«Белфаст» выиграл «Оскар» за оригинальный сценарий. Вот каким вышел фильм
Новую работу режиссёра Кеннета Браны «Белфаст» называют одним из главных фаворитов будущего «Оскара». В последние годы этот автор занимался в основном экранизациями разных книг: снял «Убийство в Восточном экспрессе» и «Смерть на Ниле» по детективам Агаты Кристи, лично сыграв Эркюля Пуаро, неудачно попытался перенести на экраны романы об Артемисе Фауле и даже выпустил необычную версию «Генриха VIII» Шекспира под названием «Чистая правда» (снова с собой в главной роли).
«Белфаст» — возможно, самый личный фильм для Браны. В основе чёрно‑белой драмы лежат впечатления режиссёра о собственном детстве. Картина выглядит очень искренней и красивой. Но при просмотре трудно избежать ощущения, что всё это сделано в угоду премиям и фестивалям.
Фильм снят специально под «Оскар»
Девятилетний Бадди (юный, но очень талантливый Джуд Хилл) живёт в Белфасте 1960‑х. У него дружная семья, хотя отец (его называют просто Па — Джейми Дорнан) всё чаще подолгу пропадает в командировках. Бадди приходится расти в сложные времена: в городе как раз начинаются стычки между католиками и протестантами, на улицах возводят баррикады, а потом власти вводят войска. Но юный герой продолжает верить в лучшее, влюбляется в одноклассницу и радуется походам в кино.
Чёрно‑белая картина, основанная на воспоминаниях автора, рассказывает о семье с вечно отсутствующим отцом, живущей в сложный для города и страны период. Постойте, разве это не описание оскароносной «Ромы» Альфонсо Куарона? Именно эта мысль возникнет у знатоков кинематографа при первом знакомстве с фильмом.
Не секрет, что у Кеннета Браны сложные отношения с «Оскаром». Британца номинировали на эту премию пять раз, причём и как актёра, и как режиссёра, и как сценариста. Но каждый раз заветная награда ускользала. Поэтому кажется, что теперь Брана старательно проанализировал предыдущих победителей и собрал в новом фильме буквально все составляющие успеха.
Так что уверения режиссёра, что «Рому» он вовсе не смотрел, выглядят даже иронично. Хотя тут же он упоминает, что ориентировался на классику кинематографа «400 ударов» и «До свидания, дети», и параллели с этими знаменитыми картинами тоже легко заметить. Что, увы, не отменяет слишком явное желание Браны понравиться критикам. Уже можно сказать, что он своего отчасти добился: фильм получил награду кинофестиваля в Торонто и один приз на «Золотом глобусе» при шести номинациях. Остался последний рубеж — «Оскар».
При этом автор искренне ностальгирует
После саркастичного начала статьи читателям может показаться, что их ждёт абсолютно холодная картина, наполненная морализаторскими диалогами и социальными темами. Но, к счастью, мечта об «Оскаре» не помешала Кеннету Бране снять тёплый и добрый фильм.
Вспоминая детство, режиссёр концентрируется больше не на общественных темах, а на истории одной семьи. Юный Бадди знакомится с миром. Мать (или просто Ма — Катрина Балф) служит для мальчика моральным ориентиром, ограждая его от плохих поступков. Бабушка и дедушка (любимица режиссёра Джуди Денч и наконец‑то положительная роль Киарана Хайндса) становятся источниками житейской мудрости и просто любви.
Но самый главный акцент Брана делает на тяге героя к кино и вообще искусству, явно намекая, что сам вырос из этих впечатлений. Он даже выделяет это визуально: единственные цветные моменты в чёрно‑белом «Белфасте» — кадры из фильмов или происходящее на сцене театра. Приём лобовой, но снято очень красиво. Особенно когда раскрашивают даже отражение экрана в очках одного из персонажей. А в финале картина ненадолго и вовсе превращается в мюзикл.
Эмоциональность фильма по большей части держится на удачно подобранном актёрском составе. Уж если кто‑то до сих пор не смог простить Джейми Дорнану его роль в «50 оттенках серого», то после образа неудачливого, но искреннего отца все претензии исчезнут окончательно (хотя к этому лучше прибавить прошлогоднюю комедию «Барб и Звезда едут в Виста дель Мар» — апофеоз самоиронии артиста).
Звезда «Чужестранки» Катрина Балф очень органична в образе мудрой матери. А уж про Денч и Хайндса говорить не приходится: они будто и не играют вовсе, а просто рассказывают с экрана о своих эмоциях.
Повезло режиссёру и с юным Джудом Хиллом в главной роли. Его обаяние часто спасает даже слабые сцены и заставляет терпеть хаотичный монтаж. Хотя с характером этого персонажа связана, возможно, главная проблема фильма.
В «Белфасте» представлен до неестественности наивный детский взгляд
Недавно вышла ещё одна чёрно‑белая картина о ребёнке в мире взрослых — «Камон Камон» Майка Миллса. И именно на контрасте с предшественником особенно заметна поверхностная проработка образа Бадди.
Миллс показывал юного героя полноценным человеком со своим мнением: он наблюдает за миром, высказывает суждения и даже чему‑то учит окружающих. Брана выступает с типичной снисходительной позицией взрослого. В его мире детей волнуют только их личные развлечения и сугубо локальные заботы.
Возможно, это странно или даже нагло спорить с автором о его собственных воспоминаниях. Но очень трудно поверить, что смышлёный Бадди толком не рефлексирует даже на тему творящейся вокруг гражданской войны, не говоря уж о проблемах в семье. Тем более что его родные оказываются чуть ли не в центре столкновений.
Стоит отметить, что на экранах нередко показывают наивных юных героев, которые не осознают ужасов происходящего. Достаточно вспомнить фильм «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи и «Кролика Джоджо» Тайки Вайтити. Но оба автора делали искажённое восприятие художественным приёмом: идеалистический игровой мир против суровой и мрачной реальности. В «Белфасте» же подобных параллелей нет, ребёнок всё отлично видит и понимает. Просто его интересуют другие вещи.
Режиссёр даёт экскурс в историю и говорит на актуальную тему
Всё же большинство потенциальных зрителей этого фильма не дети. И, возможно, основную аудиторию больше заинтересует не главный герой, а общая картина событий. И тут можно найти несколько интересных и полезных идей. Для начала — многие и вовсе не слишком разбираются в событиях, которые происходили в Белфасте 1960‑х, когда в Северной Ирландии обострилась борьба между католиками и протестантами (читай «между Ирландией и Британией»). Лента не слишком углубляется в историю, но она может стать отправной точкой для изучения материалов о гражданской войне.
Но ещё важнее, что «Белфаст», хоть и рассказывает о реальных событиях прошлого, актуален в любое время и в любой стране. По сути, он посвящён тому, как оставаться человеком в тяжёлые времена, когда буквально за окном избивают друг друга давние знакомые. А ещё значительную часть фильма родители Бадди выбирают: продолжить жить в родных и понятных краях или уехать в более спокойные места.
И пусть режиссёр предлагает самые очевидные выходы из трудностей: держаться родных, любить и верить в лучшее. Банальности не всегда выглядят утомительно и скучно. Иногда они поддерживают, напоминая, что что‑то остаётся неизменным.
«Белфаст» наверняка получит свою долю внимания и наград на «Оскаре», пусть даже его нарочитость бросается в глаза. Картину вряд ли можно считать холодным расчётом и чистейшим Oscar bait (так называют фильмы, которые снимают специально ради премий). Кеннет Брана старается быть искренним и заряжает человеколюбием, рассказывая о важности семьи как для ребёнка, так и для любого взрослого. Так что лента оставляет приятные впечатления, хоть и с небольшим осадком.
Станьте первым, кто оставит комментарий