5 фактов о русских сказках, после которых ваша жизнь не будет прежней

В каком произведении зацензурили имя персонажа и какая мифологическая речка на самом деле «вонючка».

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

1. У Колобка есть «братья» в разных странах

«Колобок», безусловно, одна из самых известных русских сказок, но похожие сюжеты встречаются и в других странах. Во многих из них есть собственные версии истории о круглом хлебе или пироге, сбежавшем от своих создателей навстречу приключениям и неминуемой гибели.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Например, английская сказка повествует о Джонни-пончике, также известном как Johnny Cake. Её сюжет очень напоминает «Колобка», с той лишь разницей, что у мужчины и женщины, которые испекли пончик, есть сын. Именно его они попросили посмотреть за печью, пока сами работали в саду. Мальчик не уследил — и Джонни укатился в лес, где встретил сначала землекопов, которые не смогли его поймать, затем медведя, волка и лису. Она-то его и съела — всё как у нас.

В США аналог Колобка и Джонни-пончика — Пряничный человечек, который тоже перехитрил всех своих преследователей, кроме лисы.

В Германии же есть сказка о «большом толстом блинчике» — он убегает от трёх старых женщин, которые приготовили его и собирались им перекусить. На своём пути он столкнулся с зайцем, волком, козой, лошадью и свиньёй. В конце концов блинчик встречает троих голодных детей-сирот и сам прыгает к ним в корзинку, позволяя себя съесть. 

2. Баба-яга провожает души умерших на тот свет

Баба-яга — не просто злая ведьма, пугающая детей. Это сложный мифологический образ, который объединяет черты как доброй, так и зловещей силы. Согласно исследованиям фольклориста Владимира Проппа, она является духом-проводником, обитающим на границе миров.

Избушка на курьих ножках — символ этого пограничного пространства. Она вращается, открываясь лишь избранным героям, которые знают нужные слова или соблюдают особые ритуалы. Это подчёркивает сакральную значимость встречи с Бабой-ягой.

В большинстве сказок она предлагает герою испытания или проверяет его смекалку, терпение и доброту. Несмотря на пугающий облик, Баба-яга нередко помогает персонажам, если они проходят проверку. Почему она это делает? Её помощь, опять же, связана с функцией проводника: она способствует переходу героя на новый этап его пути, часто символизирующий духовное или моральное взросление.

3. В сказке про репку изначально не было никакой Жучки

Все мы помним, как дед посадил репку, а вытягивать её пришлось всей семьёй. Но не все знают, что в первоначальной версии сказки, записанной фольклористом Александром Афанасьевым в Архангельской губернии, маленькую собачку звали вовсе не Жучка, а «сучка». Да, это обычное обозначение собаки, которое не несёт никакого оскорбительного оттенка. Но Константин Ушинский, стремясь сделать сказку подходящей для детей, решил заменить неудобное слово на «Жучка».

Кстати, в фольклорном варианте репку помогали вытягивать какие-то «ноги»: «Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут». Возможно, что под загадочной «ногой» имелась в виду вовсе не часть тела, а ног-птица — или грифон. Но точного ответа никто до сих пор не знает. 

4. Река Смородина не имеет ничего общего с ягодами

Река Смородина, которая встречается в русских сказках, например в истории о Добрыне Никитиче, получила своё имя вовсе не в честь вкусной ягоды. Название произошло от слова «смрад» — это намёк на её зловонные воды. 

В славянской мифологии Смородина — это не просто река, а граница между мирами живых и мёртвых.

Вместе с Калиновым мостом, перекинутым через неё, эти элементы символизируют переход на тот свет. И мост — это не только путь, но и испытание. В русских сказках на нём нередко происходит борьба с врагами или чудовищами, что символизирует преодоление страха смерти. Само же слово «калинов» может быть связано с древнеславянским словом «калить», которое означает «разогревать твёрдый материал докрасна или добела». 

Интересно, что река Смородина и Калинов мост часто встречаются в былинах про богатырей. Всё потому, что эти герои способны преодолеть границу, разделяющую мир живых и мёртвых, и стать посредниками между ними, защищая людей.

5. «Курочка Ряба» тоже не так проста, как кажется

Скорее всего, это была одна из первых сказок, которую вы услышали в жизни. Но для взрослого человека она может показаться бессмысленной. Курочка снесла золотое яйцо, дед бил — не разбил, бабка била — не разбила, мышка разбила, и все почему-то заплакали, хотя, вроде, этого и хотели. 

«Хорошую» концовку, в которой курочка пообещала снести новое яичко, причём не золотое, а простое, зафиксировал в своём детском учебнике «Родное слово» всё тот же Константин Ушинский. Однако в фольклорном варианте, записанном Александром Афанасьевым, сказка так не заканчивается.

Там всё гораздо мрачнее.

Оказывается, дед с бабкой вовсе и не пытались разбить золотое яичко. Поэтому, когда мимо пробежала мышка и произошло непоправимое, старик со старухой тут же разрыдались, в печи стало полыхать, верх на избе зашатался, а внучка вообще с горя удавилась. 

Неудивительно, что исследователи пытаются проанализировать эту сказку с точки зрения мифологии. Например, по мнению филолога Лидии Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается космогоническая модель мира, разделённого на верхний, средний и нижний. Верхний мир в традиционной культуре многих народов считался местом обитания небожителей, которые покровительствовали людям, а нижний — наоборот, был населён существами, враждебными для людей. Ну а средний мир — это и есть человеческая вселенная.

Так вот, дед, баба и курочка представляют наш мир, мышка — нижний, поскольку несёт с собой разрушение, а золотое яйцо — верхний, так как символизирует звёздное небо. Разбивание последнего может быть воспринято двояко: как созидательное начало — появление звёздного неба, или как разрушительное — конец мироздания. Но это лишь одна из возможных интерпретаций — верить ей или нет, решать вам. 

Обложка: Dmitry Dolgachev / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Yoker Udagan
08.01.25 19:14
Подмена сказки о Рябе шаманским космогонизмом особенно повеселил 🤣Про Колобка (от слова колоб - пышная круглая булочка) прикольно. Хотя помнится в одном из школьных сочинений 10 класса был психоанализ гораздо круче мифа
Алена Королева
11.01.25 19:05
Сказка никогда не была "просто сказкой". Сказка всегда выходит из мифа, а миф объясняет объективную реальность с учетом развития и осведомленности очевидца этой реальности. Это то, что относится к космогоническим сказкам. Бытовые и волшебные сказки - это обучение разным стратегиям поведения. Поэтому важно читать детям сказки разных народов.Принцип " иногда сигара, это просто сигара" в народных сказках не работает. Это всеобъемлющий опыт народа в частности и человечества в целом адаптированный в удобоваримую форму.
Egor Pokrovsky
17.01.25 07:54
У меня лишь один вопрос, почему ты такой душный?
Kristina Lya
18.01.25 00:45
Читать надо современные сказки, например на Domskazki.com Но мифологию знать очень даже полезно, это история и быт прошлого
Читать все комментарии