1. Развивать регионы присутствия

Как бы радужно ни звучали отчёты губернаторов, в реальной жизни бюджеты многих регионов дефицитны, и деньги тратятся только на жизненно важное. На развитие в этом случае остаётся не так много, если вообще остаётся. Для сравнения: доходная часть бюджета МосквыЗакон о бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов почти в 24Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов раза больше, чем в Саратовской области, в 20«О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» — чем в Приморском крае, в 9О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» — чем в Свердловской области.

Бизнес заинтересован в развитии регионов не только из альтруистических соображений. Помогая, он обеспечивает себе более комфортную обстановку для работы.

Анастасия Ложкина

Директор отдела по развитию и привлечению средств благотворительного фонда «Арифметика добра».

Для бизнеса важно устойчивое развитие регионов присутствия. Вкладываясь в образование и социализацию детей-сирот, бизнес формирует будущие кадры, способствует снижению криминогенной обстановки и подъёму экономики в регионе.

Кроме того, когда бизнес заявляет о причастности к какой-либо социальной проблеме, он создаёт статус социально ответственного бренда. Соответственно, формируется более глубокое эмоциональное взаимодействие с потребителем.

Наконец, вовлечение сотрудников в решение социальной проблемы развивает умение делиться, причём не только деньгами, но и навыками, способствует сплочённости команды. В качестве успешного кейса можно привести проект «Двигайся» компании PepsiCO и фонда «Арифметика добра». Сотрудники занимаются спортом, время их тренировок переводится в средства, которые идут на развитие спортивных секций и образовательной программы в региональных детских домах.

2. Формировать HR-бренд

Несмотря на то что в большинстве случаев рынок принадлежит работодателю, который выбирает из нескольких претендентов, соискатели сейчас тоже не лыком шиты. Они оценивают репутацию компании, читают отзывы о ней, смотрят, как её представители ведут себя в интернете. Талантливые, способные сотрудники могут позволить себе выбирать из нескольких предложений. И есть причины полагать, что выберут они компанию с хорошей репутацией.

Участие в благотворительности показывает, что топ-менеджменту компании не всё равно. Он видит в людях людей, а не просто расходный материал, который помогает зарабатывать деньги, и готов делиться ресурсами, чтобы помогать.

Анна Леонова

Специалист по внутренним коммуникациям ICL Services.

Благотворительность может решить несколько задач бизнеса. Прежде всего, это работа с корпоративной культурой. Конкурентное преимущество в плане бренда работодателя также играет роль.

Молодое поколение хочет брать на себя новые роли волонтёров, кураторов и проектных менеджеров мероприятий. Они всё чаще выбирают стабильные компании с активной социальной позицией, которые показывают, что готовы реализовать их инициативы. Доказано, что чем выше вовлечённость сотрудников не только в рабочий процесс, но и в социальную жизнь компании, тем выше производительность и финансовые показатели компании. И ниже текучесть талантливых кадров.

Это работа хороших внутренних коммуникаций в действии. Также сокращаются косвенные расходы на наём персонала. Если бренд работодателя положителен, получить больше рекомендаций извне при трудоустройстве намного проще.

3. Демонстрировать стабильность и надёжность

Если бы для компаний существовала пирамида Маслоу, благотворительность находилась бы очень близко к её вершине. Сложно ею заниматься, если основные потребности не удовлетворены: нет стабильного дохода, проблема с кадрами или партнёрами.

Участие в благотворительности говорит, что организация благополучна, а у её сотрудников есть время и ресурс подумать о том, чтобы помочь кому-то ещё и при этом не чувствовать себя обделёнными.

Валерия Беленцова

Менеджер проектов БФ «Точка опоры».

Социальная ответственность демонстрирует стабильность и надёжность организации. Сотрудник компании, которая заботится об обществе, более лоялен к работодателю: участие коллектива в благотворительных акциях может вызвать не только эмоциональную привязанность, но и «привыкание». Один из топ-менеджеров компаний-партнёров как-то признался нам, что им важно, чтобы сотрудники понимали: они работают в организации, которая не только получает, но и отдаёт.

У благотворительного фонда в поддержку паралимпийцев «Точка опоры» сейчас есть четыре готовых инструмента для развития корпоративной социальной ответственности любого бизнеса, в том числе покупка благотворительных сувениров в качестве корпоративного подарка, например, футболки с цитатой «Опустились руки? Подними штангу», тарелки с принтом «Вкусно поел? 40 раз присел» и других или отказ от покупки корпоративных сувениров к празднику в пользу побед паралимпийцев.

4. Развивать доверительные отношения с аудиторией

Бизнес может формировать лояльность аудитории разными способами, и благотворительность — один из них. Нынешние и потенциальные клиенты понимают: компания видит, какие проблемы существуют в обществе, и готова помогать их решать.

Елена Бершадская

Менеджер по связям с общественностью компании ООО «ЭГИС-РУС».

Деятельность нашей фармацевтической компании в сфере благотворительности способствуют развитию доверительных отношений с нашими аудиториями — специалистами здравоохранения, пациентами, обществом в целом. На протяжении многих лет «ЭГИС» является организатором и спонсором образовательных программ для врачей и пациентов, а с недавних пор – ещё и инициатором партнёрских благотворительных проектов и волонтёрских акций.

Один из наших благотворительных проектов — всероссийская акция «Покупай во благо», которая реализуется в партнёрстве с КБФ «Катрен» с 2015 года. Она направлена на улучшение качества жизни воспитанников детских домов. В этом году в её рамках была реализована образовательная инициатива: в 19 детских учреждениях врачи-гинекологи выступили перед девочками пубертатного возраста с лекциями о женском здоровье и личной гигиене.

5. Выстраивать корпоративную культуру

Социальная ответственность — важная часть корпоративной культуры. Общее полезное дело способно эффективно сплотить команду, так как вызывает сильный эмоциональный отклик.

Яна Котухова

Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям по странам ЕАЭС компании «Сервье».

Фармацевтический бизнес, который напрямую связан с жизнью и здоровьем людей, изначально предполагает повышенный уровень ответственности перед обществом и дополнительные морально-этические обязательства. Поэтому компания «Сервье» участвует в различных меценатских проектах.

Так, в этом году мы выступили партнёрами международного благотворительного фонда «Футболка дарит жизнь», основная идея которого состоит в том, что известные спортсмены-чемпионы передают больным детям своеобразный «заряд на победу», учат их бороться и никогда не сдаваться.

Участие сотрудников в благотворительных и социальных проектах не только важный и эффективный инструмент развития и укрепления внутрикорпоративных отношений, но и своеобразный морально-нравственный камертон, позволяющий строить и удерживать корпоративную культуру организации на необходимом высоком уровне.

6. Последовательно доносить до аудитории свою миссию

Платёжеспособная аудитория всё чаще склоняется в сторону ответственного потребления. Иногда достаточно одной неудачной рекламы, чтобы вызвать сетевые скандалы и серию обещаний никогда больше не пользоваться услугами «проштрафившегося».

На другом полюсе находятся компании, которые не просто говорят о своих ценностях, но и доказывают делом, что верят в них, а не просто оседлали волну хайпа. Это укрепляет лояльность потребителя, который с большей долей вероятности остановит выбор на организации, которую запомнил не только по агрессивной рекламе.

Пётр Млатечек

Генеральный директор NIVEA в Росcии.

Реализуя социальные проекты, компании стремятся рассказать аудитории о своих ценностях. Так, главная миссия NIVEA — забота. Именно на ней основана акция «Голосуй за свой каток!», в рамках которой бренд восстанавливает непригодные для отдыха ледовые площадки. Это возможность проявить заботу о благополучии сотен семей.

Конкурсный отбор на реконструкцию катков проходит на основе заявок участников. Обновлённые площадки для хоккея и катания на коньках вместо заброшенных «коробок» появились уже в 12 городах. В этом году NIVEA получила 327 заявок из 130 городов.

7. Помогать совместно с аудиторией

Социальная ответственность бизнеса заключается не только в том, чтобы помогать самим, но и в том, чтобы мотивировать на это аудиторию. Многие люди хотели бы участвовать в благотворительности, но не знают как. Компания, которой они доверяют, может дать им инструмент для этого.

Григорий Меликов

Руководитель ювелирной студии GM Jewel.

С идеей благотворительности я познакомился пару лет назад, когда у друзей моих друзей родился сын, которому была необходима постоянная медицинская помощь. Ребята собирали деньги на операции для ребёнка, и это помогло. Я осознал, как несколько капель делают кувшин полным воды и как один скромный перевод запускает цепочку добра и поддержки.

Потом пришла идея месяца добрых дел в моей ювелирной студии. Раз в году я отправлял своим постоянным заказчикам эксклюзивное предложение: любое изделие со скидкой, и в дополнение к этому с каждого созданного украшения отправлял средства в помощь детям. Знали бы вы, как много заказчиков захотели быть к этому причастными!

Летом 2018 года я начал создавать украшения, с реализации которых фиксированная часть средств отправляется в Детский хоспис «Дом с маяком». В цене изделий только два параметра: себестоимость производства и фиксированная часть, которая будет переведена в фонд. Ручная обработка является моим даром покупателям. Предупреждая вопросы, скажу: сувенирный магазинчик «Дома с маяком» не имеет права продавать ювелирные изделия, поэтому реализация и логистика – это задача сотрудников моей студии и моя личная ответственность.


Какие бы задачи ни решал бизнес с помощью благотворительности, её самый очевидный эффект — помощь тем, кто в ней нуждается. Когда благотворительность носит не эпизодический характер, а встроена в корпоративную культуру компании, она позволяет системно решать острые проблемы.