Эксперимент Марины Абрамович: как вседозволенность может привести к непомерной жестокости

Всё началось с поцелуев и цветов, а закончилось порезами, издевательствами и седыми волосами.

В 1974 году в студии Morra в Неаполе состоялось представление под названием «Ритм 0». Это было заключительное событие в серии перформансов художницы Марины Абрамович, и самое опасное из них.

Представление началось вечером. Марина молча и неподвижно стояла посреди пустого пространства, а гости получили следующие инструкции: «Вы видите 72 объекта на столе, которые можно использовать на мне по желанию. Я — объект. В этот период я беру на себя полную ответственность».

В помещении стоял стол с самыми разными предметами. Среди них были как нейтральные вещи вроде расчёски, помады, духов или цветов, так и те, что могли причинить боль: ножницы, бритвенные лезвия, иглы. Самым опасным предметом был пистолет с одним патроном. И он не остался без внимания публики.

Кадр: Marina Abramovic Institute / YouTube

Всё начиналось прилично. Люди просто играли с Мариной — трогали её, поворачивали, поднимали руки. Но чем дальше, тем более жестокими становились забавы.

Кадр: Marina Abramovic Institute / YouTube

Спустя три часа представления Абрамович раздели до пояса. Кто‑то порезал ей шею и пил кровь, а потом заклеил рану пластырем. Женщину трогали за интимные места, положили на стол и воткнули нож в столешницу между ног.

Кадр: Marina Abramovic Institute / YouTube

Беззащитный «объект» царапали, кололи иголками розы, обливали холодной водой и оливковым маслом, прикрепляли к коже таблички с надписями.

По критика МакЭвилли, который наблюдал часть перформанса, один из участников зарядил пистолет, вложил оружие в руку Абрамович, приставил к её виску и пытался нажать на спусковой крючок её же пальцем. Марина слышала, как женщина подсказывала ему, что нужно сделать.

Кадр: Marina Abramovic Institute / YouTube

Художница выдержала часы мучений, находясь в постоянном страхе от того, какие ещё издевательства могут придумать посетители. Когда время представления закончилось и полуголая окровавленная женщина со слезами на глазах двинулась к зрителям, те буквально бросились к дверям.

Шесть часов ужаса не прошли для Марины бесследно. Вернувшись в отель, она обнаружила в волосах большую прядь седых волос.

Надо сказать, что это был не первый случай, когда Абрамович получала повреждения в процессе своих перформансов. Например, во время одного представления она потеряла сознание в горящей звезде, а в другой раз ранила пальцы ножом.

Однако именно «Ритм 0» стал для неё самым ужасным испытанием. Женщина поняла, что люди могут обезуметь достаточно, чтобы убить её.

Что заставило людей поступать жестоко

Перформанс Марины Абрамович показал, с какой лёгкостью человек может перейти к насилию, если снять с него ответственность и убедить в отсутствии последствий.

В то же время рано объявлять людей изначально жестокими, поскольку реакция во многом зависит от того, что происходит вокруг. В своей Фрэйзер Вард разбирает перформанс «Ритм 0» и выдвигает несколько теорий, как публика могла воспринимать представление и саму Марину Абрамович.

Диссонанс и попытка добиться реакции

Вард утверждает, что, когда Абрамович предоставила людям право распоряжаться своим телом и назвала себя «объектом», она как бы отказалась от собственной личности и заняла позицию homo sacer. Это понятие употребляли в древнем Риме для обозначения человека, который находился вне права и мог быть убит любым.

Во время перформанса Марина объявила своё тело если не общественным, то как минимум не личным, разрушила границу между публичным и приватным, что вызвало в людях диссонанс и острое желание восстановить границы — заставить её двигаться, проявить себя. Снова стать личностью, а не объектом.

Кроме того, полная пассивность в ответ на любые действия могла восприниматься как агрессия. Это могло разочаровать и фрустрировать аудиторию, а также вызвать желание добиться хоть какой‑то реакции.

Обстановка перформанса

Фрейзер Вард , что сама обстановка представления настраивала людей на причинение боли.

На столе присутствовало немало опасных предметов вроде бритвенных лезвий, ножа, молотка. И если в обычной ситуации эти вещи могли использоваться и для бытовых задач, то во время перформанса предполагалось, что их нужно как‑то применять по отношению к «объекту» — то есть к Марине.

Не говоря уж о том, что среди вещей присутствовал пистолет с патроном, а ему сложно придумать другое применение, кроме насилия.

Более того, на стенах зала висели фотографии с прошлых перформансов Марины, которые могли восприниматься как подсказка к действию.

Отсутствие ответственности

В первую очередь Марина Абрамович сама заявила, что берёт на себя полную ответственность за то, что произойдёт во время перформанса. Она разрешила делать всё, что люди пожелают.

Более того, участники представления действовали в группе. Это не только снимало с каждого личную ответственность за поведение, но и давало возможность получить поддержку общества и поощрение своих действий.

Означает ли это, что все люди изначально жестокие

В своём интервью Марина Абрамович , что, если дать людям свободу делать всё, что захочется, они могут обезуметь достаточно, чтобы убить.

В то же время не все участники «Ритм 0» совершали насильственные действия. Некоторые вытирали слёзы Марине, пытались вмешаться, когда к по отношению к ней проявляли агрессию. По словам МакЭвилли, когда заряженный пистолет приставили к голове женщины, в аудитории началась драка.

Таким образом, перформанс мало говорит о человеческой природе в целом, поскольку, несмотря на факторы, располагающие к проявлению жестокости, не все участники мучили беззащитный «объект», а кто‑то даже пытался защитить его.

Да, толпа способна сотворить то, о чём каждый её участник, оставшись наедине с собой, будет жалеть. Но далеко не каждый поступит дурно даже в обстоятельствах, которые к этому располагают.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Оля Ёгидэ / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
небо море
03.07.23 19:15
Прежде чем раздавать указивки, обратите внимание на себя))
М M
07.07.23 00:20
В том-то и дело, что я делюсь своими мыслями, а не чужими цитатами, как Вы))
небо море
07.07.23 14:29
см. выше
Leonid Petrov
09.07.23 14:11
Или так: Искусство-это не зеркало,отражающее реальность, а молот,её формирующий.
Читать все комментарии