Сколько взять за работу: 5 советов начинающим фрилансерам

Составление бизнес-плана и учёт рабочего времени помогут сделать фриланс основным источником дохода.

Начинающий фрилансер всегда сталкивается с вопросом не только о том, как правильно организовать работу и распланировать рабочее время, избежав «ловушек продуктивности», но и о том, какую цену назначить за свои услуги. Сдерживающий фактор, в первую очередь, — это боязнь попросить слишком мало и оказаться в убытке или слишком много и остаться без заказчиков. Сколько стоит ваша работа? Как правильно подойти к финансовым вопросам и можно ли обеспечить себе достойный доход, будучи «вольным копейщиком», или же это просто способ дополнительного заработка? Вот 5 советов, которые помогут фрилансерам-новичкам определить, сколько стоят затраченное время и усилия.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

1. Напишите личный бизнес-план

Поставьте цели: определите ожидаемые/желаемые показатели прибыли, объём затрат, среднюю стоимость заказов. Имея перед глазами чёткий план и финансовые цели, проще построить рабочий процесс.

2. Навсегда забудьте о ставке за слово или число знаков

Вам кажется, что при оплате по этому принципу вы заработаете за статью в 1500 слов пару тысяч «зелёных»? Приготовьтесь к тому, что любая редакция отклонит ваш первый вариант статьи, заставит его переписать раз пять, и в итоге вы потратите неделю рабочего времени, напишете не менее 10 тысяч знаков уникальных текстов и получите свои 150 долларов вместо тысячи (при условии, что речь идёт о серьёзном западном издании, а не о небольшом или даже большом отечественном блоге: здесь цены намного ниже).

3. Вместо оплаты количества знаков или эскизов перейдите на оплату затраченного времени

Установите размер почасовой оплаты и придерживайтесь его в работе с новыми заказчиками. В затраты времени входит не только работа над готовыми версиями, но и встречи, переговоры по Skype, правки и ревизии, доработка и переделка заказанного продукта. Всё это стоит тщательно фиксировать при помощи тайм-трекинга, а в конце месяца предъявлять счет, исходя из затраченного времени. Так вы чётко видите, на что уходит ваше время и во сколько в денежном эквиваленте оно обходится и вам, и заказчику.

4. По возможности сделайте небольшую работу бесплатно

Ради портфолио или получения более крупного платного заказа. Участие в благотворительном проекте, подготовка колонки для эксклюзивного объёмного материала, написание эссе для известного издания, создание дизайна для знаменитого бренда — всё это может по тем или иным причинам не оплачиваться, но при этом послужить лучшей рекомендацией для ваших будущих работодателей или заказчиков. Наработка имиджа, портфолио и достижение популярности среди широкой аудитории иногда важнее, чем пара десятков или сотен долларов за маленький проект.

5. Никогда не пишите и не делайте проекты для контент-ферм и фотостоков

Да, многие фрилансеры так делают, но подавляющее большинство получает копейки за свой труд (не говоря уже о том, что часто такие статьи, фотоснимки, эскизы, дизайны месяцами висят в общем каталоге из тысяч аналогичных предложений и никто их не покупает даже по той маленькой цене, которая назначена). Платформы и биржи завлекают фрилансеров-новичков обещаниями легкого пассивного заработка и перспективами растущих доходов, но на практике ничего этого не происходит. По возможности старайтесь избегать подобных сомнительных способов заработка, в основе которых — простая эксплуатация вашего потенциала с очень низкой оплатой и полным отсутствием профессионального роста. Не стоит участвовать в «пирамидах» для контентщиков, дизайнеров или копирайтеров — лучше создавайте что-то оригинальное и по-настоящему востребованное.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: TDway/Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Анна Маточкина
26.02.13 08:09
Я думаю, речь не идет о том, чтобы предъявлять заказчику счет за часы, проведенные над работой. На стадии оценки работы надо заранее для себя прикинуть, сколько времени будет потрачено на работу, с учетом возможных правок и согласований. Исходя из этого и выставлять счет.
Настя Радужная
26.02.13 13:18
Поддерживаю. Тем более, что у заказчика нет механизма контроля, сколько времени ты реально работал, а сколько читал "Твиттер".
Настя Радужная
26.02.13 13:21
По поводу оплаты хороший совет для новичков однажды прочитала на "Хабре": не назначать цену вовсе. Пусть заказчик заплатит столько, во сколько сам оценит Вашу работу. Такой подход не позволяет халтурить, зато демонстрирует, действительно ли ты хорошо пишешь. Автор этого совета говорил, что жадных заказчиков почти не встречал, напротив, платили почти всегда больше, чем он ожидал.
Дмитрий Горчаков
26.02.13 17:37
А мне этот совет напоминает таксистов-любителей с их любимым "дайте, сколько не жалко". А вообще все упирается в наличие заказов или в их отсутствие. При их отсутствии можно работать вообще бесплатно. Если у вас очередь из заказчиков, то можно гнуть пальцы и распускать хвост. Все просто и понятно. :)
Читать все комментарии