«Это то же самое, что писать сценарий к голливудскому блокбастеру»: как сделать обучающие курсы по-настоящему интересными

Педагогический дизайнер Женя Иванова делится профессиональными секретами. И советов вроде «Добавьте игры и тесты» здесь не будет.

Эта статья не о том, как создать курс. Эта статья о том, как создать интересный курс — такой, что надолго запомнится вашим ученикам и не даст им заскучать в процессе. А чтобы сделать текст максимально полезным, мы обратились к теории педдизайна — дисциплины, которая занимается изучением студенческого опыта и помогает запускать крутые обучающие программы.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Держите подборку советов, благодаря которым вы научитесь расставлять вау‑точки внутри курса, придумывать необычные форматы занятий и завлекать студентов так, чтобы учёба казались им интереснее, чем просмотр видео в TikTok и Instagram*.

Женя Иванова
Основательница продакшена образовательных программ «Мишка устал» и школы прозы «Глагол». Работала в проекте по развитию креативного мышления most creative camp.

Определитесь, зачем вы создаёте курс

Прежде чем ставить цель «создать интересный курс», нужно понять, для чего вы в принципе его делаете. Можно честно ответить: «Я хочу заработать денег». И если ваша цель именно в этом, нужно создавать масштабируемый продукт — думать о том, как сократить своё участие в образовательном процессе и как постоянно увеличивать количество студентов, не теряя при этом в качестве.

Если же вы думаете: «Я хочу изменить сферу X», это другая история. Например, когда я проходила писательские курсы, то часто ловила себя на мысли, что мне чего‑то не хватает. Поэтому я решила создать программу, которая закрыла бы эти потребности.

Кроме того, мне всегда нравилось письмо, и я хотела помочь его популяризации. Так что мне нужно было сформулировать: «В чём уникальность моего продукта? В чём моя особенная миссия? Что именно я хочу изменить?»

Когда я создавала писательский курс, то хотела сделать что‑то, чего ещё не было на рынке. Моя цель звучала так: хочу, чтобы тезис «писать может каждый» стал выше тезиса «писать — это для тех, кого в макушку поцеловал Достоевский».

Есть много ответов на вопрос «Зачем я создаю курс?» Но только честный поможет не сбиваться и двигаться в нужном направлении.

Изучите конкурентов и целевую аудиторию

Анализ конкурентов и анализ целевой аудитории — два параллельных действия. С их помощью вы сможете найти выигрышную стратегию и понять, как сделать так, чтобы ваш курс был лучше и интереснее других.

Изучить конкурентов помогут вопросы:

  • Что делают компании X, Y, Z? Я буду делать что‑то похожее или что‑то абсолютно другое?
  • Сколько стоит подобный курс от компаний X, Y, Z? Сколько может стоить мой курс?
  • Сколько людей набирают на курс компании X, Y, Z? Сколько людей смог бы набрать я?
  • В чём недостатки и достоинства программ X, Y, Z?

У компании, которая давно на рынке, наверняка есть какая‑то бизнес‑модель. И если фирма существует дольше двух лет, то зарабатывает деньги с её помощью. Что это за модель?

Компания X набирает на курс 100 человек и устанавливает оплату в 2 000 рублей. У них два преподавателя. Скорее всего, они забивают на обратную связь и делают лекционные форматы. А компания Y, наоборот, набирает 10–20 человек, там несколько преподавателей, а сам курс стоит значительно дороже — 20 000 рублей. Значит, возможно, тут дают много обратной связи, и люди платят в основном за неё.

Также важно понимать запросы, страхи и потребности целевой аудитории — ваших потенциальных клиентов. Не получится сделать интересный курс, если вы не будете знать, что их увлекает, а что, наоборот, вгоняет в тоску.

К примеру, на писательские курсы могут пойти люди, которые давно пишут и хотят прокачать какой‑то определённый навык. А могут — те, кто вообще ничего не писал, но хочет начать. Полупрофи будет скучно в очередной раз слушать о создании героев и построении сюжета. А новичкам могут быть неинтересны узконаправленные темы, если они не знают основ.

Поэтому круче всего пообщаться с потенциальными студентами. Взять и написать, например, в Facebook*: «Друзья, ищу людей, которые ответят на 5 вопросов в Google‑форме! Это займёт 3 минуты». И потом проанализировать результаты.

Скажем, там может быть: «Боюсь, что друзья засмеют за то, что я хочу быть писателем». Значит, нужно будет указать, что на вашем курсе будет комьюнити единомышленников.

После этого нужно «подружить» эти ответы с предыдущим пунктом. Посмотреть, какие запросы, страхи и потребности не закрывают или плохо закрывают курсы других компаний. Это поможет отстроиться от них.

Сделайте целью курса создание конечного продукта

Маршрут среднестатистического студента — это всегда путь из точки A в точку B. Он должен стремиться добраться до финального пункта. Мотивацией для этого может стать конечный продукт: он сильно повышает интерес.

Конечно, не каждый курс может предложить его. Но даже если так, можно сформулировать набор навыков и умений, которыми студент будет обладать в конце обучения.

Если человек ходит на курсы кройки и шитья, то конечным продуктом может стать готовое платье или коллекция одежды. Если он изучает историю литературы, то может прийти к точке B с утверждением: «Теперь я могу сориентироваться в основных поэтических направлениях».

Продумайте шаги, которые приведут студента к цели

Чтобы студент с интересом к шёл к конечной точке (и вообще мог до неё дойти), важно продумать все шаги, которые ему для этого придётся проделать.

Во‑первых, проектируя программу, желательно ориентироваться на условного «троечника»: кто‑то в группе может знать предложенную информацию, но вам важно, чтобы до точки B дошли люди с любым уровнем подготовки.

Во‑вторых, чаще всего курсы строятся по принципу: порядок действий для достижения чего‑то = последовательность шагов, которые должен проделать студент в процессе обучения.

Курс «Как написать рассказ». Точка A — нет идеи, нет опыта, нет знаний и навыков. Точка B — есть опыт написания рассказа, знания и навыки для написания рассказа. Конечный продукт: готовый рассказ.

Шаги студента будут следующие:

  1. Как найти идею?
  2. Как построить сюжет?
  3. Как работать с лексикой?
  4. Как отредактировать текст?

Зная, какой должна быть точка B, при создании курса вы всегда можете сверяться, точно ли все шаги ведут к ней.

Следите за балансом лёгкости‑сложности

Надо понимать, каким будет объём информации, который человек должен получить в течение курса, и сколько времени это займёт. Если материал не укладывается в неделю и приходится каждый день делать трёхчасовые занятия, не надо устанавливать такой срок. Студенты будут уставать. В таком случае лучше разложить курс на два месяца.

Если, наоборот, чтобы он длился два месяца, вам нужно наливать воды в каждое занятие или делать их по 10 минут, увеличьте интенсивность и уместите программу в несколько дней.

Если на курсе предполагается домашнее задание, стоит сразу задать себе вопрос: сколько времени понадобится на его выполнение? И это тоже нужно учесть при расчёте временных рамок обучения.

Когда вы определитесь с длительностью курса и количеством занятий, важно будет уже внутри программы соблюсти баланс лёгкости‑сложности. Например, если одно занятие получается сложным, правильнее будет следующее сделать более простым, чтобы дать возможность разгрузиться. И наоборот, если пару уроков было легко, можно бахнуть какую‑то сложную задачку.

Иногда поток сложной информации можно разбить небольшими фан‑фактами — тоже полезными, но, возможно, не совсем бьющими в цель.

Попробуйте разбить большой курс на несколько мини‑курсов

Часто в курс пытаются запихнуть всё — это одна из самых больших проблем, с которой я сталкивалась в корпоративном образовании. Он получается настолько перенасыщенным, что у людей лопается голова. И в этом случае можно попробовать разбить его на несколько маленьких.

Во‑первых, это решение с большей вероятностью поможет привлечь и удержать людей. Например, когда студент будет проходить один из коротких курсов, его может заинтересовать другой, связанный с первым по теме.

Во‑вторых, сейчас у многих есть запрос на микрообразование. Планировать свою жизнь на полгода вперёд современным людям очень стрессово.

Ну и, в‑третьих, сделать несколько курсов вместо одного гораздо выгоднее с точки зрения бизнеса.

Но опять же — всё зависит от точки B. Если ваша цель — сделать так, чтобы по итогу студент защитил диссертацию, то понятно, что микроформат для этого вряд ли подойдёт.

Сделайте студента активным участником процесса

Мы живём в мире постоянных уведомлений и других отвлекающих факторов. Когда под рукой TikTok, мемы и любимый сериал, людям становится трудно сидеть и слушать лектора 3 часа.

Поэтому, чтобы курс получился интересным, нужно создать условия, при которых студент вовлечётся в обучение. Задавайте вопросы во время лекции, давайте возможность попрактиковаться, просите выполнить задания. Когда человек — активный участник курса, продуктивность обучения будет выше.

При этом задания лучше давать с обратной связью, чтобы замотивировать человека, пробудить ответственность: «Если я не выполню, кто‑то об этом узнает!»

Когда я готовлю лекцию, то накидываю план, каждый блок в котором рассчитан по минутам:

  • теория — 20 минут;
  • вопросы — 10 минут;
  • теория — 30 минут.

Затем меняем разговор на действие:

  • практическое задание + обратная связь — 40 минут;
  • вопросы — 10–15 минут.

Если мы говорим о сугубо теоретическом курсе, в который нельзя включать практику, всегда существует смена фокуса с преподавателя на обучающихся.

На теоретическом курсе можно устроить дискуссию. Если группа проходит его не одновременно, можно организовать виртуальное обсуждение. Скажем, в Telegram есть бот, с которым можно пообщаться и доказать ему какую‑то свою теорию. Или, например, можно дать задание, которое будет звучать так: «По следующему вопросу есть отличная статья в интернете. Найди её самостоятельно».

А иногда можно оставить всё как есть и ничего не трогать — в том случае, если лектор харизматичный, может держать аудиторию часами и у него чётко построенная программа. Не нужно оригинальности ради оригинальности!

Расставьте вау‑точки внутри курса

Создавать курс — то же самое, что писать сценарий к голливудскому блокбастеру. Чтобы гарантированно заинтриговать участника, первое занятие (или первые два) должны быть шикарными!

Они как начальные кадры фильма. Что‑то произошло, взорвалось, и ты такой: «Как? Что случилось? Подождите, я хочу разобраться!» И дальше у тебя уже есть кредит доверия: следующие несколько занятий студенты будут смотреть заинтригованно и ждать, что же дальше.

На экваторе курса тоже здорово дать дополнительную эмоциональную подпитку — какой‑то спецэффект. Что это может быть? Харизматичный лектор, который вызовет у аудитории восторг. Подарок, на который студенты не рассчитывали. Дополнительный урок или преподаватель, который не был анонсирован в программе. Неожиданный формат лекции. Студенты должны быть удивлены.

Последнее занятие должно быть жирной вау‑точкой. Человек испытает катарсис и осознает, что в его жизни всё изменилось.

На последнее занятие «Глагола» мы пригласили трёх писателей, которые нигде не были анонсированы. Студенты могли поговорить с ними, позадавать вопросы. Для всех это было «вау!» — на такой точке и хотелось закончить.

Ну а остальные занятия, в теории, могут быть уже не такими «вау» с точки зрения эмоций. Всё как в кино.

Не ограничивайте себя местом: интересный курс можно сделать и онлайн, и офлайн

Три года я занималась только офлайн‑курсами, а сейчас делаю их исключительно онлайн. Сложно сказать, что из этого лучше.

Вот причины, по которым можно провести курс офлайн:

  1. Эксперт, личное знакомство с которым невероятно ценно.
  2. Более глубокая эмоциональная связь. Но если вы хотите сделать офлайн‑курс только из‑за неё, то помните — это сильно увеличивает стоимость. Во‑первых, нужно будет заплатить за площадку, во‑вторых, лекторы могут запросить большую сумму, в‑третьих, нужно будет сделать кофе‑брейк.
  3. Курсы хендмейд‑тематики. В онлайн вы не сможете дать личного вовлечения — условно, положить руки на руки и показать, как лепить из глины.
  4. Вам просто субъективно не нравится смотреть в монитор.

В офлайне много возможностей для работы с пространством: спрятать подарки, куда‑то пойти, поработать с материалами. Здесь больше простора для эмоциональных «спецэффектов».

Зато в онлайне есть возможность вовлекать людей и преподавателей из разных городов, стран, часовых поясов. В новой реальности нет смысла делать очный курс, если вы не можете ответить себе на вопросы: «А зачем встречаться лично? Чего нельзя дать в онлайн‑формате?»

Изначально «Глагол» работал офлайн. Но когда началась пандемия, пришлось его переформатировать. Сначала нам казалось, что онлайн‑инструментов очень мало. Есть Zoom, есть комнаты в Zoom — а дальше‑то что?

Но потом оказалось, что можно делать много всего! Например, совместные брейнштормы можно устраивать с помощью Miro. А раздатки высылать по электронной почте. При желании всё можно адаптировать.

Придумайте неожиданные форматы занятий

Вариантов того, как провести занятие, существует не так много. Есть текстовые, видео-, аудио-, тактильные, интерактивные типы заданий. Есть разные места, в которых можно организовать урок: в аудитории, в парке, в Zoom и так далее. Но итоговый результат зависит от того, как хитро вы всё это совместите.

Вот несколько интересных примеров из моей офлайн‑практики.

  1. Лекции в наушниках. Такие всегда были в программах most creative camp. В один из дней студентам выдавали телефоны с лекцией, и они разбредались по окрестностям лагеря. В процессе занятия предлагалось выполнить несколько заданий: что‑то записать, что‑то придумать, куда‑то посмотреть. Когда студенты собирались на обсуждение, многих переполняли эмоции: они провели час наедине с собой, свободно придумывали идеи, зная, что их никто не осудит, и находили во многих заданиях то, что им откликалось.
  2. Занятие в неожиданном месте. Когда наш писательский курс проходил офлайн, мы раздали флешки с лекцией и отправили людей в разные концы города. Лекция завершалась заданием: нужно было написать историю о месте, в котором они оказались.

А вот что мы делали онлайн.

  1. Занятие по автоответчику. Человек ожидал, что ему просто придёт на почту текст, а получал телефонную мини‑лекцию. Нужно было позвонить на номер, и преподаватель «говорил» с ним по телефону.
  2. Четыре Жени, пять Наташ. Одно из занятий по созданию героя для рассказа мы вели с моей коллегой Наташей. Чтобы получилось интереснее, мы записали видео, на котором в Zoom «встречались» девять человек: четыре «разные» Жени и пять «разных» Наташ. То есть у нас с коллегой было по несколько ролей: Женя‑путешественница, Женя‑блогер, Наташа‑домоседка, Наташа‑душа‑компании и так далее. Мы хотели показать, какими разными могут быть герои в рассказах наших студентов.
Лекция, которую основательницы курса записали для студентов писательской школы «Глагол»

Занимаясь придумыванием форматов, можно сильно увлечься. Но важно помнить, что курс не должен превращаться в ярмарку, цирк и праздник. Поэтому важно сверяться с маршрутом и целью: так ли необходим какой‑то необычный формат в этом конкретном случае.

Всегда важно понимать, какую функцию он несёт. Например, в лагере прокачки креативного мышления было важно, чтобы человек отрывался от рутины каждую секунду, и все занятия мы старались сделать необычными. А в писательском курсе такой задачи не было. Не нужно придумывать спецэффекты ради спецэффектов.

Пригласите преподавателей и, если требуется, помогите сделать их занятия интереснее

Хорошо, если вам удастся найти энергичных лекторов и бойких ведущих семинаров. Но если вы подозреваете, что некоторые из ваших преподавателей не отличаются харизмой, а подача материала в их лекциях, скорее всего, будет не очень увлекательной, важно включить все свои способности переговорщика и заботливого родителя.

Нужно выйти с ними на комфортный и мягкий диалог, суметь услышать их и понять, что они хотят донести. Вряд ли, отвергая какие‑то ваши предложения, они держатся только за то, что им хочется монотонно вести лекцию на протяжении 3 часов без перерыва.

У них есть своя задача. А цель создателя и модератора курса — увидеть, рассинхронизирована ли потребность преподавателя с потенциальной потребностью студента. На этот рассинхрон, если он есть, и нужно указывать лекторам и семинаристам.

Можно сказать лектору: «Кажется, что, если в этом моменте не будет практики, студенты хуже поймут материал. Будет здорово, если она появится! Давайте вместе подумаем, что это может быть».

Предложите преподавателям помощь, объясните, чего объективно не хватает их занятиям, и не ставьте ультиматумы. В конце концов, если диалог не строится, найдите новых лекторов и ведущих семинаров.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Insta_photos / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий