Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
МакрадарТехнологии
14 октября 2013

Джон Грубер: качественный дизайн и наслаждение потребителя как залог выживания

Фото автора Alexander Zhurovich
Alexander Zhurovich

качественный дизайн и наслаждение потребителя как залог выживания
качественный дизайн и наслаждение потребителя как залог выживания

«Яблочный» блогер Джон Грубер известен, в том числе, и лаконичностью публикаций в своем блоге. Однако время от времени его «пробивает» на длинные обстоятельные размышления на какую-либо тему. Следующий ниже текст — перевод как раз одной из таких статей, которая посвящена аргументам тех, кто считает, что Apple все же дышит на ладан, и тому, что же Apple нужно на самом деле, чтобы процветать и в будущем.

* * *

Вот уже две недели я размышляю о статье Бена Томпсона «В чем ошибся Клэйтон Кристенсен со своей теорией бюджетного разрушения».

Корпоративным закупщикам, разумеется, опыт взаимодействия совершенно неважен. Они же не пользователи, так что на их процесс принятия решений не влияют всякого рода детали, которые определяют ощущения от использования устройства или устраняют какие-нибудь раздражающие мелочи.

Хотя, повторюсь, исследование Кристенсена относится к корпоративным закупщикам. Особенно важно, что сюда включены и персональные компьютеры. Практически за все время их существования, подавляющим большинством покупателей ПК были именно компании, которые ориентируются, прежде всего, на цену. […] 

Наиболее важным качеством для пользователей — если предположить, что продукт хотя бы в общем приближении удовлетворяет их потребности — является простота использования. Это не единственно важное качество (хотя выполнение насущных задач все-таки наиболее приоритетно), но при всех равных потребители отдают предпочтение отличному опыту взаимодействия.

Самое интересное в этом качестве то, что здесь невозможно выйти за какие-то рамки.

В каком-то смысле здесь можно усмотреть два «медвежьих» аргумента против Apple (
медведями
называют спекулянтов, которые продают акции для понижения их курса — прим. ред.). Первый заключается в том, что Apple может создать кучу качественных продуктов с отличным опытом взаимодействия — но бюджетные конкуренты несмотря ни на что достигнут некоей «достаточной» точки, когда они смогут разрушить бизнес Apple. Думаю, в этом фрагменте Томпсон привел хороший аргумент в пользу того, что подобная логика не относится к потребительским рынкам, особенно тем, где большую роль играют мода, стиль и дизайн. А мода и дизайн всегда были неотъемлемыми атрибутами мобильных телефонов.

Аналогия с автопромом всегда использовалась в спорах про Apple, но, как мне кажется, лишь потому что она хорошо подходит. Автомобильный рынок давно устоялся, у него вековая история, в которой были и периоды «бюджетного разрушения Клэйтона»: увеличение импорта японских автомобилей в 70–80‑е годы и связанный с ним конец коллективного доминирования на рынке компаний Ford, GM и Chrysler — хороший пример. Но также неоспоримо и то, что существует устойчивый и доходный премиум-сегмент рынка, в котором работают BMW, Mercedes-Benz и Porche. Укажите на этот факт, и кто-нибудь обязательно возразит: мол, конечно, эти компании процветают, но рыночная доля у них слишком мала.

Томпсон отлично это формулирует:

Проблема, которая у меня возникла с этим анализом вертикальной интеграции — чему я и учил народ в бизнес-школе — заключается в том, что здесь в качестве затрат рассматриваются только денежные средства. Но существуют и другие виды затрат, объем которых вычислить значительно сложнее. Разбиение на модули влечет за собой расходы на дизайн и опыт использования этих продуктов, которые нельзя сформулировать, а значит, нельзя и измерить. Корпоративные закупщики — и следящие за ними аналитики — просто игнорируют такие затраты, но не потребители. Некоторые потребители по определению знают и ценят качество, внешность, внимание к деталям, а потому готовы платить за премиум-продукт намного больше, чем финансовые затраты на вертикальную интеграцию.

Как вы измерите

восхищение

?

Второй «медвежий» аргумент против Apple приводят те, кто считает, что Apple

уже утратила

свои преимущества в дизайне и опыте взаимодействия: устройства от Samsung, Amazon, Google и прочих уже догнали и перегнали продукты Apple, при этом стоят они намного дешевле. По логике таких критиков, девять миллионов человек, которые купили новые iPhone в первый уик-энд продаж, просто еще не проснулись. А я? Я полагаю, что вторая группа ошибается насчет преимуществ дизайна Apple. Но в чем они правы, так это в стратегических потребностях Apple. Для Apple единственный способ продолжить свой успех остается таким же, каким он был прошлые 30 лет: выпускать превосходные продукты и интерфейсы, превосходящие таковые от их конкурентов.

Как я себе представляю, первая группа «медведей» ошибается насчет возможности качественного дизайна быть жизнеобеспечивающим преимуществом на рынках телефонов и планшетов. Вторая группа неправа в том, что продукты Apple не превосходят по дизайну своих конкурентов. Эти два аргумента не только разные сами по себе — они еще и противоречат друг другу. Но если очертить всю ситуацию схематично, многие из тех, кто предпочитает смотреть на перспективы Apple в негативном свете — те, кто, по словам Горация Дедью, видят Apple «как компанию в бесконечном свободном падении» — смешивают эти два «медвежьих» течения, приводя в качестве жидкого аргумента то, что Samsung, LG и прочие приведут iPhone и iPad к смерти. Для этих людей огромная рыночная доля Android — неопровержимое доказательство правоты того или другого (или обоих сразу) подвидов «медведей».

* * *

Впрочем, существует еще и третье течение «яблочных медведей», чья философия, пожалуй, самая лучшая, и которую наиболее часто поддерживает Генри Блоджет (редактор сайта Business Insider, известного своим критичным отношением к Apple — прим. пер.). Согласно этой философии, в той или иной мере, хороший дизайн может являться определяющим качеством лишь в некоторых областях, но он не определяет всю программную платформу. Как только программная платформа занимает бо́льшую часть рынка, разработчики неизбежно потянутся к ней, опираясь только на ее рыночную долю, при этом пренебрегая ее техническим и/или эстетическим несовершенством. Например, BMW процветает, потому что ее автомобили работают на том же бензине и ездят по тем же дорогам, что и другие машины, но iPhone неизбежно зачахнет, как только разработчики бросят его в пользу Android.

Вот выдержка из статьи Блоджета «Близорукость Apple, которая может привести компанию к краху»:

Если бы смартфоны и планшеты не являлись платформой — если бы единственным качеством продукта и поводом для его покупки был гаджет сам по себе — утрата Apple рыночной доли не составила бы никакой разницы. При этом «яблочные» фанаты были бы правы, высокомерно утверждая, что для Apple важна только «доля прибыли», а не «доля рынка».

Однако смартфоны и планшеты — это платформа.

Третьи компании строят приложения и службы, которые работают на смартфонах и планшетах. В свою очередь, эти приложения и службы делают платформы более ценными. Потребители строят свою жизнь вокруг приложений и служб, которые работают на их смартфонах и планшетах. И как раз благодаря этим «сетевым эффектам» на платформенных рынках доминирующая доля является огромным конкурентным преимуществом.

На платформенных рынках — как в свое время показывала часто ненавидимая, но всегда невероятно мощная Microsoft на рынке персональных компьютеров — львиная доля могущества и доходности в конце концов аккумулировалась в руках компании с наибольшей рыночной долей.

Другими словами, «яблочные медведи» третьего подтипа придерживаются теории, согласно которой iOS выступает в роли Маков, Android — это новая Windows, а Apple скоро вновь вернется в свои 1990‑е.

Я согласен с Блоджетом лишь по одному пункту: Mac и его многолетняя конкуренция с Windows в частности и PC-отраслью в общем, служат хорошим примером. Но я не согласен с предоженным выводом.

Для меня Mac является платформой, которая пережила свои самые мрачные времена отнюдь не столько из-за своей незначительной рыночной доли, сколько из-за потери превосходства в плане дизайна и технологий. Снижение доли рынка стало следствием проблем Мака, а не наоборот. В 90‑х годах и аппаратная, и программная часть продуктов Apple оставляли желать лучшего. В эстетическом плане, Маки были попросту более симпатичными бежевыми ящикам, которые продавались в более чем непонятной матрице продуктов (дальше
статьи на «Википедии» о серии Performa
можно не смотреть). Apple постоянно сражалась за то, чтобы ее процессоры были сравнимы с x86-чипами Intel. Если говорить о программном обеспечении, Mac OS безнадежно устаревала, а попытки Apple создать операционную систему нового поколения с треском проваливались одна за другой. Затем появилась Windows 95.

Их компьютеры были некрасивыми, медленными, и продавались по странной схеме. Их ОС была технически несовершенной (помните кооперативную многозадачность?) и на фоне Windows 95 выглядела просто старомодно. Короче говоря,

дизайн

Apple по всем фронтам хромал на обе ноги.

Однако с рыночной долей у них все было достаточно ровно: пиковые 12 % в 1993 году и что-то около 10 % в последовавшие за этим темные годы (в США).

Перейдите сразу к 2003 году, через шесть лет после того, как Джобс и его товарищи по NeXT вернулись в Apple и приняли управление компанией на себя, — ситуация выглядела уже по-другому. Со спектром устройств от разноцветных Аймаков до титановых PowerBook G4 и с успешным переходом к технически и эстетически более совершенной Mac OS X (которую тепло восприняли и пользователи, и разработчики), только непрошибаемый «медведь» мог продолжать видеть в Маках (и в самой Apple) живой труп.

Впрочем, в 2003 году рыночная доля Mac составляла всего 2,3 % — намного меньше того, что было в 1996 году, когда Apple была в одном шаге от банкротства.

Восстановление платформы Mac дало обратный эффект и привело к уменьшению рыночной доли Маков. Единственное решение, которое пришло в голову рулевым умирающей Apple, — лицензировать использование Mac OS сторонними производителями «Мак-клонов». Это решение было продиктовано единственным желанием — увеличить рыночную долю ради самого увеличения рыночной доли. Однако на протяжении всей истории Макинтоша его успех

на самом деле

всегда был связан с тем, что характеристики дизайна — аппаратная и программная часть, инженерия и эстетика — возводились в превосходную степень, что так ценится потребителями рыночного премиум-сегмента.

Наконец, барабан «сетевых эффектов», в который Блоджет бил годы напролет, — реальный и важный фактор. Но современные компьютеры — ПК, телефоны, планшеты вместе взятые — по сути являются лишь клиентами одной универсальной платформы — Интернета. В 90‑е годы, в то время как Mac и Apple шли ко дну,

совместимость

означала подключение к серверам Excange, чтение и редактирование файлов Microsoft Word, Excel и PowerPoint. Сегодня же слово

совместимость

стало исключительно емким. Twitter, Facebook*, электронная почта и, на более низком уровне, HTTP доступны на всех платформах.

Жан-Луи Гассе, через несколько дней после выхода статьи Блоджера, хорошо сформулировал этот аргумент:

Интерпретируйте историю как хотите, но факты свидетельствуют о совершенно другом. Да, редмондская Звезда Смерти охватила 90 % рынка PC, но завладеть всеми ресурсами в экосистеме ей не удалось. Пространства для выживания Маку было более чем достаточно, несмотря на его маленькую рыночную долю.

Ну и, конечно, насыщение рынка клонов PC играло роль мощного уравнителя и средства подавления цен. У Microsoft была львиная доля средств, которую она захватила посредством фактической монополии дуплета Windows+Office, тогда как производители аппаратного обеспечения дрались за крохи с королевского стола (на ум приходят нетбуки). Текущая выручка подразделения персональных систем HP — все еще крупнейшего мирового производителя ПК — в прошлом квартале составила всего каких-то жалких 3 %. Для контраста, рыночная доля Apple на рынке ПК составляет около 10 %, но на долю Mac в США приходится 90 % сегмента компьютеров стоимостью от 1000 $, и компания может похвастаться маржой в размере от 25 до 35 %.

Выжив после тяжелого рождения, безжалостного давления платформы Windows+Office и всесторонней конкуренции со стороны крупных и мелких ПК-производителей, Маки оказались жизнеспособным и доходным бизнесом. Почему бы точно так же не смотреть и на ай-устройства — как на маленькую, но доходную рыночную долю?

Акцент на том, что доходная доля Apple до неприличия непропорциональна ее же доле на рынке, не является аргументом в пользу того, что доходная доля имеет значение, а рыночная доля — нет. Но суть в том, что потребители Apple в демографическом смысле другие. Сегодня на долю Маков приходится около 10 % рынка PC, но это не те 10 %, которые распродаются в хаотичном порядке. Совсем наоборот — 10 % рынка Apple полностью покрывают премиум-сегмент. Мак-пользователи осознанно хотят платить больше за продукт, который им кажется превосходным.

Бен Баджарин показал, что рыночная доля iPhone в США занимает примерно такое же пространство на рынке телефонов:

Как видите, iPhone правит бал в премиум-сегменте рынка. Эти оценки появились до выхода iPhone 5c и iPhone 5s. Именно поэтому я включил устройства стоимостью от 400 $, хотя средняя цена iPhone 5c достигает отметки 549 $. Я включил эту ценовую отметку, поскольку убежден, что iPhone 5c продолжит отбирать рыночную долю у других устройств — даже у тех, что продаются за 400 $ — которые в основном доступны через операторов бесплатно. Также я убежден и в том, что это произойдет и во многих регионах за пределами США.

Если бы я принимал во внимание устройства по цене только выше 500 $ (или которые с контрактом стоят 99–199 $), рыночная доля iPhone составляла бы примерно 70 %. Как видите, по объемам продаж iPhone обходит Samsung в соотношении примерно 3:1, а по отношению к другим производителям этот показатель составляет 5:1 и выше.

Вся ирония в том, что битва iOS против Android (или, если угодно, iPhone и iPad против всех остальных смартфонов и планшетов)

на самом деле

является повтором игры Mac против Windows — но совсем не в том смысле, в каком думает большинство любителей такого сравнения. Судя по ее действиям, Apple прекрасно усвоила уроки, полученные ею 20 лет назад. То есть у компании нет причин фокусироваться на чистой рыночной доле, но зато есть все причины продолжать уделять максимум внимания дизайну и качеству. Если по этим фронтам Apple сохранит свое лидерство, Маки покажут, что Apple может занять доминирующее, стабильное, долгосрочное положение по объему прибыли и на мобильном рынке — на рынке, который уже превзошел по размеру рынок PC в самые лучшие его годы, и который, в отличие от рынка PC, продолжает расти.

* * *

Итак:

Медвежий аргумент №1: Превосходный дизайн не играет роли в долгосрочной перспективе, мобильный рынок насытится «достаточно хорошими» конкурентами.

Медвежий аргумент №2: Качество важно, но iOS-устройства уже утратили былой лоск и более не превосходят конкурирующие устройства от Samsung, Google или Amazon. iOS-устройства просто стоят больше.

Медвежий аргумент №3: Дизайн не имеет значения, разработчики приложений и производители периферии переключатся на Android просто из-за чистой рыночной доли, даже если она приходится преимущественно на бюджетный сегмент.

Что интересно, аргументы 1 и 3 опровергает положение Маков на сформированном рынке ПК. Я могу побиться об заклад, что большая часть тех, кто прибегает к аргументу 2, — это те же люди, которые давно доказывают, что Маки ничем не лучше Windows-компьютеров, а просто продаются по завышенной цене и покупаются болванами, павшими жертвами «маркетинговой машины» Apple, словно рекламные эффекты Apple сродни телепатическим фокусам Джедаев.

Из всех трех наиболее здравым мне кажется аргумент №1. Как и любой другой рынок, мобильный рынок

действительно

насыщается. Но суть в том, что как потребительский рынок

полностью

он никогда не насытится. Как я ранее цитировал Бена Томпсона:

Некоторые потребители по определению знают и ценят качество, внешность, внимание к деталям, а потому готовы платить за премиум-продукт намного больше, чем финансовые затраты на вертикальную интеграцию.

Чтобы Apple могла занять выгодное положение, с минимальным количеством устройств и максимальной прибылью, числу «некоторых» не нужно быть даже близко соизмеримым с числом «большинства».

Единственный подвох вот в чем: Apple должна продолжать восхищать своих потребителей.

— Джон Грубер, Daring Fireball


  1. Здесь следует отметить, возможно, единственное наибольшее, исторически сложившееся, отличие между Mac и iPhone с iPad: ай-гаджеты пользуются популярностью не только в качестве персональных или учебных устройств, но им отдают предпочтение и на корпоративном рынке. Только попробуйте представить какого-нибудь парня, который 15 лет назад агитировал бы в пользу Маков так же горячо, как он сейчас хвалит iOS сегодня. Многие объясняют корпоративный успех iOS ростом популярности BYOD-политик (Bring Your Own Device — «приноси свое устройство»). На самом же деле BYOD означает, что можно пользоваться тем, что нравится, а людям нравятся Айфоны и Айпады. Это триумф восхищения.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%

Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%

10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых

10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых

Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены

Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены

Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год

Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

вечерние платья на новогодний корпоратив

15 вечерних платьев со скидками до 90%, чтобы сиять как ёлочка

Берём в подарок смарт-часы Samsung Galaxy Watch 7 со скидкой 41%

Берём в подарок смарт-часы Samsung Galaxy Watch 7 со скидкой 41%

Пусковое устройство от Baseus, которое пригодится зимой. Сейчас на него скидка 48%

Пусковое устройство от Baseus, которое пригодится зимой. Сейчас на него скидка 48%

Это интересно
Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

Как меняется «Битрикс24»: девять комментариев из интернета, которые давно не актуальны

Как меняется «Битрикс24»: девять комментариев из интернета, которые давно не актуальны

Реклама
«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Комментарии
kkk4
14.10.13 19:32
Это да - история Windows vs Mac повторяется абсолютно так же... И в роли Mac - опять Apple,,, Но вот кто скажет, какое наслаждение получил потребитель, вытирающий рвотные массы с айфона, после знакомства с iOS7? Деньги платились не только за отличный корпус и дисплей, а еще и за высочайшее качество работы дизайнеров и удобство и интуитивность работы. Теперь нет ни первого, ни второго. И как актер, с хорошей миной при плохой игре, г-н Грубер вынужден вот так халтурно и агрессивно "рекламировать" продукцию Apple. Это называется - докатились...
D'jok
14.10.13 19:56
оставим дизайн - это дело вкуса. многие в восторге от нового дизайна (здесь я имею ввиду чисто графические решения). а вот что касается удобства, айос 7 - это как переход с турбовинтовых самолётов на реактивные. то есть и то и то летает, но с разной скоростью и разными ощущениями. или вы будете спорить, что тот же сафари в семёрке проигрывает по удобству пользования старой версии?
Alexander Zhurovich
14.10.13 21:04
К троллю бесполезно апеллировать, не обращайте на него внимания.
D'jok
14.10.13 21:09
на самом деле Эппл тоже можно потроллить, хотя бы за омнибокс в том же новом сафари (будто для них было так сложно сделать его раньше). Просто призываю к объективности - как хейтеров, так и дрочеров
Alexander Zhurovich
14.10.13 21:13
Троллить и призывать к объективности — в равной степени бесполезные занятия. :)
Что вы могли пропустить
У вас Android и вы выбираете iPhone? Вот 12 вещей, о которых стоит знать заранее
У вас Android и вы выбираете iPhone? Вот 12 вещей, о которых стоит знать заранее
0
13:30
Технологии
Технологии
Добро пожаловать в научную фантастику! Как технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов
Добро пожаловать в научную фантастику! Как технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов
11:00
Технологии
Технологии
OpenAI представила флагманский генератор картинок GPT Image 1.5 — он похож на Nano Banana
OpenAI представила флагманский генератор картинок GPT Image 1.5 — он похож на Nano Banana
0
09:46
Новости
Технологии
20 отличных фитнес-трекеров и смарт-часов в 2026 году
20 отличных фитнес-трекеров и смарт-часов в 2026 году
0
Вчера
Ликбез
Устройства
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
0
15 декабря
Технологии
Технологии
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
0
15 декабря
Устройства
Устройства
Как выбрать кофемашину для дома и не разочароваться
Как выбрать кофемашину для дома и не разочароваться
0
14 декабря
Ликбез
Технологии
Telegram представил новые функции в приложении — и подколол мессенджер Max
Telegram представил новые функции в приложении — и подколол мессенджер Max
0
13 декабря
Новости
Технологии
Как посмотреть свои игровые итоги 2025 года на PlayStation в России
Как посмотреть свои игровые итоги 2025 года на PlayStation в России
0
13 декабря
Технологии
Технологии
Windows 11 позволит запускать Android‑приложения в полноэкранном режиме
Windows 11 позволит запускать Android‑приложения в полноэкранном режиме
0
13 декабря
Windows
Новости
Новая теория заговора: библиотекари скрывают книги, которые советует ChatGPT
Новая теория заговора: библиотекари скрывают книги, которые советует ChatGPT
0
12 декабря
Новости
Технологии
Рататуй в мире гаджетов: представлен ИИ-куб для оценки степени готовности блюд
Рататуй в мире гаджетов: представлен ИИ-куб для оценки степени готовности блюд
0
12 декабря
Новости
Устройства
«Сбер» запустил оплату картами «Мир» со смарт‑часов — без интернета и смартфона рядом
«Сбер» запустил оплату картами «Мир» со смарт‑часов — без интернета и смартфона рядом
0
12 декабря
Новости
Технологии
Что такое конвекция в духовке и зачем она нужна
Что такое конвекция в духовке и зачем она нужна
0
12 декабря
Ликбез
Технологии
WhatsApp заново изобрёл голосовую почту — теперь можно отправлять аудио- и видеоответы на пропущенные
WhatsApp заново изобрёл голосовую почту — теперь можно отправлять аудио- и видеоответы на пропущенные
0
12 декабря
Новости
Технологии

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Сенди2 минуты назад

0 / 0

У них всё, что двигается вызывает гастрономический интерес ))
Гари из «Зверополиса-2» стал популярен в Китае — и спровоцировал моду на ядовитых змей
Аватар автора комментария
Сенди3 минуты назад

0 / 0

Знаю пару выпускников, которые завалили ЕГЭ, и заработали сахарный диабет (((
Словарь Merriam-Webster назвал слово 2025 года — «слоп»
Аватар автора комментария
Сенди4 минуты назад

0 / 0

Спасибо за совет )) Но у меня и без утяжелений не всегда получаются все упражнения ((
4 упражнения на пресс с одной гантелью
Аватар автора комментария
Сенди8 минут назад

0 / 0

Мммм... Сколько вариантов вкусняшек. У меня кума очень вкусно печёт "Рождественский бездрожжевой штоллен". А у меня не всегда получается выпечка, не дружу с мукой.
28 вкусных и красивых десертов на Новый год — 2026
Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях