3 причины посмотреть «Чужой: Ромул» — лучшую часть франшизы за 30 лет

15 августа в мировой прокат вышел фильм «Чужой: Ромул» — очередная часть франшизы, которая стартовала ещё в 1979 году. Новую картину поставил уругвайский режиссёр Федерико Альварес, известный по триллеру «Не дыши» и хоррору «Зловещие мертвецы: Чёрная книга», а продюсером выступил сам автор оригинала Ридли Скотт.
Хронологически действие происходит между первой и второй частями, зрителям раскрывают некоторые недостающие факты об этом мире. Но ещё важнее, что «Ромул» сюжетно и визуально возвращает серию к атмосфере первых картин. Так что все поклонники «Чужого» точно должны оценить этот фильм. Да и новичкам будет интересно.
О чём фильм
Во вступительной сцене показывают, что произошло с обломками корабля «Ностромо» из первой части.
Основное действие разворачивается через 20 лет — в 2142 году. Сирота Рэйн (Кейли Спейни) живёт и работает на шахтёрской планете-колонии, которую контролирует корпорация «Вейланд-Ютани». Из близких у девушки только плохо работающий андроид Энди (Дэвид Джонсон) — она называет его своим братом.
После того как Рэйн запрещают улететь с планеты, она вместе с друзьями решает сбежать. Те как раз обнаружили на орбите заброшенный космический корабль, на котором вроде бы можно скрыться. Компания добирается туда и понимает, что это целая научная станция. Пустует она не просто так: где-то притаились лицехваты и жуткие ксеноморфы, убившие весь персонал.
1. Это тот самый «Чужой»
Главный плюс нового фильма в том, что он возвращает франшизу к знакомой атмосфере. Легендарный первый «Чужой» Ридли Скотта, который до сих пор остаётся лучшей частью франшизы, создавал очень мрачное настроение.
Будущее в этой картине было безрадостным, корпорации — жадными, а космические корабли работяг — потрёпанными. Да и сама история рассказывала не о борьбе с монстрами, а о банальном выживании.

Великий сиквел Кэмерона хорошо играл на контрасте: вроде бы сначала в бой идут бравые военные, но в итоге они становятся такими же жертвами. А в третьей части от Дэвида Финчера главную героиню и вовсе закинули на планету-тюрьму.
Федерико Альварес возвращает это настроение: герои вырываются с мрачной планеты, поскольку просто мечтают видеть солнце почаще. Но они попадают на станцию, где всё разломано и не работает. Мало того, персонажи — самые простые подростки с планеты рабочих.
«Завет» того же Скотта иногда ругали за нелогичные поступки команды. Да и к «Чужим» были вопросы: например, почему с ксеноморфами разбираются военные, а не андроиды? Кстати, Кэмерон честно признавался, что просто хотел снять фильм про спецназ в космосе.
Здесь же герои снова простые люди — как дальнобойщики в «Чужом» или заключённые в третьей части. Мало того, это ещё и подростки, которые иногда ведут себя просто как испуганные дети. Им не на кого опереться и некуда бежать.

Поэтому начинается очень напряжённая гонка на выживание: никто не понимает, с чем они столкнулись. Андроид превращается то в друга, то во врага, и буквально с каждой сценой вера в счастливый финал улетучивается. Такой была вся первая трилогия, так же выглядит и «Ромул».
Да, можно обвинить автора, что он не придумал ничего нового. Зато Альварес вернулся к корням франшизы — не только по времени действия, но и по настроению. В этом «Чужом» нет глобальности и совсем мало философии, только тревога и ужас.
2. «Чужой: Ромул» — это просто страшный фильм
Трудно представить и осознать, что чувствовали первые зрители оригинального «Чужого»: сейчас все хотя бы примерно представляют внешность и способности ксеноморфов. В картине долгое время вообще непонятно, как он выглядит. Сначала показывают лицехвата, потом из тела выбирается грудолом, а дальше монстр продолжительное время прячется в тени — Чужой на экране буквально пять минут.

Эта неизвестность пугает больше всего. Можно даже сказать, что режиссёр предвосхитил популярность слэшеров: в конце 70‑х они только зарождались, а здесь героев фильма по очереди убивает чудовище. Рипли оказывается той самой . Буквально по всем канонам жанра.
Не зря за режиссуру новой части взялся Федерико Альварес. Этот человек точно знает, как нагнать страху. Он уже снимал фильм, в котором группа подростков спасается от кого-то более сильного в замкнутом пространстве, — триллер «Не дыши». И отлично пугал зрителей в своём перезапуске «Зловещих мертвецов» — его как раз критиковали за отсутствие иронии, которая была в оригинале.
В «Ромуле» Альварес не пытается использовать приёмы Скотта — да они уже и не сработают. Но он выкручивает на полную все доступные способы держать зрителя в напряжении.
Вплоть до того, что приходится гадать, на кого же первого нападёт лицехват (хотя тут зависит от того, какие постеры вы видели). Дальше будет традиционное для ужастиков сочетание тишины, громких звуков и электронного саундтрека. А ещё — много боди-хоррора.

Хотим предупредить особо чувствительных зрителей: неприятных сцен в картине более чем достаточно. Альварес иногда просто смакует моменты, где у человека разрывается плоть или на него попадает кислота.
Вообще физиология занимает отдельную нишу в этой картине. Не хочется спойлерить, но тут объяснят цели «Вейланд-Ютани» относительно ксеноморфов. Заодно Альварес доведёт до ума то, чего не смог сделать Жан-Пьер Жёне в четвёртой части «Чужого». В далёком 1997‑м французский режиссёр слишком закопался в метаиронии, а вот его уругвайский коллега в 2024‑м берётся за дело с олдскульной серьёзностью.
Вообще большое достоинство «Ромула» как хоррора как раз в том, что он похож на старые фильмы. Конечно, в картине есть и компьютерная графика, но, как сказал сам Альварес: «Мы построили каждое существо».
Авторы создали максимум практических эффектов: на закадровых видео лицехваты и ксеноморфы действительно двигаются по площадке. Поэтому дискомфорт и страх в глазах актёров выглядит намного более натуральным. Кажется, что все эти декорации, зубы и хвосты можно буквально пощупать — хотя это последнее, что захочется делать рядом с Чужим. А такие ощущения от ужастика дорогого стоят.
3. В фильме много отсылок к классике
Федерико Альварес уже не в первый раз работает в рамках франшиз. Возможно, «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» и «Девушка, которая застряла в паутине» — не лучшие в своих сериях. Но зато режиссёр показал, что искренне интересуется мирами, о которых снимает.

Однако «Чужой: Ромул» иногда кажется работой настоящего фаната. Кто-то даже может записать это в минусы фильма: есть несколько сцен, где персонажи цитируют первую или вторую часть безо всякого смысла — просто чтобы зритель услышал знакомую фразу. Другие же будут радоваться каждой отсылке. А они здесь совсем разные.
Новая часть хронологически находится между первым и вторым фильмами. И некоторые детали из первой картины здесь получают развитие — появится даже один совсем уж неожиданный персонаж. То есть работа Альвареса буквально как кирпичик в стене занимает свою нишу в центре серии, а не стоит где-то с краю.
Тут множество сюжетных параллелей с лучшими частями серии. Как обычно, важную роль играет андроид — удивительно, что здесь его сделали одним из самых трогательных персонажей. От философских тем поиска бога (или превращения себя в бога) в приквелах возвращаются к банальной жадности корпораций и камерному ужасу.

«Чужой: Ромул» делает множество визуальных референсов к первым частям, вплоть до финальной фразы. Остальные элементы лучше ищите сами. Но при этом критики, обвиняющие новинку в излишней игре на ностальгии, всё-таки преувеличивают. Для начала, «Ромул» не повторяет классические истории, а интерпретирует их по-новому.
В плане постановки и борьбы с ксеноморфами здесь множество интересных сюжетных и визуальных находок: последняя схватка поставлена очень красиво и остроумно — так тему кислоты, которую выделяют монстры, ещё не обыгрывали.
Но что ещё важнее — сюжет фильма будет понятен и тем, кто не смотрел ни одной предыдущей части. Конечно, новички не увидят упомянутые отсылки и не поймут глубокого смысла отдельных сцен. Но именно основной сюжет абсолютно самостоятелен: герои спасаются от инопланетных монстров.

Получается, что «Чужой: Ромул» действительно самая удачная часть франшизы со времён классической трилогии. Четвёртый фильм выглядел слишком ироничным, приквелы от Ридли Скотта уходили в философию и религиозные отсылки. А о существовании кроссоверов с «Хищником» фанаты серии всеми силами стараются забыть — уж о втором точно.
«Ромул», возможно, не изобретает ничего нового для мира «Чужого». Но он использует лучшие элементы франшизы, чтобы на протяжении 2 часов держать зрителя в напряжении и вместе с героями бояться одного из самых мерзких монстров в истории кино.
Лучшие предложения
42 действительно нужных товара со скидками до 69% на AliExpress
Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле
10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%
Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%
Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%
18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков