Как перестать забывать о важных вещах с помощью разных видов памяти

Вам помогут эпизодическая и семантическая память.

О каких видах памяти идёт речь

Понятие о семантической и эпизодической памяти ещё в 1970-х годах ввёл когнитивный психолог Эндель Тульвинг. Опираясь на эту и другие научные теории, в своей книге «Почему мы помним» профессор психологии и нейробиологии Чаран Ранганат предлагает простые советы, которые помогают не забывать о годовщине свадьбы или важной рабочей встрече.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Он объясняет, что наша память не похожа на жёсткий диск компьютера или фотоальбом. Мы склонны думать, будто можем и должны помнить всё, что захотим, но на самом деле мы созданы так, чтобы забывать. На нашу память влияет то, что происходило с нами в прошлом, и то, что происходит в настоящем. Поскольку мы постоянно получаем сенсорную информацию и реагируем на неё, приоритет в формировании воспоминаний отдаётся более новому и значимому опыту за счёт других событий. Поэтому, если у нас горят сроки на работе, мы можем забыть о годовщине.

Кроме того, память — это не одна способность, как мы обычно считаем, а скорее набор отдельных навыков, у каждого из которых свои особенности.

Эпизодическая память

Она заложена в гиппокампе мозга и фиксирует определённые моменты времени — когда и где что-то произошло. Этот вид памяти связан с конкретным чувственным опытом или эмоциями. Поскольку эпизодические воспоминания зависят от контекста, их можно вызвать, поместив себя в условия, аналогичные прошлым.

Поэтому песня из нашей молодости может воскресить в памяти насыщенный и детальный образ момента, когда мы услышали её впервые, а чувство грусти может вызывать воспоминания о ситуациях, которые заставляли нас грустить раньше.

Семантическая память

За неё отвечает префронтальная кора мозга. Этот вид памяти содержит не отдельные эпизоды, а навыки, знания и уроки, которые мы почерпнули из прошлого опыта. Семантические воспоминания можно использовать для того, чтобы лучше понять наше настоящее «я» и прогнозировать будущее. Они участвуют в обучении и влияют на наше поведение, помогая лучше ориентироваться в жизни.

Таким образом, пока гиппокамп хранит, например, информацию о множестве мест, где мы оставляли ключи от квартиры неделю, месяц или год назад, префронтальная кора помогает выявить закономерность в воспоминаниях и понять, где стоит искать потерянную связку.

Как лучше запоминать информацию, используя оба вида

Во-первых, надо позаботиться о базовых потребностях, прежде всего — о сне. Недосып вреден для нашей памяти, при этом даже короткий дневной сон в течение 45–60 минут может улучшить способность запоминать информацию.

Во-вторых, для обучения Ранганат одобряет такие мнемонические приёмы, как рифмы и аббревиатуры, которыми мы часто пользовались в детстве. Один из примеров — фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги.

Кроме того, когда вы знаете, что эпизодическая память связана с ощущениями, то есть со звуками, запахами, вкусами и так далее, вы можете это использовать. Например, включить плейлист из 90-х или приготовить фирменный пирог своей мамы, чтобы окунуться в воспоминания. Мы также с большей вероятностью вспомним что-то, что ассоциируется с новым и неожиданным сильным чувственным опытом. Именно поэтому ужин в незнакомом ресторане с романтическим партнёром будет более запоминающимся, чем обед в кафе, где вы регулярно бываете.

Точно так же, если вы понимаете, что семантическая память содержит суть событий, то есть полезную и ценную информацию, вы можете помочь своему мозгу превратить моменты в воспоминания. Например, можно делать следующее:

  • Вспоминать одно и то же событие многократно, чтобы закрепить его в памяти. Только надо иметь в виду, что каждый раз, когда вы воспроизводите воспоминания, они понемногу меняются и отдаляются от истины.
  • Говорить о своих воспоминаниях с другими людьми. Это тоже отчасти искажает реальную картину, но всё равно позволяет соединить отдельные фрагменты в один урок или историю, которая запомнится.

По словам Чарана Ранганата, когда мы узнаём своё помнящее «я», у нас появляется возможность играть активную роль в процессе воспоминания. Понимая, как формируются воспоминания, мы можем лучше контролировать процесс их сохранения и воспроизведения. Это не значит, что вы всегда будете знать, где оставили ключи. Но вы сможете лучше запоминать информацию, которая важна для работы и жизни.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Станьте первым, кто оставит комментарий