«Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» — важный, но скомканный приквел франшизы
17 ноября в мировой прокат вышла очередная часть «Голодных игр». Режиссёр Фрэнсис Лоуренс, поставивший почти все предыдущие фильмы, снял приквел. Сюжет, основанный на одноимённой книге Сьюзен Коллинз, рассказывает о молодых годах будущего президента Панема Кориолана Сноу — в основной серии фильмов его сыграл Дональд Сазерленд, теперь же роль отдали начинающему актёру Тому Блиту.
Задумка кажется неплохой — показать, как добрый и честный юноша превратился в жестокого и расчётливого политика. И Сноу в картине действительно хорош, как и главная героиня в исполнении Рэйчел Зеглер. Но, кажется, авторы переоценили свои возможности: они показали в одном фильме слишком много и запутались в темах и жанрах. В итоге получилась разрозненная история, которую спасают только яркие актёры и основа сюжета.
Фильм интересно раскрывает историю происхождения «Голодных игр»
10 лет назад восставшие дистрикты напали на Капитолий — столицу Панема. Жители оказались в осаде и долгое время голодали. Но мятежники проиграли, поэтому в наказание руководство страны каждый год устраивает «Голодные игры» — смертельную схватку случайно выбранных людей (их называют трибутами) из дистриктов.
Сражение транслируют по телевидению, но с каждым годом рейтинги падают: зрителям надоело смотреть, как на обычной арене дерутся неумелые подростки, большинство из которых погибает в первые же минуты. Чтобы как‑то поднять интерес публики, создатель «Голодных игр» Каска Хайботтом (Питер Динклэйдж) придумывает идею менторов — дети выходцев из высшего общества должны наставлять и продвигать своих трибутов.
Одним из менторов и становится молодой Кориолан Сноу (Том Блит). Его отца когда‑то убили восставшие, мать давно умерла, поэтому они с сестрой бедствуют, но скрывают это. Участие в «Голодных играх» может стать для Корио возможностью повысить свой статус и заработать. В подопечные юноше достаётся дерзкая Люси Грей Бэрд (Рэйчел Зеглер). Кориолан решает поднять интерес и симпатию людей к девушке, лично встречает её в столице и вскоре искренне привязывается. Он хочет, чтобы Люси Грей выжила, но добиться этого можно лишь обманом.
Всё это лишь завязка картины. Понятно, что дальше будет то самое соревнование, где Люси Грей постарается победить, а её ментор проявит чудеса хитрости. Причём авторы приквела (как книги, так и фильма) поступают мудро: не пытаются состязаться в красочности и масштабе с последними частями франшизы.
Они создают радикально иную атмосферу. Здесь «Голодные игры» — ещё не всеми любимое гротескное шоу, хотя ведущий, которого играет Бен Шварц, старается изо всех сил. Это просто грязная драка, в которой несчастные люди от отчаяния убивают друг друга. Никакого интересного ландшафта, позиционной борьбы и глобальности. Но наблюдать за этим было бы скучно не только зрителям Панема, но и реальным зрителям. Поэтому в «Балладе о змеях и певчих птицах» совершенно другие акценты.
О самих трибутах почти ничего не рассказывают — даже историю Люси Грей проскакивают за минуты. Зато говорят о восприятии «Голодных игр» жителями Панема, и оказывается, что даже среди элиты мнения разнятся. Один из детей богатых родителей, лучший друг Корио, и вовсе выступает против показательных убийств.
Но интересней всех сам Сноу — по сути, это единственный персонаж с серой моралью. Он даже честно говорит Люси Грей, что хочет помочь не только ей, но и себе. С одной стороны, юноша привязывается к подопечной, с другой — высказывает идеи, как можно привлечь больше зрителей. То есть скорее помогает развитию «Голодных игр». Все, кто смотрел предыдущие фильмы, помнят, кем станет Кориолан. Поэтому наблюдать за внутренней борьбой интересно и даже жутковато.
Казалось бы, всё хорошо, какие претензии могут быть к такой логичной и стройной истории? Но есть нюанс.
Всё описанное выше относится только к первой половине фильма.
Атмосфера меняется слишком часто и непредсказуемо
Есть достаточное количество картин, которые к середине резко меняют жанр, но от этого становятся только лучше. «Жизнь прекрасна», «Психо», «От заката до рассвета» доказывают, что такой ход допустим и отлично работает: комедия может стать драмой, криминальный триллер — хоррор‑боевиком. Но чтобы сделать это правильно, нужно быть если не Хичкоком, то хотя бы Роберто Бениньи или Квентином Тарантино в дуэте с Робертом Родригесом.
Увы, Фрэнсису Лоуренсу не хватило то ли мастерства, то ли смелости, чтобы отойти от литературного первоисточника. Поэтому «Баллада о змеях и певчих птицах» кажется просто двумя (если не тремя) фильмами, которые зачем‑то спрессовали в два с половиной часа хронометража. Если проводить параллели с другими известными франшизами: представьте, что трилогию приквелов «Звёздных войн» упаковали в один фильм.
Хотя здесь получилось даже хуже — «Звёздные войны» не меняют жанра. А первая половина новых «Голодных игр» вполне стройная антиутопия. Но потом всё перерастает в драму о ПТСР и мрачную историю о моральном выборе. Не стоит пересказывать сюжет, но изменится жизнь и внешность Корио и его друга, локация, настроение, темп и даже цветовая гамма фильма. А ещё здесь довольно невнятно развивают тему подготовки ещё одного восстания. И не забудьте про романтическую линию.
Если и этого мало, представьте, что всё происходящее — мюзикл. Нет, к счастью, персонажи не поют во время драк и перестрелок. Но, кажется, режиссёр решил по полной использовать талант Рэйчел Зеглер, чья карьера стартовала с «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга. Поэтому Люси Грей поёт при каждой удобной и неудобной возможности — даже на арене после победы.
У этого есть некоторое обоснование: в мире «Голодных игр» именно эта героиня придумала ту самую композицию про «Дерево Висельника», которую исполняла Китнисс в «Сойке‑пересмешнице». Но в «Балладе о змеях и певчих птицах» Люси Грей только её поёт трижды, а есть ещё много других весёлых и грустных треков. Хотя, справедливости ради, голос у Зеглер невероятно красивый, поэтому слушать её просто приятно.
Возможно, если бы приквел разделили на два двухчасовых фильма, получилось бы намного лучше: каждую часть раскрыли бы подробнее, и разница не резала бы глаз. Но сейчас есть одна часть, которую в середине очень хочется поставить на паузу и пустить титры.
Спасают отличные молодые актёры
К счастью, придираться к фильму захочется только после его окончания. Ведь даже в тех моментах, где проваливается сюжет, действие почти всегда вытягивают актёры. Том Блит — главная находка авторов. Его взгляд и растерянность настолько естественны, что персонажу моментально веришь. На протяжении фильма отношение к герою меняется несколько раз: от сочувствия до презрения. В этом трагедия молодого Кориолана Сноу — он искренне хочет сделать как лучше, но у него две ровно противоположные цели.
Рэйчел Зеглер в последние годы стала одной из главных молодых актрис: она блистала в «Вестсайдской истории», засветилась в киновселенной DC, а скоро сыграет в «Белоснежке» (да, многие заранее ругают фильм, но как этап в развитии это круто). Ей отлично удаётся образ эмоциональной и очень напористой героини. Приятно, что создатели не пытаются сделать из неё новую копию Китнисс Эвердин. Люси Грей изначально другая, как внешне, так и по поведению.
Единственное, за что здесь хочется пожурить авторов (или даже скорее дизайнеров и руководителей кастинга): нельзя делать главную героиню настолько выделяющейся среди остальных трибутов. Все вокруг грязные, потрёпанные и травмированные, и тут выходит белозубая Люси Грей в ярком платье. Угадайте, кто победит?
Второстепенные герои тоже могли бы быть хороши, увы, на них просто не хватает времени. Поэтому они остаются скорее в роли функций, развивающих основных персонажей, а заодно напоминают о связи с франшизой.
Это и вечно мрачный Каска в исполнении Питера Динклэйджа, и Тигрисс, которую сыграла Хантер Шафер, и Сеян Плинт — одна из первых крупных ролей Джоша Андреса Риверы. За эту троицу особенно обидно: их герои очень интересны, но лишь мелькают на фоне.
Единственная, кто раздражает, — Виола Дэвис в образе Волумнии Галл. И не в смысле, что актриса так хорошо сыграла злодейку, что бесит. Наоборот: это настолько карикатурный персонаж, что она не вписывается в общую атмосферу.
Конечно же, на протяжении всего фильма мелькают отсылки к прошлым частям франшизы: пересмешники, китнисс — ещё не в роли имени, белые розы, лук, песня. Любителям фансервиса будет что поискать. Да и в целом, как и в случае со «Звёздными войнами», смотреть приквел интересней, если знаешь, что обаятельный главный герой в итоге станет злодеем.
«Баллада о змеях и певчих птицах» могла быть хорошей частью серии. И даже поначалу кажется таковой. Вот только бы чуть меньше хаоса в построении картины, чтобы не было ощущения постоянно скачущего сюжета и желания показать всё и сразу.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
Обзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой
Обзор TECNO Spark 30 Pro — доступного смартфона, который не выбеливает селфи
Дети нашего времени. Какие они на самом деле
12 идей подарков на «Мегамаркете» для тех, кто участвует в «Тайном Санте»