Новый «Бегущий человек» с Гленом Пауэллом провалился в прокате. И кино действительно лучше посмотреть дома

16 декабря на западных стримингах появился новый фильм Эдгара Райта «Бегущий человек». Это вторая экранизация одноимённого романа Стивена Кинга — впервые книгу перенесли на экраны в 1987 году, превратив в лихой боевик с Арнольдом Шварценеггером. Новую версию обещали и действительно сделали более близкой к оригинальному произведению. За дело взялся один из любимых режиссёров всех гиков, а на главную роль пригласили модного актёра Глена Пауэлла.
Однако «Бегущий человек» катастрофически провалился в прокате, да и оценки получил средние. На самом же деле фильм не так уж и плох, просто он теряется на фоне как более удачных антиутопий, так и более интересных работ Райта.
О фильме «Бегущий человек»
- Оригинальное название: The Running Man.
- Страна производства: Великобритания, США.
- Жанр: фантастика, боевик.
- Дата выхода в Сети: 16 декабря.
- Длительность: 2 часа 13 минут.
- Режиссёр: Эдгар Райт.
- В главных ролях: Глен Пауэлл, Колман Доминго, Джош Бролин, Майкл Сера, Эмилия Джонс, Ли Пейс, Джейми Лоусон, Уильям Х. Мэйси.
То ли в недалёком будущем, то ли в альтернативном настоящем всю власть держит медиакорпорация Network. Многие люди живут в нищете и отвлекаются только на всевозможные реалити-шоу. Не в меру вспыльчивый Бен Ричардс потерял работу за неподчинение и теперь не может даже купить лекарства для больной дочери. Чтобы заработать, он отправляется на телевидение, готовый принять участие в любой игре.
Из-за физической подготовки и агрессии Бена отправляют в «Бегущего человека». В этом соревновании игрок должен месяц скрываться от охотников, которые пытаются его убить. За каждый день ему начисляют огромную сумму, а если выигрывает — вовсе баснословные миллионы. Сложность в том, что любому прохожему тоже заплатят, если он сдаст участника. Так что соревноваться приходится буквально со всем миром.
«Бегущий человек» — правдоподобная антиутопия с навязчивой моралью
Возможно, прямо сейчас этот фильм выглядит даже более актуально, чем полтора месяца назад, когда он вышел на большие экраны. Весь хоть сколько-то связанный с кино мир обсуждает тот факт, что Netflix пытается купить компанию Warner Bros. и семимильными шагами идёт к монополии. И тут в «Бегущем человеке» показывают «корпорацию зла», логотип которой — огромная красная буква N. Если вдуматься, то в реальности всё ещё ироничнее. Фильм выпустила студия Paramount, которая тоже входит в огромный конгломерат, пытающийся купить Warner Bros., причём с более агрессивным поглощением. Как говорится: «Главное в расследовании — не выйти на самого себя».

Но, конечно, больше всего сравнений будет даже не с романом Стивена Кинга. Зрители лучше помнят культовый фильм 1987 Пола Майкла Глейзера, где герой Арнольда Шварценеггера разделывался с жестокими, но нелепыми охотниками в костюмах в духе комиксов.
Новая версия гораздо ближе к Кингу и просто мрачнее. Мир «Бегущего человека» — антиутопия, где люди не могут купить себе лекарство, но залипают перед телевизором, обсуждая «Семью Кардашьян» (в фильме какой-то вымышленный аналог, но параллель очевидна). Самое печальное: зрители искренне верят в то, что им показывают. Если сказали, что на экране враг народа, выдавший государственную тайну и убивающий невинных, — значит так оно и есть.
Здесь режиссёр заходит на спорную территорию. В старой экранизации добро и зло были более чётко разделены: есть опасные охотники и корпорация, которая подделывает информацию. Теперь же говорят не только о компании, ради рейтингов готовой на любые жертвы даже среди своих. А ещё и о людях, которые слишком рьяно бросаются уничтожать каждого, кого объявили злодеем, и даже не пытаются проверять информацию. А если вдруг ситуация изменится и участник станет героем — его полюбят, не моргнув глазом, и возненавидят следующую жертву.

И вроде бы звучит круто, остро и очень зло. Героя теперь делают не благородным полицейским, а простым работягой, который не умеет сдерживать гнев. И это должно приблизить экранизацию к зрителям. Персонаж вроде как не борется за всеобщую справедливость и не хочет вершить революцию — ему бы просто выжить да заработать.
Но при просмотре возникают странные ощущения. Эдгар Райт, который на протяжении всей карьеры давал зрителю подумать о морали самостоятельно, почему-то бьёт максимально в лоб.
Всевозможные игры на выживание — тренд в кино и сериалах, критикующих капитализм. Богатеи и власть имущие заставляют людей драться, а сами тем временем зарабатывают или просто веселятся. Но «Бегущий человек» говорит об этом более навязчиво, чем «Игра в кальмара», которая завершилась буквально полгода назад. А между прочим, в 2025‑м была ещё и «Долгая прогулка» — тоже по роману Кинга и тоже об этом.

Но если названные проекты хотелось обсуждать и обдумывать, то картина Райта не оставляет простора для трактовок. Корпорации — жадные и лживые, люди — податливые и агрессивные. В 1982 году, когда вышла книга, это звучало остро. Теперь — банально.
В фильме «Бегущий человек» режиссёр не изменяет своему стилю
Уже не меньше 10 лет те, кто полюбил Эдгара Райта за его первые работы, спорят: «тот ли он ещё» или окончательно растерял весь свой стиль. Начиная с «Малыша на драйве», режиссёр снимает более высокобюджетное кино и отошёл от пародий. Автор действительно стал немного другим. Хорошо это или плохо — вопрос спорный. Единственное, на что не стоит сваливать вину, — это работа с крупными студиями. Райт явно всё ещё делает то, что он хочет, и не изменяет своим любимым приёмам.

Просто теперь они остаются где-то на фоне. Если в «Скотте Пилигриме против всех» стиль компьютерной игры был буквально основой происходящего, то телешоу в «Бегущем человеке» лишь яркое оформление. Хоть Райт и отказался от кэмпового стиля фильма из 80‑х (вспомните оперного певца в новогодних лампочках, который стрелял электричеством), автор не стал делать свою версию сурово реалистичной.
Наоборот, говоря о современном мире, он вовсю использует эстетику старых телепередач: с танцами в купальниках, ведущим в блестящем костюме и огнями в кадре. Охотников переодели в более практичную форму, но они всё так же позируют перед камерами. На фильм со Шварценеггером ссылаются прямо, поместив портрет актёра на новые доллары.
Именно эта часть удаётся лучше всего: с одной стороны, гротеск отлично развлекает, с другой — делает происходящее ещё страшнее. В какой-то момент начинаешь чувствовать себя буквально зрителем подобного шоу: фильм смешит, но говорят-то на очень мрачные темы.
В основном же действии вычурность постановки выглядит инородной. Так, в середине ленты есть драйвовая сцена с Майклом Серой, которого многие как раз полюбили после «Скотта Пилигрима против всех». Её можно назвать самой «райтовской» за фильм: это своеобразная смесь политического триллера и комедии «Один дома». Но момент добавили именно для того, чтобы порадовать поклонников: даже главный герой не понимает, зачем его новый знакомый творит то, что творит.

В остальном же очень трудно поймать баланс между серьёзным и шутливым. Бен — трагический персонаж, который сам не понимал, в какую опасную ситуацию попадёт. Но при этом ему дают целую сцену, где он должен бегать в одном полотенце (а потом и без) и даже висеть на канате, крича Why огромной падающей букве Y. Кстати, режиссёр позвал Глена Пауэлла на роль, поскольку он выглядит как «обычный мужчина», а не супергерой. Вспомните об этом, когда увидите мускулатуру актёра.
Возможно, всё отношение к фильму будет зависеть от того, насколько прямолинейно зритель воспримет показанное на экране. Если серьёзно — возникнет много вопросов. А если как гротеск и воспоминание о старом кино — очень даже неплохо.
Финал портит все ощущения
Единственное, что трудно оправдать в «Бегущем человеке» 2025 года, — это хаотичная и ненужная концовка. Оригинальный роман Кинга заканчивался чётко и мрачно, в фильме 80‑х зрителям дали утопичный хеппи-энд — всё будет хорошо не только у героев, но и у всей страны. Эдгар Райт сделал что-то странное.

Здесь трудно обойтись без лёгких спойлеров, но постараемся ограничиться намёками. Режиссёр то ли постарался угодить всем, то ли не смог выбрать из разных вариантов и показал несколько. После финальной точки появляется дополнительная сцена, которая атмосферно выбивается из всего остального фильма. Мало того, она не слишком логично клеится к предыдущим событиям и морали. Как будто уже после концовки все поняли, что убедили зрителей вовсе не в том, что задумывали.
При этом есть странное ощущение, что настоящий финал фильма не на экранах, а в реальности, ну или хотя бы в интернете. Борясь с огромной корпорацией, главный герой убеждает обычных граждан, что они должны сделать главное — выключить это шоу и больше не смотреть его. Кажется, потенциальные зрители «Бегущего человека» заранее поняли эту идею. Они просто не пошли в кино на очередной ремейк и экранизацию Кинга, выпущенную огромной студией. Согласитесь, есть что-то зловещее и одновременно восхитительное, когда герой с экрана говорит: «Не смотрите. Выключайте». Говорит пустому кинозалу.

«Бегущего человека» нельзя назвать ни лучшей работой Эдгара Райта, ни лучшей экранизацией Стивена Кинга даже за 2025 год, ни лучшей антиутопией. Но это не значит, что фильм получился откровенно плохим. Режиссёр умеет снимать захватывающе, добавляя даже в мрачную историю юмора и динамики.
Так что как развлечение на один вечер новый «Бегущий человек» работает отлично. Но то ли автор запутался в своих мыслях, то ли хотел сделать мораль очевидной — картине не хватает тонкости, за которую любят Эдгара Райта.


























Станьте первым, кто оставит комментарий