«Достать ножи: Воскрешение покойника» — лучший детектив года (но с нюансами)

12 декабря на стриминговой платформе Netflix, а чуть раньше — в прокат некоторых стран вышла очередная глава ироничной франшизы Райана Джонсона «Достать ножи». Первый фильм в 2019 году моментально обрёл популярность за счёт сочетания классического детектива, деконструкции жанра и целой россыпи популярных актёров в кадре.
Сам режиссёр не хотел, чтобы в продолжениях фигурировало название «Достать ножи», но шоу-бизнес обязывает привлекать внимание к серии, хотя единственный персонаж, который возвращается во всех частях, — детектив Бенуа Бланк. Так что «Воскрешение покойника» легко могут смотреть и те, кто не знаком с предыдущими работами. А знатоки франшизы порадуются, что фильм оказался менее комедийным, чем сиквел «Стеклянная луковица». Хотя иногда кажется, что Джонсон чересчур уходит в драму.
О фильме «Достать ножи: Воскрешение покойника»
- Оригинальное название: Wake Up Dead Man: A Knives Out Mystery.
- Страна производства: США.
- Жанр: детектив, драма, комедия.
- Дата выхода: 26 ноября в прокате, 12 декабря — на Netflix.
- Длительность: 2 часа 24 минуты.
- Режиссёр: Райан Джонсон.
- В главных ролях: Дэниэл Крэйг, Джош О’Коннор, Гленн Клоуз, Джош Бролин, Мила Кунис, Джереми Реннер, Керри Вашингтон, Эндрю Скотт, Кейли Спейни, Дэрил Маккормак.
Когда-то убивший человека на ринге боксёр Джад обрёл спасение в церкви, став священником. В наказание за провинность его переводят в небольшой приход, которым управляет резкий и своенравный Джефферсон Уикс. Он сформировал довольно радикальную паству, а новичков грубо выгоняет во время своих проповедей. Отношения Джада и Уикса не ладятся, ведь помощник хочет сделать церковь более приветливой для посетителей.
После одной из проповедей Джефферсона находят мёртвым. Помощник подозревает каждого из постоянных посетителей, полиция — самого священника. К счастью, на месте оказывается детектив Бенуа Бланк, который решает разобраться в деле. А заодно — осмыслить своё отношение к религии.
Фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника» — это запутанная история с неаккуратным финалом
Жанр детектива переживает не лучшие времена на больших экранах. Возможно, расследованиям и правда лучше подходит сериальный формат. Или просто истории о детективах и полицейских, распутывающих сложнейшие головоломки, не выглядят актуальными. За 2025 год среди подобных сюжетов можно вспомнить разве что «Клуб убийств по четвергам» и «Частную жизнь». Поэтому возвращение франшизы «Достать ножи» каждый раз выглядит праздником.

Тем более что в противовес Кеннету Бране, который ставит серьёзные фильмы про Эркюля Пуаро с собой же в главной роли, Райан Джонсон и Дэниэл Крэйг ещё и просто веселятся. Не стоит забывать, что первая часть франшизы с середины превращалась в своеобразный детектив наоборот, где сыщик всеми силами прятал улики.
Увы, это привело к тому, что сиквел оказался глуповатым и навязчиво современным: герои обсуждали проблемы пандемии, а в центре преступления оказался эксцентричный техномагнат. Возможно, Джонсон понимал это, ведь главный герой прямо в середине действия выдал тираду про глупость происходящего.
Дальше серия могла пойти тем же путём — развивать актуальные темы и всё больше шутить над собой. Тем приятнее, что «Воскрешение покойника» — возвращение даже не к первой части, а к классике детективов. Ирония и шутки, конечно, остались. Но они касаются только персонажей и отдельных событий. В остальном же фильм придерживается всех канонов жанра: происходит убийство, есть ограниченный круг персонажей, а гениальный сыщик перебирает варианты и строит гипотезы.

Назвать ленту идеальной мешает лишь финал. С одной стороны, Джонсон поступает красиво: он рассказывает, что дело не только в поимке злодея. Фильм скорее посвящён тому, что каждый должен осознать и принять свою вину. С другой, в концовке не придумали ничего лучше, чем длинный монолог виновника, который сам раскрывает все тайны.
Это отчасти обесценивает работу Бланка: он, конечно, разгадал основную загадку, но всё остальное ему просто рассказали. Хотя погодите, детектив же ещё в середине расследования сам честно признал, что не может разобраться. Нас опять поймали на иронии?
В фильме много драмы, и это затягивает историю
При всей комедийности подачи все части франшизы не стесняются серьёзных тем. В третьем фильме Райан Джонсон заходит на территорию, которую раньше не трогал. Он говорит о религии и вере. Причём за счёт обилия персонажей тему разбирают со всех сторон.

История Джада посвящена искуплению и признанию вины. Именно прошлое делает мужчину тем, кто он есть, и до сих пор заставляет бояться самого себя. В новом месте герой встречает священника, который буквально организовал собственный культ. Да и среди его паствы у каждого свои мотивы, вплоть до мечты о чудесном исцелении.
Героев, конечно, делают забавными и гротескными. Но трудно не заметить во всём этом нотки меланхоличнее, чем в первой части, где действие разворачивалось в очень токсичной и несчастной семье. Здесь буквально каждый персонаж потерян и сомневается.
Но это приводит к ещё одному недостатку «Воскрешения покойника». Видимо, из желания дать персонажам больше пространства для переживаний Джонсон затягивает действие. Формально третий фильм — самый длинный во франшизе. На самом деле его хронометраж лишь на несколько минут больше предыдущей части. Но там действие стартовало очень бодро, а потом резко переворачивалось, меняя даже изначальные условия. Теперь же экспозиция длится около 40 минут — только потом на экране появляется Бенуа Бланк.

Так что главным героем фильма хочется назвать священника Джада. Конечно, с приходом экспрессивного детектива всё становится ярче и динамичнее. Но и у него будет множество философских диалогов и поводов для размышлений. А к финалу Джонсон даёт зрителю самый приятный и примиряющий вывод, который искупает почти все недостатки картины.
В кадре крутые актёры, которым не дают раскрыться
Ещё одна фирменная черта, которая привлекла внимание к первой части «Достать ножи» и заставляет зрителей возвращаться и к продолжениям, — максимально звёздный актёрский состав. Даже на вторых-третьих ролях здесь всегда узнаваемые лица. А близкий к антологии формат ещё и позволяет обновлять каст. Остаётся лишь неизменный Бланк, но к третьей части Дэниэл Крэйг слегка изменил имидж, что ему очень идёт.

Но, кажется, только в первой части создателям удалось сделать фоновых персонажей чем-то большим, чем просто статистами. Так, из «Достать ножи» 2019 года многие запомнили не только Крэйга и сопровождавшую его Ану де Армас, но и дерзкую Джейми Ли Кёртис и вечно хамящего Криса Эванса. В сиквеле возникла другая проблема: каждый из актёров тянул одеяло на себя. А там один Эдвард Нортон мог заполнить всё пространство своей игрой. Так что в итоге в памяти не остался никто.
В третьей части всё наоборот. В кадре снова собираются яркие артисты, да ещё и из разных поколений. Хамоватого пастора-провокатора играет Джош Бролин, его вечную спутницу — Гленн Клоуз, среди паствы Джереми Реннер и Эндрю Скотт, а в роли провинциальной полицейской Мила Кунис.
Но единственный (помимо Крейга), кому дают действительно объёмную роль, — Джош О’Коннор в образе священника. После «Короны» и «Претендентов» карьера актёра стремительно развивается, и остаётся только радоваться, насколько разным он бывает на экране.
За остальных даже обидно. Героиня Кунис нужна лишь для того, чтобы вовремя задавать вопросы Бланку. Персонаж Скотта произносит всего несколько реплик. Да и восьмикратная номинантка на «Оскар» Гленн Клоуз чаще выступает статистом, а драматический талант ей дадут раскрыть только в одной сцене.
В целом, это не повод ворчать на фильм. Играли бы там менее известные актёры — все бы радовались главным героям. Да и никто не отменял картины вроде «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», где звёзды появлялись на считаные минуты. Просто в данном случае не стоит рассчитывать, что все ваши любимые актёры получат полноценные роли — это не их история.

Назвать «Воскрешение покойника» лучшим детективом года легко, ведь у него практически не было конкурентов среди полнометражного кино. Важнее, что фильм интереснее второй части и не повторяет первую. Это снова запутанная история с отличными шутками и экспрессией главного героя, но в совсем ином тоне. Картина получилась более драматической, что делает её чересчур медленной. Но удовольствие от просмотра вы всё равно получите.


























Станьте первым, кто оставит комментарий