1. Управление временем

Без этого навыка не обойтись ни опытному фрилансеру, ни тому, кто только начинает совмещать фриланс с основной работой.

  • Помните, что ваше время имеет определённую ценность, и не тратьте его попусту. Тщательно выбирайте клиентов, чтобы в процессе работы не оказалось, что вы занимаетесь какой-то ерундой.
  • Составляйте график на день и придерживайтесь его. Указывайте дедлайны, чтобы ничего не забыть и дополнительно мотивировать себя.
  • Записывайте, сколько времени у вас уходит на выполнение разных типов задач. Постепенно вы поймёте, какой у вас темп работы, и вам будет легче планировать день.
  • При возможности давайте себе больше времени на задачу. Всегда есть вероятность, что вас отвлечёт что-то срочное или что клиент внесёт правки в первоначальную идею. С небольшим запасом вам будет спокойнее.
  • Попробуйте разные советы для продуктивного использования времени. Ищите то, что подходит под ваш темперамент и специфику работы.
Как безболезненно перейти на фриланс — получите бесплатный чек-лист
Готово! Теперь проверьте почту :)

2. Самомотивация

Когда вы работаете на компанию, мотивация тоже во многом зависит от вас лично, но часто есть дополнительные бонусы: уютный офис с хорошей кофеваркой, возможность пообщаться с коллегами, корпоративные мероприятия, чувство принадлежности к команде. Всё это заряжает энергией. На фрилансе нужно подбадривать себя самостоятельно.

  • Обустройте комфортное рабочее место. Купите удобный стул и стол, если весь день сидите, и сделайте хорошее освещение. В приятной обстановке и работать будет приятнее.
  • Если вам тяжело весь день проводить в одиночку или, наоборот, дома вас отвлекают близкие, попробуйте поработать в коворкинге, библиотеке или кофейне.
  • Не забывайте о регулярных перерывах. Подышите воздухом, сделайте что-то по дому или займитесь спортом. Смена деятельности поможет перезарядиться и защитит от выгорания.
  • Напоминайте себе, почему вы захотели перейти на фриланс. Может быть, вы стремились к независимости, хотели получить новый опыт или больше зарабатывать. Понимание того, что вы движетесь к своим целям, вернёт мотивацию в трудную минуту.

3. Коммуникация с клиентами

По данным 75 Customer Service Facts, Quotes & Statistics компании Help Scout, 91% клиентов, недовольных вашими коммуникативными навыками, больше не захотят с вами сотрудничать. Поэтому, каким бы хорошим специалистом в своей сфере вы ни были, вам нужно уметь общаться.

  • Говорите грамотно, не употребляйте сленг и воздержитесь от эмоций. Сохраняйте деловой тон, не переходя на фамильярности.
  • Не используйте слишком много профессионального жаргона: вряд ли клиент разбирается в вашей сфере так же хорошо, как и вы.
  • Оперативно отвечайте на вопросы. Вы не обязаны писать в течение пяти минут, но растягивать обсуждение на несколько дней тоже не стоит.
  • Фиксируйте все условия сотрудничества письменно. Устные договорённости оставьте только для тех, кому вы достаточно доверяете.
  • Не бойтесь задавать вопросы. Лучше разобраться во всём сразу, чтобы потом не было недоразумений.

4. Оценка своей работы

Всегда сложно решить, сколько денег брать за свои услуги. Если запросить слишком много, можно остаться без клиентов. Если слишком мало — на вас посыпятся лишние предложения. При этом велик соблазн согласиться на всё, пропустить дедлайны и вообще ничего не получить.

  • Посмотрите расценки других фрилансеров в вашей сфере или поспрашивайте знакомых специалистов, которые тоже работают на себя. Это поможет сориентироваться на рынке.
  • Определите свою среднюю ставку, учитывая опыт и навыки. Решите, на какую минимальную сумму вы готовы согласиться в крайнем случае, и не снижайте её.
  • Не берите оплату почасово: так вы продешевите. Помните, что на стоимость услуги влияет ваш профессионализм, а также сложность конкретного проекта.
  • Во время переговоров упомяните спрос и предложение. Вы можете поднять цену на услуги, если исполнителей меньше, чем заказчиков, или у вас есть уникальные навыки.