Гонка на работе убивает всё: креативность, смысл и тебя

Кажется, у Линдса Реддинга было всё, о чём только может мечтать творческий человек: он работал арт-директором в нескольких агентствах Лондона и Эдинбурга, позже — в топовых агентствах Новой Зеландии Saatchi & Saatchi, DDB, BBDO, Colenso и The Campaign Palace. Интересная работа, куча денег, семья. Когда у него обнаружили рак, Линдс уволился и удалился в собственный дом на острове Уаихеке, где просто отдыхал: гулял, рисовал, писал статьи и музыку. Там же бывший рекламист написал одну из самых впечатляющих статей «Короткий урок на будущее», опубликованную в его блоге.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Эта статья, написанная незадолго до смерти, как бы подводит черту под историей жизни успешного человека и озвучивает выводы, к которым, возможно, приходил не один креативщик в конце своей карьеры. Её просто обязаны прочитать все молодые рекламисты, полные сил, идей и амбиций, да и все остальные карьеристы.

 

Много лет назад, когда я только начинал работать в индустрии рекламы, мы с творческим партнёром Лоуренсом часто практиковали так называемые ночные проверки. Брали большие листы А2 и весь день записывали разные идеи по проектам, над которыми работали в тот момент. Простые заголовки, каламбуры, небрежные зарисовки чёрным маркером. Под конец дня на листах была настоящая свалка идей: мы просто выливали на бумагу всё, что приходило в голову или срывалось с языка. Всё, что было нелепо, просто смешно или совсем неуместно, отфильтровывалось и к вечеру уже наполняло угол комнаты впечатляющей горой бумажного мусора.

Если день был продуктивным, отдельно от груды бумаг, стаканчиков из-под кофе и переполненных пепельниц оставалась толстая пачка стоящих идей. Одни из них были практически законченными, другие — неуклюжими, кривыми фрагментами, в которых всё-таки было зерно истины или проблеск улыбки. Всё это развешивалось по стенам офиса, а мы отправлялись выпить пива.

На следующее похмельное утро мы снова собирались в офисе и рассматривали идеи со свежей головой. Около трети идей, которые казались стоящими и интересными, сразу отправлялись в мусор: то, что ночью было достойным и весёлым, в холодном свете утра теряло своё очарование и становилось просто ничем.

Где-то к середине утреннего кофе наш отдел оживал и мы выполняли обычный утренний ритуал: скитались по офису и критиковали творения других креативщиков.

Творческие люди — очень ранимые существа, поэтому вся наша критика всегда подавалась в очень мягком виде и была конструктивной. На самом деле это отличный инструмент по отсеиванию мусора: часто в нашем кабинете собирались другие команды и хвалили или критиковали уже наши творения.

Но дело в том, что…

Ночная проверка идей была отличным инструментом и забавной практикой, но она доступна только тогда, когда вы можете найти на это ночь. Наступили 90-е, и нашу сферу затопили цифровые технологии. Захватывающие инструменты, новые возможности, новые сроки выполнения.

Есть идея — реализуй её за пару часов и отдай.

Счетоводы наверху быстро смекнули, что с такими технологиями мы можем сделать в три раза больше за то же время. Больше проектов — больше денег.

Очень скоро «ночная проверка» превратилась в «обеденную проверку», когда мы смотрели на кучу своих идей после перерыва. Потом, прежде чем мы успели это заметить, мы начали есть лапшу быстрого приготовления прямо за рабочим столом и по очереди уходить домой, чтобы поцеловать детей перед сном.

Как только более-менее стоящая идея отправлялась на стену офиса, прибегал красномордый менеджер в плохо сшитом костюме, срывал её и убегал. Мы стали полагаться на свой опыт и чутьё, выработанное за годы работы. Чаще всего это действовало, но не всегда.

Стандарты упали, а мы стали более консервативными. Мы больше не рисковали и полагались на отработанные схемы. Исследования показывали, что проверенные идеи дают лучшие результаты, а ведь исследования стали новым богом.

Для реального творчества нужно быть полностью раскованным, отключить внутреннего цензора и не думать, что об этом скажут другие.

У детей это есть, поэтому у них так хорошо получается творить, а у взрослых с Фольксвагеном, ипотекой и рамками справедливости и соответствия — нет.

Свободный полёт творческой мысли требует времени и безопасной, спокойной атмосферы. Раньше творческие департаменты и дизайн-студии обеспечивали всё это креативщикам: там можно было свободно мыслить, говорить, делать всё, что приходит в голову, и не бояться быть осмеянным.

Потом какой-то гений придумал устроить соревнование, конкурс, гонку, победитель которой получает работу.

Теперь все заражены этой лихорадкой. Технологии всё больше ускоряются и наши перегруженные нейроны изо всех сил стараются не отстать от компьютеров. Решения за доли секунды. Нашли, что нравится. Поделились. Появилась недозрелая мысль. Сообщи о ней. Не жди. Не стесняйся. Лови момент. Не отставай. Потом у тебя будет много времени, чтобы раскаяться в том, что она вообще появилась на свет. Да, и, чтобы прикрыть задницу, не забудь поставить в конце смайлик, а то вдруг ты переборщил со смелостью?

«Ночная проверка» — отличный инструмент, но все ночи были пропущены, как и выходные. Отпуск на неделю? Отлично! На месяц? Непозволительная роскошь. Теперь я «наслаждаюсь» своим вынужденным полугодовым отпуском. Я оторван от своей работы и от прошлого образа жизни, при котором я всё время стрелял от бедра, танцевал сквозь игольное ушко и тратил все свои силы. Вынужденный отрыв на шесть месяцев помог оглянуться на свою жизнь и оценить её. Это отрезвляет.

Теперь мой старый образ жизни выглядит и ощущается совсем не таким, как раньше.

И вот в чём дело

Оказывается, моя жизнь нравится мне не так сильно, как казалось до этого. Я знаю это, потому что встречал своих бывших коллег. Они с энтузиазмом рассказывают мне про свои последние проекты, спрашивают моё мнение, демонстрируют своё мастерство. Я вежливо выслушиваю, как они хвастаются, кто из них меньше спал и больше обедал в ресторанах быстрого питания. «Я не видел свою жену с января, я уже ног не чувствую от усталости, и от фастфуда скоро начнётся цинга, но клиент собирается в отпуск, так что пахать в таком темпе ещё три недели. Что я думаю?»

Что я думаю?

Я думаю, что вы все — чёртовы психи. Вы так выпадаете из реальности, что это даже не смешно. Это всё чёртова ТВ-коммерция. Хочу вам сказать, я был просто в шоке. Мне казалось, что всё это просто розыгрыш, афера, обман.

Эта афера устроена так:

1. Креативная индустрия работает в значительной степени на неустойчивом самоощущении творческих людей, на их слабом чувстве собственного достоинства и выходящем из-под контроля эго. Мы ставим перед собой высочайшие стандарты, и только мы  — самые строгие критики для себя.

Удовлетворить наши высокие требования гораздо сложнее, чем требования заказчика, которому, судя по моему опыту, вообще не трудно угодить.

Все художники подсознательно считают себя мошенниками и шарлатанами и живут в постоянном страхе разоблачения. Если мы работаем на износ, мы как бы прячемся, чтобы нас не обнаружили, и все люди, эксплуатирующие творческих личностей, прекрасно знают об этой слабости.

2. По-настоящему творческие люди не видят мотивации в деньгах. Богатство для нас — признак признания наших идей и проектов. Простое, но искреннее «отлично сделано» от авторитетного человека дороже для нас, чем денежные премии и бонусы. Опять же, владельцы нашей промышленности ловко использовали эту особенность, неуверенность в себе и тщеславие. Гламурные и бесполезные безделушки, разные премии — всё это призвано дать нам мотивацию создавать новые шедевры.

Мы, как сороки, слетаемся на блестящие статуэтки, выклёвывая друг другу глаза, а им это обходится гораздо дешевле, чем награда в виде места в совете директоров или пакета акций.

3. Тяга к созданию. Эта потребность творческих людей, которую просто необходимо удовлетворять. Когда я не работал полгода, всё равно каждый день я что-то рисовал, писал, сочинял плохую музыку. Это просто зуд какой-то, просто надо чесать. Это странная, эксцентричная особенность, но очень полезная в коммерческом плане.

То, что сейчас происходит с творческой сферой, напоминает промышленную революцию: идеи поставлены на поток, они стали одноразовым товаром и продаются по самой низкой цене.

Как только найдут способ аутсорсинга идей из Китая, с радостью это сделают.

Идея, которую мы ценим больше всего, стала просто дешёвой пластиковой игрушкой, безделушкой для расхваливания продуктов. Теперь мы должны штамповать идеи сотнями и при этом укладываться в график. «Нам надо шесть идей до утра. Клиент собирается в отпуск, надо ему показать. Не думай особо, он платит только за одну, так что наработай там что-нибудь. Да, и ещё, он любит зелёный цвет. Увидимся утром, я в клуб».

Вы когда-нибудь пробовали придумывать идеи под дулом пистолета? Креативщик делает это каждый день, а потом, когда смотрит на идею, придуманную за час, он встречается лицом к лицу со своим страшнейшим критиком — собой. И всеми остальными. И получает следующее: «Заказчику вполне понравился зелёный цвет, только надо поменять шрифт, изображение, слова и идею. И ещё, может быть, сделать логотип побольше».

Это опасная и кропотливая работа. А что в награду? Золотая статуэтка? Я видел много творческих людей, которые в конце концов оказались на обочине. Алкоголь, наркотики, постоянная тревога, стресс, развалившиеся семьи, даже пара самоубийств. Человек не выживает в такой отравляющей и враждебной среде. Но тем не менее до сих пор нет нехватки в молодых специалистах. Энергичная и творческая молодёжь в очередь становится, чтобы испытать свою удачу в рекламе.

Как я выживал в течение 30 лет? Это был бег по острию бритвы. Внутри я очень чувствительный, поэтому я просто прятал свою неуверенность и страх и бежал так быстро, чтобы никто этого не заметил. Ещё я убедил себя, что нет больше ни одного дела, которое я предпочёл бы рекламе, что это моё настоящее призвание и мне невероятно повезло, что мне за это платят.

Эпический акт самообмана, и в итоге бесчисленные ночи и выходные, праздники и юбилеи, школьные концерты и дни рождения — всё это я положил на алтарь своей работы. Высокой цели, которая обязательно окупится, но потом, потом…

Сейчас я понимаю, что это был обман. В этом не было ничего действительно важного и высокого. Это был просто механизм без стоящих последствий. Мы просто продавали товар. Просто кормили зверя, как я это теперь называю.

Так стоило ли оно того?

Конечно нет. Оказывается, это просто была реклама. В ней нет высшего призвания, нет приза, за который стоит бороться. Просто много потерь, пожелтевшие газеты и старые кассеты, которые я не смогу посмотреть, даже если захочу. Ах да, ещё сертификаты в рамочках и маленькие золотые статуэтки. Горы упаковок от прозака и пустых бутылок, копна седых волос и раковая опухоль неопределённых размеров.

Может показаться, что я себя жалею. Это не так. Мне было здорово, было весело и интересно. Я был хорош в том, что делал, встретил много талантливых и умных людей, стал настоящим профессионалом, мог постоянно удовлетворять свой творческий зуд и заработал достаточно денег, чтобы обеспечить свою семью, которую даже иногда видел.

Но за всю жизнь я не сделал ничего по-настоящему стоящего. По крайней мере в творчестве. Я помог продвинуть какие-то товары, увеличил прибыль нескольких компаний и сделал одного-двух людей ещё богаче.

В то время мне казалось, что это отличная идея.

Но я не думаю, что она прошла бы ночную проверку.

Жаль

Если вы читаете это, сидя в тёмной студии или мучаясь вопросом, в какую руку домохозяйка должна взять стиральный порошок — в правую или в левую, сделайте одолжение: вырубите электричество. Заприте студию, отправляйтесь домой и поцелуйте жену и детей.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Олег Гончаров
26.10.13 10:27
Каждый зарабатывает как умеет, до того уровня, который считает приемлемым. На что тут жаловаться? Добровольное рабство? Вы решаете, что и когда Вам делать. Не о чем жалеть. Но этого парня - понимаю. За фразу - бриллиант, огромный автору "респект"! Самое мощное, что прочитал за последнее время: "...Все художники подсознательно считают себя мошенниками и шарлатанами и живут в постоянном страхе разоблачения. Если мы работаем на износ, мы как бы прячемся, чтобы нас не обнаружили, и все люди, эксплуатирующие творческих личностей, прекрасно знают об этой слабости..." Есть о чем подумать.
ame rok
13.12.13 23:21
опровергнуть не могу... вынужден признать такое (по собств. опыту) ... искусство ведь во многом основано на некой идее, реализация которой не обязательно требует грандиозных трудовых вложений.. хотя конечно сама генерация идеи есть серьезный интеллектуально-психический труд, требующий существенного напряжения
ame rok
13.12.13 23:30
да, а когда генеришь идей много, и делаешь это в рамках приличия* - долго, вот тогда и создается необходимое (и в общем-то тогда уже абсолютно обоснованное))) впечатление произведенной измеримой работы (в отличие отразновсяческих осенений, инсайтов и прочих озарений -- во сне, в дУше, в очереди...)
Пак Федор
02.09.14 12:30
Прости дружище, но я все еще не заработал денег чтоб обеспечить семью, которую я иногда вижу, у меня еще есть свободное место на полке для статуэток и место на стене для грамот в рамочках. Еще так много умных и талантливых людей с которыми я не знаком.. И диагноз еще не прозвучал. Увы мой друг, но это не тропа с которой можно сойти - это пушечный ствол по которому мы летим закручиваясь, скидывая стружку нареза с боков и разгоняясь всё быстрее и быстрее. Мы заложники собственного ума, образования и воспитания. Мы были рождены чтоб идти впереди и прокладывать новые тропинки. И нам это нравится ;) Даже такой ценой...
Читать все комментарии