Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЛикбезКино
15 июля 2021

Клоуны, маргиналы и роскошные женщины: чем так цепляют фильмы Федерико Феллини

Вы будете плакать над «Ночами Кабирии», оцените зрелый цинизм «Сладкой жизни» и с головой погрузитесь в феерию «Рима».
Фото автора Линда Журавлева
Линда Журавлева

Кинокритик Лайфхакера

Клоуны, маргиналы и роскошные женщины: чем так цепляют фильмы Федерико Феллини

Великий итальянский режиссёр Федерико Феллини, обладатель пяти «Оскаров» (последний — за вклад в кинематограф), кардинально поменял мышление как зрителей, так и многих других постановщиков. На первый взгляд, его картины дико запутанные, сложные и потому непонятные. Но если разобраться, киноязык Феллини очень демократичен, а сам он подлинно народный творец.

Каким был творческий путь Федерико Феллини

Старт карьеры и неореализм

Федерико Феллини начал свой путь в кинематографии в 1945 году с того, что написал сценарий к фильму Роберто Росселлини «Рим — открытый город». Эта картина заложила основу для самого демократического направления в мировом кино — итальянского неореализма, и сейчас считается неоспоримой классикой. Основными чертами неореализма были социальный подтекст и фокус на простых людях. Сниматься в таких лентах наравне со звёздами обычно звали непрофессиональных актёров.

Кадр из фильма Федерико Феллини «Маменькины сынки»
Кадр из фильма «Маменькины сынки»

Правда, Феллини, в отличие от основных представителей неореализма — Витторио де Сика и Роберто Росселини, всё же пошёл своей дорогой. Тема «маленького человека» и социальная проблематика ему тоже были близки. Но уже в самых первых фильмах Федерико прослеживается творческое своеобразие и самобытная философия. А мотивы феерии и карнавала, позже ставшие его визитной карточкой, видны даже в ранних работах мастера — «Огнях варьете» (1950), «Белом шейхе» (1952) и «Маменькиных сынках» (1953). Хотя в этих лентах Феллини только нащупывал свой специфический стиль.

Уже следующие ленты — «Дорога» (1954) и «Ночи Кабирии» (1957) — стали более сентиментальными и менее реалистичными. Они напоминали странный, тревожный сон. После них режиссёр окончательно отказался от неореализма в пользу необычных работ, где действительность причудливо сочеталась с разного рода чудесами.

Уход в сюрреализм и расцвет творчества

Новую главу в карьере режиссёра иногда называют розовым, или магическим, реализмом. Фильмы этого периода куда больше, чем прежде, наполнены фантазией, но при этом отличаются поэтичностью и лёгкостью. И всё так же сильно, как мотивы феерии и карнавала, Феллини интересует тема поисков себя.

Кадр из фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь»
Кадр из фильма «Сладкая жизнь»

Самые главные ленты этого этапа — «Сладкая жизнь» (1960) и «8 с половиной» (1963) — выстроены как гремучая смесь реальных воспоминаний, ностальгии и воображения. Именно эти две картины считаются вершиной творчества самого режиссёра и эталоном киноискусства в принципе. Ещё в них сильно ощущается влияние теории психоанализа. Ведь Феллини очень внимательно относился к своим снам и многие из них записывал, а в психоаналитической концепции как раз много значения уделяется толкованию снов.

Барочные черты и всё более гротескный стиль

На этом этапе творческий путь мастера всё больше расходится с ожиданиями зрителей. Зрелищность окончательно стала доминировать над сюжетом, а сами фильмы стали ну совсем психоделичными.

В лентах «Сатирикон» (1969), «Рим» (1972), «Амаркорд» (1973) Федерико Феллини обращается к древней истории и даже собственным детским воспоминаниям. Но при этом фильмы настолько перегружены деталями, что Андрей Тарковский назвал работы этого периода феллиниевским барокко.

Кадр из фильма Федерико Феллини «Амаркорд»
Кадр из фильма «Амаркорд»

Апофеозом стал фильм «Казанова» (1976). Его прохладно приняли критики и не оценили даже самые верные поклонники режиссёра. Да и сам Феллини не гордился этой работой. Он взялся за постановку с большой неохотой, а объёмные мемуары Джакомо Казановы прочитал уже после того, как подписал контракт на съёмки.

Закат творческого пути и самоирония

Начиная с 1980‑х мастер окончательно ушёл в самопародию и переосмысление собственных ранних находок. Например, «Город женщин» (1980), по сути, это разросшаяся до размеров целого фильма сцена гарема из «8 с половиной».

Кадр из фильма Федерико Феллини «Город женщин»
Кадр из фильма «Город женщин»

В притче «И корабль плывёт…» (1983) Феллини строго следует своим любимым художественным принципам (о них ниже). А вот поздние картины режиссёра — «Джинджер и Фред» (1986), «Интервью» (1987) и «Голос луны» (1990) — объединены темой творческой усталости и ностальгии по прошлому. Для первого знакомства с Феллини их лучше не выбирать. Ведь это тот самый случай, когда фильмы постановщика лучше смотреть строго по порядку.

Чем выделяется режиссёрский почерк Федерико Феллини

Устойчивые образы и архетипы

Кадр из фильма Федерико Феллини «Дорога»
Кадр из фильма «Дорога»

Сквозь всё творчество Феллини красной нитью проходят одни и те же образы. Редкий его фильм обходится без атмосферы цирка. Последний нельзя представить без клоунов, которые одновременно тревожат и восхищают режиссёра.

Федерико Феллини

Режиссёр. Из книги «Я, Феллини» Шарлотты Чэндлер

Когда мне было семь лет, родители впервые повели меня в цирк. Меня потрясли клоуны — я не знал, кто они, но у меня было странное чувство, будто меня здесь ждали. С тех пор с цирком у меня установилась нерушимая связь, и он снился мне на протяжении многих лет.

Кинематографист так часто возвращался к этой теме, что похожий стиль теперь неразрывно связан с его именем. Такую эстетику критики называют felliniesque, то есть феллиническая.

Другая важнейшая часть эстетики Феллини — образ пляжа. Режиссёр родился в прибрежном городке Римини и очень много времени провёл у моря. Поэтому в его фильмах судьбоносные для героев события (яркие примеры — «8 с половиной», «Сладкая жизнь» и «Дорога») часто разворачиваются на берегу.

Кадр из фильма Федерико Феллини «8 с половиной»
Кадр из фильма «8 с половиной»

Феллини начинал как карикатурист и мастерски умел изображать образы на грани гротеска. Ему хотелось, чтобы герои, едва появившись на экране, сразу запоминались зрителям. Поэтому его волновали необычные люди — маргиналы, проститутки, мошенники и плуты.

В его работах часто встречается один и тот же образ — очень крупная, статная дама. Она воплощает собой одновременно женское начало, материнскую заботу и животную страсть. Как и всех своих излюбленных персонажей, режиссёр придумал такую героиню ещё в детстве.

Нетрадиционная драматургия

Часто фильмы Феллини отпугивают отсутствием в них чёткой структуры повествования. Кажется, что его картины вовсе ни о чём: в них нет чёткого сценария, а сюжет, если он даже есть, нелинейный.

Кадр из фильма «Амаркорд»
Кадр из фильма «Амаркорд»

Но как раз эта особенность делает ленты мастера такими самобытными. Тем, кто ценит прежде всего лихо закрученную интригу и шикарные диалоги, феллиниевский стиль вряд ли окажется близок. Но зато итальянец великолепно умел передать различные оттенки чувств своих героев.

Бессменная муза

Без любимой жены Джульетты Мазины не обходился ни один фильм Феллини. Даже если актриса не снималась сама, она почти всегда присутствовала на съёмочной площадке. В картине «Дорога» Мазина создала один из лучших образов в мировом кино, а имя её героини, Джельсомины, стало нарицательным.

Кадр из фильма Федерико Феллини «Ночи Кабирии»
Кадр из фильма «Ночи Кабирии»

Артистка умела передать на экране буквально весь спектр человеческих эмоций. Она в равной степени могла быть непосредственной, романтичной, драматичной, но чаще — смешной и до боли трогательной.

Кинематографическое альтер эго

Собираясь снимать «Сладкую жизнь», Феллини сначала никак не мог найти исполнителя главной роли. Ему нужен был самый универсальный типаж, чтобы зрители легко представляли себя на месте героя.

Идеально подошёл старый знакомый Джульетты Мазины — Марчелло Мастроянни. Впоследствии его сотрудничество с Феллини переродилось в тесный творческий союз, а потом и в настоящую дружбу, которую оба пронесли сквозь годы.

Кадр из фильма «Сладкая жизнь»
Кадр из фильма «Сладкая жизнь»

Режиссёр не уставал повторять, что его самого и образы Мастроянни стоит воспринимать как единое целое. И тем самым показал, что о себе можно снимать очень необычно и интересно, а некоторые другие кинематографисты потом взяли этот приём на вооружение.

Какие фильмы Федерико Феллини нужно посмотреть

1. Маменькины сынки

I vitelloni

  • Италия, Франция, 1953 год.
  • Драма, комедия.
  • Длительность: 109 минут.
  • IMDb: 7,9.

Пятеро молодых людей скучают в провинциальном приморском городе. Они мечтают покинуть родные пенаты, где всё до боли знакомо и где живут их родственники.

В основу «Маменькиных сынков» легли воспоминания самого Феллини, хотя он не любил, когда его фильмы называли автобиографическими. Тем не менее лента рассказывает именно о юности режиссёра. Одного из главных героев даже сыграл родной брат Федерико Рикардо Феллини, причём персонаж носит то же имя.

Благодаря очень личному тону «Маменькиных сынков» вместе с предыдущими ранними работами «Огни варьете» (1950) и «Белый шейх» (1952) можно считать своеобразной трилогией. Но именно в «Сынках» Феллини обрёл творческое своеобразие и вывел своё кинематографическое мастерство на новый уровень.

Смотреть в iTunes →

2. Дорога

La strada

  • Италия, 1954 год.
  • Драма.
  • Длительность: 108 минут.
  • IMDb: 8,0.

Циркач‑силач Дзампано выкупает деревенскую дурочку Джельсомину, чтобы та работала его ассистенткой. Вместе они путешествуют по Италии, пока не встречают бродячий цирк.

«Дорога» считается одним из ключевых фильмов не только в итальянском, но и в мировом кинематографе. В этой ленте Феллини уже отошёл от канонов неореализма и добавил действию фантазийности и поэтичности.

Картина принесла Феллини его первый «Оскар», а также прославила Джульетту Мазину, которую сразу прозвали «Чаплин в юбке».

3. Ночи Кабирии

Le notti di Cabiria

  • Италия, Франция, 1957 год.
  • Драма, мелодрама.
  • Длительность: 118 минут.
  • IMDb: 8,1.

Проститутка по имени Кабирия мечтает найти настоящую любовь и уехать из бедного квартала. Но девушку обманывают и используют в личных интересах. Несмотря на это, она остаётся доброй к людям.

Федерико Феллини написал сценарий фильма специально для своей супруги. Стоит ли говорить, что Мазина справилась со своей ролью великолепно, а её улыбка сквозь слёзы в финале стала символом итальянского кино.

4. Сладкая жизнь

La Dolce Vita

  • Франция, Италия, 1960 год.
  • Сатира, трагикомедия.
  • Длительность: 179 минут.
  • IMDb: 8,0.

Циничный журналист Марчелло ведёт гедонистический образ жизни и меняет женщин как перчатки. Даже появление американской кинодивы Сильвии не производит на героя особого впечатления. Его чувства задевает разве что ужасное самоубийство друга, но ненадолго.

Картина сделала звездой Марчелло Мастроянни, а ещё так сильно повлияла на массовую культуру, что даже само её название стало нарицательным. Но гениальный замысел оценили не сразу. «Сладкую жизнь» запрещали, обвиняли режиссёра в богохульстве и в том, что он якобы снимает порнографию. Доходило до того, что Феллини буквально плевали в лицо.

5. 8 с половиной

8½

  • Италия, 1963 год.
  • Трагикомедия.
  • Длительность: 138 минут.
  • IMDb: 8,0.

Режиссёр Гвидо Ансельми собирается снимать новый фильм и в то же время переживает творческий кризис. Он едет на курорт, где встречается с самыми разными людьми. Но чем дальше, тем больше герой сомневается, что вообще создаст картину.

Феллини сочинил «8 с половиной» на основе личного опыта. Когда нужно было писать сценарий, он и сам столкнулся с отсутствием идей и даже хотел отказаться от проекта. Но потом ему пришло в голову просто сделать кино о самом себе.

Даже название «8 с половиной» Федерико выбрал не случайно. Оно подразумевает шесть полнометражных картин и две короткометражки, которые Феллини успел снять к этому моменту. Ну а свой дебют «Огни варьете» (1950), сделанный в соавторстве с Альберто Латтуада, режиссёр посчитал за половинку.

Смотреть в iTunes →

6. Джульетта и духи

Giulietta degli spiriti

  • Италия, Франция, 1965 год.
  • Фэнтези, драма, комедия.
  • Длительность: 148 минут.
  • IMDb: 7,6.

Джульетта начинает подозревать мужа в измене. Но с того момента, когда она окончательно теряет доверие к любимому человеку, в её жизнь врывается толпа духов из потустороннего мира.

Своим первым цветным фильмом Феллини хотел вернуть женщине право на свободный выбор. Но по иронии совершенно не прислушался к своей жене Джульетте Мазине, которая по ходу съёмок постоянно критиковала сценарий, и зря. Вместо того, чтобы сосредоточиться на опыте женщин, Федерико изобразил на экране свой собственный взгляд на них. Из‑за этого картину встретили прохладно, после чего режиссёр признал, что его супруга была права.

Иногда «Джульетту» называют женской версией «8 с половиной». Отчасти это справедливо, ведь сам Феллини говорил, что всю жизнь снимает один и тот же фильм.

7. Сатирикон

Satyricon

  • Италия, Франция, 1969 год.
  • Фэнтези, драма, история.
  • Длительность: 129 минут.
  • IMDb: 6,9.

События разворачиваются в Римской империи времён упадка. В центре повествования — история юноши Энколпия. Герой ищет своего молодого любовника, сбежавшего с их общим другом.

Сейчас «Сатирикон» считается одной из лучших работ Феллини, но фильм, к сожалению, сильно опередил своё время. Так, специалисты по древней истории жёстко раскритиковали картину, хотя режиссёр и не претендовал на достоверность. Его целью скорее была пародия на общественно‑политическую ситуацию конца XX века.

Зрители тоже отреагировали на «Сатирикон» холодно, посчитав слишком экспериментальным. На этом этапе Феллини медленно, но верно начал терять свою аудиторию, которая совсем перестала его понимать.

8. Рим

Roma

  • Италия, Франция, 1972 год.
  • Драма, комедия.
  • Длительность: 120 минут.
  • IMDb: 7,4.

Импрессионистская, написанная крупными штрихами история самого Феллини, который ещё юным переехал в Рим из маленького города. Как и во многих других фильмах мастера, здесь полно автобиографических мотивов, при этом нет чёткой завязки, сюжет нелинейный, а в потоке созна­ния перемешиваются прошлое и настоящее, реальность и вымысел.

9. Амаркорд

Amarcord

  • Италия, Франция, 1973 год.
  • Драма, комедия.
  • Длительность: 123 минуты.
  • IMDb: 7,9.

По сюжету на дворе 1930‑е годы и фашистская диктатура Муссолини. Основные события разворачиваются вокруг семьи юного Титты и разных других странных персонажей, населяющих маленький прибрежный город.

В «Амаркорде» Феллини переосмысливает юношеские годы, проведённые в Римини. Но свои детские воспоминания он предпочитает показать сквозь призму взрослого опыта. Так что фильм получился весьма откровенным, а некоторые эпизоды настолько смутили цензоров, что советские зрители, например, увидели обрезанную версию.

Смотреть в iTunes →

10. Город женщин

La città delle donne

  • Италия, Франция, 1980 год.
  • Драма, комедия.
  • Длительность: 148 минут.
  • IMDb: 7,0.

Респектабельный буржуа Снапорас сходит с поезда вслед за понравившейся ему женщиной. Он попадает в удивительную коммуну, где нет места мужчинам. Герой пытается оттуда сбежать, но лишь глубже погружается в бездну хаоса и абсурда.

Это один из поздних фильмов Феллини, сюрреалистичный и бессюжетный, как и все его зрелые работы. Картину можно назвать переосмыслением ленты «8 с половиной», где герой Мастроянни имел безраздельную власть над влюблёнными в него дамами. Но в «Городе женщин» персонаж, наоборот, оказывается раздавлен потоком женской экспрессии.

Читайте также
🎥🎥🎥
Как снимает Ксавье Долан — один из самых многообещающих молодых режиссёров
Паоло Соррентино: как снимает автор «Великой красоты» и «Молодого Папы»
Дэвид Линч: в чём уникальность и культовость режиссёра
Джеймс Кэмерон: особенности творческого подхода и лучшие фильмы режиссёра
Кристофер Нолан: фирменные приёмы культового режиссёра и в каких фильмах их искать
Обложка: кадр из фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

вечерние платья на новогодний корпоратив

15 вечерних платьев со скидками до 90%, чтобы сиять как ёлочка

Берём в подарок смарт-часы Samsung Galaxy Watch 7 со скидкой 41%

Берём в подарок смарт-часы Samsung Galaxy Watch 7 со скидкой 41%

Пусковое устройство от Baseus, которое пригодится зимой. Сейчас на него скидка 48%

Пусковое устройство от Baseus, которое пригодится зимой. Сейчас на него скидка 48%

Chto podarit' mal'chiku na Novyj god: 15 klassnyh idej

Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары

Это интересно
«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

Как меняется «Битрикс24»: девять комментариев из интернета, которые давно не актуальны

Как меняется «Битрикс24»: девять комментариев из интернета, которые давно не актуальны

Реклама
От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

3 вида киберугроз, которые могут серьёзно навредить бизнесу

3 вида киберугроз, которые могут серьёзно навредить бизнесу

Комментарии
Oxana Dyachenko
19.07.21 14:33
Мазина потрясающая. На всю жизнь перед глазами кадры из финала "Ночей Кабирии", как она идет и улыбается сквозь слезы. И кажется, что пленка на несколько секунд перестала быть черно-белой.
Что ещё посмотреть
«Пятый элемент» снова покажут в России — впервые в 4K-реставрации
«Пятый элемент» снова покажут в России — впервые в 4K-реставрации
0
17:48
Кино
Новости
Режиссёр комедии «Один дома» резко высказался о сиквелах, снятых после него
Режиссёр комедии «Один дома» резко высказался о сиквелах, снятых после него
0
15:50
Кино
Новости
Джеймс Кэмерон стал пятым режиссёром в истории, заработавшим миллиард долларов
Джеймс Кэмерон стал пятым режиссёром в истории, заработавшим миллиард долларов
0
15:10
Кино
Новости
Вышел первый трейлер детектива «Отель „У Погибшего Альпиниста“» по повести Стругацких
Вышел первый трейлер детектива «Отель „У Погибшего Альпиниста“» по повести Стругацких
0
14:10
Кино
Новости
Крис Эванс вернётся в фильме «Мстители: Судный день» — это подтвердил утёкший тизер
Крис Эванс вернётся в фильме «Мстители: Судный день» — это подтвердил утёкший тизер
0
11:53
Кино
Новости
IndieWire опросил 148 критиков и составил список лучших фильмов 2025 года
IndieWire опросил 148 критиков и составил список лучших фильмов 2025 года
0
11:23
Кино
Новости
Disney готовит фильм про Гастона — главного злодея из «Красавицы и чудовища»
Disney готовит фильм про Гастона — главного злодея из «Красавицы и чудовища»
0
09:28
Кино
Новости
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
0
Вчера
Кино
Ликбез
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
0
Вчера
Кино
Новости
«Одна из многих» стала самым популярным сериалом за всю историю Apple TV
«Одна из многих» стала самым популярным сериалом за всю историю Apple TV
0
Вчера
Кино
Новости
«Зверополис-2» стал самым кассовым голливудским фильмом 2025 года — и это не единственный рекорд
«Зверополис-2» стал самым кассовым голливудским фильмом 2025 года — и это не единственный рекорд
0
Вчера
Кино
Новости
30 лучших дорам, которые заставят вас испытать весь спектр эмоций
30 лучших дорам, которые заставят вас испытать весь спектр эмоций
14 декабря
«Горящая изба»
Кино
12 терапевтичных мультфильмов, которые помогут расслабиться или задуматься о жизни
12 терапевтичных мультфильмов, которые помогут расслабиться или задуматься о жизни
0
13 декабря
Кино
Кино
Хлеба и зрелищ: Esquire назвал 26 лучших боевиков 2025 года
Хлеба и зрелищ: Esquire назвал 26 лучших боевиков 2025 года
0
13 декабря
Кино
Новости
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
0
13 декабря
Кино
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Evialroot52 минуты назад

0 / 0

Хех . . . никто и не сомневался, что 3-я часть будет ещё хуже 2-й 😏
Дорогущий «Аватар-3» может провалиться — он получил всего 68% на Rotten Tomatoes
Аватар автора комментария
Evialroot1 час назад

0 / 0

Всегда думал, что у китайцев змеи могут вызвать лишь гастрономический интерес 😁
Гари из «Зверополиса-2» стал популярен в Китае — и спровоцировал моду на ядовитых змей
Аватар автора комментария
Алексей Хромов1 час назад

0 / 0

А в фильме она его ещё и в обратную сторону произносила
12 ёмких английских слов, которые заставляют сомневаться в богатстве русского языка
Аватар автора комментария
Julia Svit2 часа назад

0 / 0

Какая молодец. А то есть люди разведут животных, а не ухаживают за ними. Да и продукты лучше животным отдать, чем выбросить в мусор.
Застенчивая китаянка приютила 120 бездомных кошек — и кормит их остатками со свадеб
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях