Информация как пища
Мы всегда съедаем больше, если на столе много еды. То же относится и к потреблению информации. Когда источников много, нам сложно остановиться. К тому же СМИ стараются увеличить время, которое пользователи тратят на потребление их контента. Для этого нам скармливают то, что развлекает, возбуждает или злит нас.
Ваши мысли зависят от тех идей, которые вы потребляете. Чем качественнее и разнообразнее поступающая информация, тем интереснее ваши собственные идеи. Поэтому относитесь внимательнее к тому, сколько времени уходит в день на соцсети, новостные ресурсы и другие медиа.
Пирамида потребления информации
Чтобы лучше контролировать процесс медиапотребления, основатели сайта Geniussteals.co разработали такую пирамиду. Она состоит из шести ступеней. На верхней — вредная информация, на которую нужно тратить как можно меньше времени. На нижней — то, что помогает развиваться и должно составлять основу вашего «рациона».
1. Красная ступень: токсичная информация
На этой ступени СМИ, которые публикуют заведомо ложные сведения и занимаются пропагандой. Они искажают наше представление о мире. Такие СМИ специально подают новости в утрированном виде, чтобы завладеть нашим вниманием и накалить обстановку. Не стоит им доверять и вообще тратить на них время.
2. Оранжевая ступень: слепое потребление
Это новостные подборки, собранные алгоритмами, а также телевидение. Хотя в новостях обычно много негатива, мы всё равно стремимся их узнать: так уж мы устроены. Наш мозг обращает больше внимания на информацию, которая пугает и тревожит нас. Когда-то это было необходимо для выживания. А сейчас мы продолжаем тянуться к такому контенту из-за склонности подтверждать собственную точку зрения и стадного инстинкта.
3. Жёлтая ступень: взаимодействие
В этой группе всё, что требует взаимодействия. Например, различные мессенджеры. Доказано, что подобное общение полезно: оно делает нас счастливее. Однако это не распространяется на электронную почту: письма необходимы, но они часто вызывают стресс.
Сюда же относится видеоконтент, который мы выбираем самостоятельно. Лучше смотреть что-то интересное именно вам, чем весь день не выключать новости, которые предлагает эфирное телевидение. Выбор — это тоже форма взаимодействия с миром.
4. Синяя ступень: участие
Самому выбирать контент или активно участвовать в его создании приятнее и полезнее. Например, компьютерные игры положительно сказываются на работе мозга. Настолки защищают от ухудшения когнитивных функций и тренируют навыки общения. Просмотр фильмов, даже грустных, делает нас счастливее. А чтение художественных книг развивает эмпатию.
Создание собственного контента — селфи и видео — стало обычным делом. Такой творческий процесс, к тому же связанный с общением, повышает настроение и удовлетворённость жизнью.
5. Коричневая ступень: обучение
Это всё, что развивает нас и помогает узнать что-то новое. Например, научно-популярные книги, качественная журналистика, подкасты.
Изучение нового повышает нашу уверенность в себе, а также помогает налаживать связи с людьми. Когда нам кажется, что мы научились чему-то полезному, мы чувствуем себя счастливее. Это необходимо нам для психологического благополучия.
6. Зелёная ступень: саморазвитие
На этой ступени то, что помогает нам в целом становиться лучше. Например, книги по саморазвитию, культурные мероприятия и особенно искусство. Оно учит выявлять неочевидные связи, развивает творческое мышление и интеллект.
Сама сложность понимания искусства делает его в нашем представлении более ценным. Поняв его, мы чувствуем себя счастливее. Чтение книг, посещение музеев и выставок делает нас умнее, а походы в театр развивают терпимость и эмпатию. Прослушивание музыки улучшает настроение и даже полезно для здоровья.
Посмотрите, какие ступени пирамиды занимают больше всего вашего времени. Относитесь к потребляемой информации осознанно, чтобы она не поглотила всю вашу жизнь.
Читайте также
- Как не утонуть в информационном потоке →
- Как распознавать фейки в новостях и в интернете →
- Как вычислить фейковые фото и не дать себя обмануть →
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.