Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Колонки

Что сделать, чтобы клиент оставил чаевые

15 июля 2020 Советы Своё дело
Пандемия заставила многих окончательно перейти на безналичный расчёт. И это ещё больше обострило проблему упущенных чаевых для персонала ресторанов, салонов красоты и служб доставки. Рассказываем, как удобно и, что теперь очень важно, безопасно можно оставлять чаевые в XXI веке.
Фото автора Оксана Дьяченко
Оксана Дьяченко

Что сделать, чтобы клиент оставил чаевые
Избранное

Зачем вообще нужны чаевые

Это не только способ просто отблагодарить сотрудника за хорошо сделанную работу. Чаевые влияют на три стороны в сервисе:

  • Работник готов стараться и дальше, чтобы клиенты пришли снова. Для него, будь то официант, сотрудник химчистки или курьер, чаевые — знак того, что его труд ценят, что он достойно справляется. Это выражение признательности и похвалы, которое отлично стимулирует не снижать качество работы.
  • Клиент, оставляя чаевые, чувствует себя щедрым и успешным. Он мог бы оплатить только услуги, но ему приятно похвалить сотрудника, подчеркнуть, что он доволен сервисом. И 10% от счёта — именно столько принято оставлять «на чай» в России — часто посильная сумма, особенно для довольного клиента.
  • Владелец бизнеса тоже в выигрыше и от лояльных клиентов, и от довольных сотрудников. Команда, которой плевать на результат, в заведении долго не задержится, потому что зарплаты вряд ли будут меняться. А сотрудники, которые любят и ценят своё дело, будут мотивированы работать ещё лучше. К тому же счастливые клиенты — это хорошие отзывы в интернете и реклама через сарафанное радио. А вот если чаевых нет, это может служить важным индикатором: в сервисе не всё в порядке, клиентам не за что благодарить сотрудников.

Почему клиент платит только по счёту

Если ваши сотрудники в последнее время перестали получать чаевые, дело может быть вовсе не в том, что они стали работать хуже. Просто по разным причинам клиентам неудобно оставлять «на чай», и особенно заметно это в ресторанном бизнесе.

Тимур Горскин
совладелец и директор по развитию сети «Япоша»

«Наши гости всё чаще выбирают безналичный способ оплаты в ресторане и, конечно, при доставке. Персонал стал получать меньше чаевых, в то же время гости хотели бы оставить «на чай», но у них нет наличных».

Но даже если наличные у клиента есть и ему бы хотелось поощрить сотрудника, не всегда он может это сделать, и вот почему:

  1. С собой только крупная наличность — не ждать же с неё сдачи. Странно оплатить услугу картой, дать сотруднику купюру и попросить принести сдачу с чаевых.
  2. С собой только очень скромные суммы. Например, услуг оказано на 2000 рублей, а давать какие‑нибудь 130 рублей просто неловко — и клиент решает не оставлять ничего.

Некоторые клиенты, которым ну очень понравился предоставленный сервис, готовы переводить деньги на личную карту старательного сотрудника. И для этого обычно надо ввести 16 цифр номера карты или указать телефон получается, дождаться СМС с паролем, убедиться, что деньги перечислены. Слишком сложная процедура. К тому же сотрудники могут не захотеть давать номер личной карты каждому клиенту — и имеют на это полное право.

Что с этим делать

Если картой можно оплатить сервис, с её помощью можно оставить и чаевые (и не только в теории). Платформы для таких переводов становятся всё популярнее. Такие сервисы уже разрабатывают ведущие платёжные системы мира, а также крупные национальные и международные банки.

Электронные чаевые — это просто и безопасно. Нужно только зарегистрироваться в системе и распечатать QR‑код со ссылкой для перевода денег. Например, бармен или мастер по маникюру может разместить его рядом со своим рабочим местом с соответствующей надписью, которую клиент вряд ли пропустит. Сотрудники различных служб доставки могут нанести код на свои визитки и вручать их получателям вместе с заказами. Кроме того, сервис приёма чаевых онлайн может быть интегрирован прямо в мобильное приложение службы доставки. Так это работает, например, в сервисе доставки продуктов iGooods.ru.

Григорий Кунис
управляющий iGooods.ru

«В сборке и доставке наших заказов принимают участие два человека: персональный закупщик и курьер. Раньше у наших пользователей была возможность поблагодарить только последнего при передаче заказа, сделать это получалось исключительно наличными. Но часто клиенты хотели поощрить и закупщика, поскольку именно он отвечает за подбор качественных продуктов с хорошими сроками годности. Теперь пользователь может отправить благодарность адресно и курьеру, и закупщику, для чего ему не нужны наличные!»

Для отправки электронных чаевых клиенту не нужно устанавливать приложение или даже вводить свои данные. Он сканирует код и подтверждает транзакцию отпечатком пальца или с помощью Face ID. Это занимает секунды — быстрее, чем открыть кошелёк и достать оттуда наличные.

В сервисе CloudTips идея электронных чаевых уже реализована таким же образом. Сотрудник регистрируется в системе, привязывает карту к аккаунту, получает QR‑код и распечатывает его в подходящем формате (в сервисе есть готовые макеты). По коду клиент может перевести деньги прямо на эту карту через онлайн‑банкинг, Apple Pay или Google Pay и даже оставить отзыв!

Решение для электронных чаевых ещё в октябре 2019 года реализовали Tinkoff Bank и платёжный сервис CloudPayments. С CloudTips чаевые может получать кто угодно — от барберов и официантов до курьеров и уличных музыкантов. Комиссия всего 5%, если чаевые поступают на карту «Тинькофф», и 10% — для карт других банков.

Клиент может оставить «на чай» любую сумму. Её увидит только получатель.

Получать электронные чаевые

Партнёрский
Обложка: Анна Гуридова / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное
Баннер партнера статьи
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансии
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила сообщества
18+Копирование материалов запрещено. Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях