Статью можно послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.
Используйте себе на пользу реакции организма
Собираетесь пригласить кого-то на свидание? Предложите сходить на фильм ужасов. Мы, люди, часто неправильно интерпретируем сигналы организма. В социальной психологии это S. Schachter, J. Singer. Cognitive, social, and physiological determinants of emotional state / Psychological Review ошибкой атрибуции возбуждения. Например, у нас учащается сердцебиение, когда мы испытываем тревогу, но ещё и когда мы приятно возбуждены.
Психологи провели эксперименты, чтобы проверить, влияет ли страх на ощущение заинтересованности в ком-то. Оказалось, хотя внедрить эмоции с помощью этого метода невозможно, так R. Reisenzein. The Schachter theory of emotion: Two decades later / Psychological Bulletin усилить существовавшие ранее чувства. Причина может быть в том, что люди испытывают возбуждение из-за непонятного источника и J. R. Cantor, D. Zillmann, J. Bryant. Enhancement of experienced sexual arousal in response to erotic stimuli through misattribution of unrelated residual excitation / Journal of Personality and Social Psychology объяснить его ситуативным контекстом.
Дайте что-то, чтобы получить что-то взамен
Если вы хотите что-то от кого-то получить, нужно сначала дать что-то самому. Согласно A. W. Gouldner. The norm of reciprocity: A preliminary statement / American Sociological Review взаимного обмена мы чувствуем себя в долгу перед теми, кто сделал для нас что-то хорошее, пока не отплатим им взаимной услугой. Благотворительные организации давно используют этот принцип, чтобы увеличить число пожертвований. Человеку дарят подарок (он может быть совсем скромным, вроде шариковой ручки), и тот чувствует себя обязанным дать больше. Это A. Falk. Gift exchange in the field / Econometrica увеличить количество пожертвованных средств почти на 75%.
Но используйте этот подход с осторожностью. В некоторых ситуациях внешние средства поощрения, наоборот, E. L. Deci, R. Koestner, R. M. Ryan. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation / Psychological Bulletin вероятность пожертвования. Так происходит потому, что вознаграждение ослабляет внутренние альтруистические побуждения: вам кажется, что за благотворительность вы получаете какую-то компенсацию. А ещё это G. E. Newman, Y. J. Shen. The counterintuitive effects of thank-you gifts on charitable giving / Journal of Economic Psychology выглядеть щедрым в глазах других.
Правильно подбирайте слова
Например, в споре выбор местоимений R. A. Simmons, P. C. Gordon, D. L. Chambless. Pronouns in marital interaction: What do “You” and “I” say about marital health? / Psychological Science значительно повлиять на реакцию собеседника. Начиная предложение со слов «вы» или «ты» («Ты должен был закончить этот отчёт»), вы больше разозлите другого человека. Лучше начните с местоимения «я» («Я нервничаю, потому что отчёт не закончен»). Во втором случае вы уже не обвиняете собеседника.
Ещё один языковой трюк — использовать существительные, а не глаголы, когда обсуждаете результат, который вы хотите получить.
В ходе одного G. M. Walton, M. R. Banaji. Being what you say: The effect of essentialist linguistic labels on preferences / Social Cognition участников спрашивали, насколько им важно «быть избирателем на выборах» и насколько им важно «проголосовать на выборах». Из тех, кто говорил о себе как об избирателе, в выборах приняли участие на 11% больше.
Чтобы укрепить доверие и симпатию, можно также использовать язык тела: T. L. Chartrand, J. A. Bargh. The chameleon effect: The perception–behavior link and social interaction / Journal of Personality and Social Psychology позу собеседника и C. L. Kleinke. Gaze and eye contact: A research review / Psychological Bulletin в глаза. А ещё чаще R. A. Bell, J. A. Daly. The affinity‐seeking function of communication / Communication Monographs его по имени.
Попросите что-то ненужное
Когда человек согласился на одну маленькую просьбу, он с большей вероятностью P. Pliner, H. Hart, et al. Compliance without pressure: Some further data on the foot-in-the-door technique / Journal of Experimental Social Psychology и на вторую, более крупную. Чего он не сделал бы, если бы большая просьба прозвучала отдельно.
Человеку будет казаться, что он не испытывает давление извне, а соглашается из расположения к просящему или его просьбе.
Это срабатывает, даже когда вторая просьба по типу совершенно отличается от первой, даже когда просят два разных человека.
Есть и другой приём: сначала попросите что-то непомерно большое, на что человек точно никогда не согласится, а потом выскажите вторую, более умеренную просьбу. Так вы тоже увеличите шансы получить желаемое. Человек D. J. O’Keefe, M. Figgé. Guilt and expected guilt in the door‐in‐the‐face technique / Communication Monographs себя обязанным пойти на компромисс, ведь вы тоже как будто сделали для него уступку.