросы рассказываются за 5 минут. У них слишком много народу в отдел HR и его надо чем-то занять видимо. И таких вопросов в статье почти к каждому предложению. Таких компаний, аля Сималенд (я там не работал, но отзывы читал) — через одну и работать с такими людьми не комфортно, т.к. они не понимают что они делают. Агрессия из-за того что постоянно взаимодействую с такими людьми как авторка — это часть моей работы.
Mike
08.11.23 17:26
Аргументировано. В таком случае мои соболезнования. Я как раз от всех этих успех-успешных компаний максимально далеко... Меня эта гламурная тусовка просто раздражает. По пунктам опять же, если все делать для галочки, то да, бесмыссленно. Если подходить с умом, в этом есть определенный смысл. -У меня был опыт приветственной презентации. Разумеется там не было информации из интернета. Нескольким десяткам новичков рассказывали где что находится, куда обращаться за помощью, куда жаловаться (в том числе на начальство), про недопустимость харассмента на рабочем месте и тд и тп. Рабочие моменты, которые задолбаешься пересказывать каждому. -Промежуточные встречи с HR хрен знает зачем нужны... Может для фитбека? В целом замерять атмосферу в большой организации.. Не знаю. С начальством (непосредственным) полезно поговорить с глазу на глаз. В том числе и самому начальнику полезно получить фитбек от новичка с незамутненными глазами. -Встречи новичков с основателями бизнеса за одним столом тоже неясно зачем нужны. Особенно непонятно, что это за бизнес такой, где основатель может с каждым новичком аудиенции устраивать. А вот если компания огромная, то может быть небесполезным собрать всех новичков в одном зале и показать им издалека Воложа, Маска или Билла Гейтса какого-нибудь. И чтобы он сказал что-нибудь вдохновляющее. Это должно неплохо мотивировать. -У нас за сотрудником на весь период испытательного срока закрепляется его личный HR‑менеджер. За этой красивой фразой может скрываться и баб Маня из отдела кадров на телефоне ))) Которая "личный HR-менеджер" одновременно для всех новичков компании. Из всей этой лабуды я вынес только одно хорошее правило. Новичков нельзя бросать. Их надо вести. Проще всего приставить на недельку к новичку кого-нибудь из коллектива. Желательно повеселее и подружелюбнее. Чтобы рассказал где что находится, что делать, как к начальству ходить. Что-то подобное применяют в макдональдсе, кажется. Помогает акклиматизации и несколько снижает количество факапов от незнания элементарных правил.
Розалинда Дзибова
08.11.23 22:58
даже с переводом вряд ли она полезна сотруднику небольшой компании, загрузка такая, что опекать новичков совсем нет времени и некому, можно сказать
Читать все комментарии