1. Выберите предмет, который будете преподавать
Кажется, что это очевидный шаг — стоит заниматься той дисциплиной, которую хорошо знаешь. И если вы школьный учитель и хотите подработать, выбор предмета действительно очевиден. А вот для студентов или специалистов, не связанных с педагогикой, этот этап очень важен. Как правило, они неплохо разбираются в нескольких школьных предметах — например, в математике, информатике и физике. Или в химии и биологии.
Для начала стоит остановиться на чём‑то. Возможно, потом вы будете совмещать несколько направлений — например, русский язык и литературу. Но делать это сразу не стоит.
Найдите ту дисциплину, которой вы готовы заниматься ежедневно: заново разбираться в параграфах школьного учебника, решать задачи, читать дополнительную литературу. А ещё — объяснять одни и те же темы и отвечать на очень похожие вопросы.
Можно протестировать несколько предметов — почитать учебники и решить, к какой школьной книге вы готовы возвращаться регулярно, а какую хочется отложить в сторону.
2. Определите возраст учеников и цель работы
Одна и та же учебная дисциплина выглядит по‑разному для начальной школы и старшеклассников. Возможно, вы уже на предыдущем этапе определили приоритеты. Например, решили, что будете объяснять азы математики ученикам 1–4 классов. Или помогать разбираться в дифференциальном исчислении старшеклассникам.
Если нет, стоит выбрать, с ребятами какого возраста вам будет работать комфортнее. Одному проще общаться с малышами — может быть, у него есть опыт помощи младшим братьям и сёстрам или собственным детям‑школьникам. Другой предпочтёт вести занятия с учениками средних классов или выпускниками — с ними можно разговаривать практически на равных, как со взрослыми.
От возраста учеников будет зависеть и цель занятий.
Ребятам из младших классов нужно освоить элементарные знания. Для выпускников главное — подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Им необходимо восполнить пробелы в знаниях, если они есть, и потренироваться выполнять экзаменационные задания.
Значит, цель занятий с малышами — привить интерес к дисциплине и заложить фундамент для дальнейшего развития. С ребятами постарше — глубже изучить некоторые разделы предмета. Например, разобраться во всех тонкостях употребления причастных и деепричастных оборотов или последовательно изучить все сложные правила пунктуации. С выпускниками — решать как можно больше практических задач и выяснить, где чаще возникают ошибки и как их устранить.
Когда выберете цель, ищите учебники, методические пособия и задачники, которые вам понадобятся.
3. Составьте программу занятий
Сначала стоит познакомиться со школьной программой и просмотреть учебники. Имеет смысл заглянуть на сайты дистанционного обучения — там часто можно найти корректные и понятные объяснения по самым сложным темам. Поищите типовые, а также нестандартные примеры, которые будете предлагать ученикам.
Отдельная тема — подготовка к олимпиадам. Для теоретических знаний, как правило, достаточно школьных пособий. Но кроме них нужно найти много различных практических заданий, которые часто встречаются на олимпиадах, и потренироваться решать их с учеником.
Эти задачи, как правило, отличаются от примеров из учебников. Для начала попробуйте справиться с ними сами — так вы увидите, где могут возникнуть сложности и как их преодолеть.
Для каждого раздела выбранного вами предмета напишите программу занятий.
На первых порах можно последовательно идти по схеме, которую предлагают учебники. Потом, когда у вас появится опыт, вы поймёте, какие темы потребуют большего количества уроков, а какие, может быть, стоит объединить.
Затем составьте предварительную программу одного урока. Делайте это с таким расчётом, чтобы уложиться в отведённое время — например, в академический час. Пусть в этой программе будет место и теории, и примерам, и вопросам ученика. Вы наверняка будете корректировать эту схему, но сначала нужно опробовать её на практике.
Подготовка закончена. Самое время искать первых учеников.
4. Сообщите всем, что вы — репетитор
Первые шаги стоит сделать немного раньше — после того, как вы выбрали школьную дисциплину, которую будете преподавать. Если вы ведёте соцсети, начинайте выкладывать посты с интересной информацией по вашему предмету. Можно завести канал в Telegram и дублировать их там.
Если вы будете находить интересные темы и увлекательно о них рассказывать, то наверняка привлечёте внимание старых подписчиков и сумеете увеличить аудиторию.
Собираетесь учить физике — попробуйте, например, раз в неделю выкладывать пост во «ВКонтакте» о том, с какими физическими явлениями мы часто сталкиваемся в обычной жизни. Многим будет любопытно прочитать, почему возникает полярное сияние и при чём здесь магнитные бури.
А если вы преподаёте русский язык, можно давать читателям простые задания, чтобы они проверили свои знания.
Например, попросить вставить пропущенные «не» и «ни» в различных фразах. А потом, в следующем сообщении, объяснить, какой выбор правильный и почему.
Со временем подписчики привыкнут к подобным постам и будут ждать их. И когда вы объявите, что начинаете занятия с учениками как репетитор, они уже не будут сомневаться в вашей экспертности.
Стоит сообщить о том, что вы берёте учеников, и всем вашим офлайн‑знакомым. Возможно, первыми к вам на занятия придут дети или младшие братья и сёстры друзей, коллег или соседей по дачному участку.
5. Попробуйте провести первые занятия с учениками
Первые уроки стоит сделать бесплатными. Но обязательно уточните, что вы попросите отзыв, чтобы разместить его на своей странице.
О том, что ищете новых учеников, в соцсетях пишите несколько раз в неделю. Не думайте, что первое же ваше сообщение увидят все заинтересованные люди: они могут просто пропустить ваш пост в ленте. Или забыть о нём — иногда нужно несколько напоминаний, чтобы человек принял решение.
Обязательно расскажите, почему стоит прийти к вам именно сейчас. Может быть, вы вместе с подопечным подтянете все сложные темы, чтобы он хорошо написал итоговые контрольные. Или, если очередная четверть только началась, поможете ему спокойно войти в учебный ритм.
Если вы ведёте занятия онлайн, предложите несколько вариантов связи.
Например, вы можете вести занятия через Zoom, Google Meet или мессенджеры — пусть у ученика будет возможность выбора. Стоит пригласить на первые занятия родителей школьника, чтобы они убедились в вашей компетентности.
В дальнейшем можно ввести такую практику: первое занятие вы проводите бесплатно, следующие два — по льготному тарифу. На первой встрече вы, а также ученик и его родители, определите, подходите ли вы друг другу и готовы ли продуктивно работать дальше. Второй и третий урок помогут скорректировать программу в зависимости от уровня подготовки и знаний школьника. А все последующие занятия вы проведёте уже по полному тарифу.
На первых порах можно брать за уроки оплату чуть ниже, чем в среднем по рынку. Когда вы почувствуете себя достаточно уверенно, набирайте новых учеников по другим, уже повышенным ценам.
6. Начните активно искать учеников
Продолжайте регулярно писать о своём предмете и приглашать учеников в соцсетях и мессенджерах. Не забывайте говорить о полученных отзывах и о результатах ваших подопечных. Причём важны не только громкие победы и престижные грамоты.
Например, если до занятий ученик писал диктанты и изложения исключительно на три балла, а недавно получил первую четвёрку — расскажите об этом. Может быть, среди ваших читателей есть те, кто именно после этого приведёт к вам своего сына или сестрёнку.
Разместите предложение услуг на сайтах объявлений. В карточке обязательно поместите свою фотографию, диплом или аттестат и напишите, почему стоит обратиться именно к вам. А главное — чётко сформулируйте, каких учеников ждёте и что они получат от занятий с вами.
Недостаточно просто написать: «Преподаю школьную химию». Лучше указать: «Занимаюсь с учениками 7–11 классов, готовлю к олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ».
Обязательно добавьте отзывы учеников. Например, скриншоты из мессенджера — если, конечно, подопечный не против. Всегда спрашивайте, в каком виде можно разместить отзыв. Может быть, школьник попросит не показывать его фамилию или фото.
7. Учитывайте обратную связь
Это не только отзывы от довольных учеников. Постоянно спрашивайте, насколько подопечным понятно, как вы объясняете. Узнавайте, что изменилось в их отношении к вашему предмету, насколько он стал интересен. И конечно, интересуйтесь оценками школьников.
Спрашивайте, что, по мнению учеников и родителей, стоило бы поменять. Так вы сможете сделать схему занятий более гибкой и приобретёте постоянных клиентов. Тех, что смогут рекомендовать вас своим друзьям и знакомым.