Исследователи Принстонского университета и Северо-Восточного университета Бостона выяснили, что Facebook предоставляет доступ к телефонным номерам пользователей для рассылки таргетированной рекламы. Причём в списки рассылок попадают даже те номера, которые не указаны в профиле.

Профессор Северо-Восточного университета Алан Мислов (Alan Mislove) и редактор Gizmodo Кашмир Хилл (Kashmir Hill) провели простой эксперимент. Хилл создала рекламное объявление, указав номер телефона Мислова. Через некоторое время тот увидел объявление в своей ленте Facebook. По словам Мислова, созданная Хилл реклама несколько часов маячила у него перед глазами. Вот только он не указывал своего телефонного номера в профиле Facebook.

Многие люди не понимают, как работает направленная реклама в Facebook. Рекламодатели могут точно указать, какие пользователи должны увидеть их объявление. Им достаточно ввести адреса электронной почты, телефоны, имена или просто даты рождения представителей целевой аудитории, и Facebook самостоятельно найдёт подходящих пользователей.

Алан Мислов

В Facebook есть специальный инструмент для рекламодателей, который называется Custom Audiences. Он позволяет показывать рекламу конкретным людям, загружая список их телефонных номеров или email. ИсследованиеInvestigating sources of PII used in Facebook’s targeted advertising Мислова и его коллег подтвердило, что в список попадают и те номера, которые пользователи делали скрытыми или вообще не указывали в профиле. Facebook берёт для таргетирования рекламы и номера из ваших контактов на смартфоне, и даже ваш номер, указанный для двухфакторной аутентификации, который, по идее, не должен показываться никому.

Ради проверки своей теории исследователи создали ещё одну рекламную рассылку, указав в ней на этот раз уже несколько сотен телефонных номеров, принадлежавших студентам и сотрудникам Северо-Восточного университета. Большинство из них увидели её рекламу, хотя и не указывали своих номеров в профилях.

Так как же это работает?

Когда вы устанавливаете приложение Facebook на смартфон, оно получает доступ к вашим контактам. Так что все имена, телефонные номера и адреса электронной почты ваших знакомых оказываются в его распоряжении.

Это необходимо, чтобы соцсеть могла рекомендовать вам друзей. Кроме того, эти сведения используются и для таргетирования рекламы.

Номера и имена людей автоматически ассоциируются Facebook с их профилями в соцсети. Так что, даже если вы и не привязывали номер к своей странице, соцсеть узнает его у ваших знакомых, не спрашивая на это позволения. И если этот номер окажется в базе данных рекламодателя, последний сможет показывать вам объявления через ваш профиль Facebook.

И это не единственная хитрость, которую соцсеть использует для показа рекламы. Так, Оскар Шварц (Oscar Schwartz) из The Outline подметил, что мобильное приложение Facebook буквально слушает, о чём вы говорите рядом с телефоном, чтобы узнать, какие объявления будут наиболее релевантны для вас.

В комментарии порталу Gizmodo пресс-служба Facebook призналась, что действительно обрабатывает телефонные номера пользователей без их ведома, но делает это исключительно с благими намерениями — чтобы сделать рекламные рекомендации точнее. Если вас не устраивает столь вольное обращение с вашими данными, стоит задуматься об удалении своей страницы или хотя бы заставить соцсеть собирать меньше информации о вас.

Читайте также