1. Примите ситуацию

Самый очевидный, но и самый сложный пункт. Вы лично не исправите неблагоприятную эпидемиологическую обстановку. И никак не отмените действие законов и распоряжений, которые предписывают вашим потенциальным клиентам не выходить из дома.

Но вы вполне способны не тратить силы и нервы на панику. Эмоциональные решения — злейший враг любого бизнеса. Лучше сразу миновать гнев и другие стадии и перейти к принятию: оно всё равно неизбежно.

Ситуация станет для вас стресс‑тестом, мощной проверкой всех систем бизнеса. И если сейчас вы решите приостановить работу и переждать шторм, потом вам придётся конкурировать с теми, кто лучше приспособлен, умеет извлекать уроки из любых ситуаций и не боится сложностей.

2. Подумайте, какие расходы можно сократить

Из‑за масштабного кризиса люди явно будут меньше тратить. А значит, ваша прибыль будет стабильно снижаться, если ничего не предпринимать.

Прибыль в самом упрощённом понимании — это разница между доходами и расходами. А это значит, что всё, что вам удалось не потратить, будет увеличивать ваш капитал. Подумайте, от чего ваш бизнес может отказаться. Это могут быть:

  • платное программное обеспечение, у которого есть достойные бесплатные аналоги;
  • громкие рекламные кампании;
  • задачи, которые вы отдаёте на аутсорсинг;
  • работа с дистрибьюторами, а не напрямую с поставщиками;
  • стимулирующие выплаты для сотрудников;
  • обучение команды. Отказываться от него не нужно, можно просто поискать бесплатные курсы, которых сейчас немало. Например,   такие программы есть у Нетологии и GeekBrains, и некоторые мобильные операторы даже обнуляют на них трафик: можно смотреть часовую лекцию со смартфона и не платить за интернет.

Сервис умной таргетированной рекламы МТС Маркетолог дает промокод в 2000 рублей на таргетированные СМС и мобильные баннеры, чтобы вы могли общаться с клиентами и позаботиться о них уже сегодня. Эти СМС-сообщения увидят даже владельцы кнопочных мобильных телефонов — пожилые люди, для которых ваши услуги могут оказаться особенно важными.

2000 рублей – это бюджет, с которым можно запустить СМС-рассылку на 800 человек и показать мобильные баннеры аудитории примерно в 20 000 человек. Акция действует до 15 мая по промокоду CARE.

* Скидка по нескольким промокодам не суммируется.

Применить промокод

3. Обеспечьте безопасность тех, с кем работаете

COVID‑19, которого справедливо боится весь мир, действительно опасен. Если вы работаете с клиентами вживую, а не онлайн, обеспечить безопасность их и всей команды — ваша задача.

Допустим, у вас маленький зоомагазин (такие торговые точки продолжают работать наряду с аптеками и продуктовыми магазинами). Покупателей, безусловно, стало в разы меньше, но они всё равно есть. Ведь не все онлайн‑магазины кормов обещают доставку в день заказа. Дезинфекция поверхностей и дверных ручек, доступ к антисептикам, ограничение количества людей в помещении, влажная уборка, по возможности исключительно безналичная оплата — то, что нужно делать несколько раз в день. И естественно, должен быть полный запрет приходить на работу сотрудникам с малейшими признаками простуды.

4. Перейдите на новый формат работы

Многие компании переводят сотрудников на удалённую работу, а там, где это невозможно (в супермаркетах, ресторанах), по максимуму ограничивают контакты с посетителями.

Новый формат может себе позволить не только СМИ или IT‑бизнес. Есть варианты и для других сфер. Например, ряд ресторанов в Москве уже подключился к курьерским сервисам. А магазины обуви или электроники, помимо возможности доставки на дом, продлевают сроки хранения заказов в пунктах самовывоза. Вы также можете предложить покупателям особые условия на доставку или снизить сумму покупки для передачи посылки в пункт самовывоза. Так, многие компании перешли на бесконтактную доставку. Клиент заранее оплачивает заказ, а курьер оставляет покупку под дверью и, отойдя на безопасное расстояние, дожидается, пока её заберут. Переходите на этот формат и обязательно сообщите клиентам о том, что вы делаете максимум для их безопасности.

Из‑за пандемии у вашего бизнеса может возникнуть потребность в одних специалистах, при этом другим будет нечего делать. Увольнять персонал — крайняя мера. Ведь есть надежда, что через месяц‑другой всё вернётся на круги своя, а найм новых сотрудников обойдётся дороже. Не говоря уже о том, как массовые сокращения демотивируют коллектив.

Какой бы налаженной не была система вашей работы, её можно перенастроить. К примеру, кто‑то из персонала мог бы общаться с клиентами по телефону по заранее созданным скриптам, кто‑то — следить за комментариями на вашем сайте и в социальных сетях. Вы сами также можете мотивировать людей своим примером: и за кассой постоять, и заказ доставить.

5. Создайте специальные предложения

Кризис — время рисковать, в том числе и в маркетинге. Экспериментировать можно и нужно, главное — сохранять этичность и не спекулировать на человеческих страхах. Подумайте, что вы можете предложить, чтобы увеличить продажи, но при этом не работать себе в убыток?

Хорошей идеей может быть подписка на товары и услуги. Один клиент, который ежемесячно делает заказ в течение года, выгоднее дюжины разовых заказчиков.

Вы можете предложить это своей аудитории, сделав хорошую скидку. Особые условия стоит оговорить с теми, кто оплатит всю подписку сразу.

6. Поощряйте тех, кто остаётся с вами в непростое время

Непростой период пройдёт, а ваш бизнес останется, если вы всё сделаете правильно и удачно сложатся обстоятельства. По возможности уже сейчас отмечайте вклад каждого члена команды. Будьте на связи с партнёрами, поставщиками, контрагентами, которые помогают противостоять сложной ситуации. И чтобы ваши отношения продолжились, подумайте уже сейчас, какие особенно приятные условия сотрудничества и бонусы вы можете предложить им, когда всё закончится.