5 унылых способов развить творческое начало

Автор книги «Тонкое искусство пофигизма» рассказывает, чему нас может научить опыт Бетховена, Пикассо и Хемингуэя.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

😌 «Спокойное место» — канал для всех, кто хочет справиться со стрессом, выдохнуть и привести мысли в порядок.

Марк Мэнсон

Предприниматель, автор бестселлеров «Тонкое искусство пофигизма» и «Всё хреново. Книга о надежде».

Что такое творчество

Уже само слово «творчество» звучит как нечто противоположное скуке. Когда мы его слышим, представляем нечто волнующее и удивительное. Мы знаем, что творческие люди необычные, а творческая работа далека от наших собственных скучных обязанностей. Поэтому думаем, что и секрет творческого успеха тоже должен быть «нескучным».

В университете у меня был один друг, который мечтал стать знаменитым писателем. После выпускного он купил билет до Парижа и намеренно три недели прожил там на улице. Он считал, что обязан пережить какие-то страдания, чтобы найти вдохновение.

Действительно есть масса историй о разных странностях творческих людей. Стравинский верил, что сможет вдохновиться, только если постоит на голове. Ван Гог поссорился с приятелем, отрезал себе ухо и отправил его в подарок любимой проститутке, чтобы оно не пропадало зря.

Да, скучными великих никак не назовёшь. То же относится и к их творениям.

Я попытаюсь убедить вас в другом — в том, что творческий процесс довольно скучен.

А раз так, значит, он воспроизводим и любой человек может его освоить, практикуясь.

Но для начала давайте вспомним, что вообще такое творчество. Согласно определению психологов, оно объединяет новизну и ценность. То есть, чтобы мы посчитали что-то креативным, оно должно быть новым и полезным.

Причём новое не значит уникальное. Чаще всего то, что нам кажется «новым», просто переделывает или дополняет старое неожиданным образом. И любое нововведение не становится творческим автоматически. Если я изобрету диетический напиток из воды с грязью из пупка (так ведь ещё никто не делал!), это будет не творческая инновация, а чушь собачья.

Найти это идеальное соотношение между новизной и ценностью трудно. Нужно много проб и ошибок, нужно прислушиваться к критике, нужно понимать свою аудиторию. Нужно годами практиковаться и оттачивать свои навыки.

Творчество — это на самом деле упорная работа. На каждый умопомрачительный гаджет приходятся сотни провальных идей. На каждый хит у исполнителя есть несколько альбомов, о которых никто не слышал. На каждый научный прорыв — сотни неподтвердившихся гипотез.

Как любая работа, творчество требует повторения и рутинных задач, поэтому по сути оно довольно скучное. Также это навык, и его можно развивать, как и любой другой.

Как стать креативнее

1. Не ждите вспышек вдохновения, а делайте своё дело

Если попытаться найти сходство между гениальными творцами, сразу бросается в глаза то, что они работали гораздо больше своих современников:

  • Моцарт и Бетховен оставили после себя более 600 музыкальных произведений каждый. Большинство их современников за свою карьеру сочинили менее ста.
  • Пикассо написал столько работ, что их точное количество до сих пор загадка. По некоторым оценкам, за жизнь он создал около 50 000 произведений искусства. Большинство художников создают несколько сотен или максимум пару тысяч.
  • Марк Твен написал 22 романа, сотни рассказов, десятки томов с очерками. Менее чем за 50 лет он создал около 80 книг.

Возможно, дело не в том, что все они были такие гениальные, а в том, что они невероятно много работали. И знали, что вдохновение приходит во время работы, а не до неё.

Нет смысла ждать, когда озарение снизойдёт на вас подобно вспышке молнии. Беритесь за дело и практикуйтесь как можно больше. Вспомните Стивена Кинга. Он каждый день садится и пишет по 10 страниц несмотря ни на что. Именно это он называет секретом своего литературного успеха.

Похожее есть и в мире науки: лауреаты Нобелевской премии публикуют почти вдвое больше работ, чем их коллеги в тех же областях. Берите пример с них.

2. Не бойтесь жить обычной жизнью

В начале я упоминал известных творцов, которые в своей жизни совершали, скажем так, довольно «творческие» вещи. Вообще стереотип о странности и эксцентричности гениев очень распространён. Иногда это правда, но чаще всего они жили довольно обычной жизнью.

Возьмём, к примеру, Хемингуэя. Он один из самых популярных американских писателей прошлого столетия. Обычно люди представляют его сидящим за печатной машинкой где-то в тёмной кубинской хижине и творящим с бутылкой рома на столе. Наверное, иногда так и было, но большая часть его жизни гораздо прозаичнее. Он работал репортёром и писал для разных изданий. Это была его основная работа, приносящая доход, и он сохранял её на протяжении большей части своей литературной карьеры.

Мы привыкли считать, что «скучная» стабильная работа каким-то образом убивает креативность. Но очень часто именно она даёт возможность зарабатывать достаточно на жизнь и в то же время оттачивать своё мастерство.

3. Скучайте, но не отвлекайтесь

Пожалуй, самый скучный способ стать менее скучным и более креативным — это предаваться скуке. Уставиться на пустую страницу, а не в телефон. Сидеть перед чистым холстом, а не перед телевизором.

В моменты скуки мы осознаём, что прямо сейчас можем сами выбрать, какой будет наша жизнь.

Это вдохновляющее, но ещё и жутко пугающее ощущение. Обычно мы думаем примерно так: «Хм, попробовать что-нибудь новое? Что-то, что может оказаться полезным, а может и нет? Возможно, у меня здорово выйдет. Или я сяду в лужу? Что же, просто так посидеть? Господи, я больше не могу! Где мой телефон?!»

Мы привыкли отвлекать себя чем-то, когда испытываем скуку. Но в правильных условиях именно эта скука подпитывает творчество. Именно она может стать вашей музой, если от неё не отворачиваться.

4. Найдите самых креативных людей в своём окружении и подражайте им

Творчество начинается с погружения в интересующую сферу и подражания. Чтобы создать что-то новое и ценное, нужно знать, что уже существует. И научиться делать это достаточно хорошо, чтобы ваша работа если не превзошла, то хотя бы была на одном уровне с другими.

Музыканты для этого разучивают чужие песни, писатели читают книги других авторов, художники изучают манеру других живописцев, предприниматели перенимают успешные бизнес-модели. Это даёт основу для их собственных творческих идей, знакомит со знаниями и опытом, которые потом можно сочетать, чтобы создать что-то своё.

Найдите творческих людей, которым вам хочется подражать. Постарайтесь получить работу или стажировку у кого-то, у кого гораздо больше опыта, чем у вас. Смотрите, как они работают, подражайте их методам, учитесь. А потом пробуйте сделать что-то самостоятельно.

5. Относитесь к идеям как к инвестициям

Мир инвесторов никак не ассоциируется у нас с творчеством. Акции, облигации, проценты, налоги, квартальные и годовые отчёты — глаза начинают слипаться, только пока я это пишу. Но золотое правило инвестирования «покупай задёшево, продавай задорого» может пригодиться в творчестве.

Чтобы заработать на инвестициях, нужно купить что-то по самой низкой цене, а потом продать по самой высокой. Подкованные инвесторы для этого ищут и покупают такие компании, чей потенциал недооценён. А потом продают их, когда отношение рынка к ним меняется в лучшую сторону.

Искусство во многом схоже с недооценёнными акциями. Сначала, когда люди только слышат о новой идее, они не принимают её всерьёз, называют нелепой, ненужной, дурацкой. В этот момент создатель этой идеи и «покупает её задёшево», а потом ищет способ превратить её во что-то более ценное, что остальной мир поймёт и захочет получить.

Инди-панк был малоизвестным направлением музыки сердитых тинейджеров, пока Курт Кобейн не превратил его в мейнстримный гранж. Персональные компьютеры казались дорогими и непрактичными, пока Билл Гейтс не создал программное обеспечение, которое сделало их простыми и удобными для всех.

Старайтесь понять свой рынок. Учитесь замечать недооценённые идеи. Развивайте навык превращения их во что-то, что понравится людям и даст им ценность. Вуаля! Это и есть творчество.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Основано на реальных событиях»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter