Не бойтесь вырастить эгоиста: психолог объясняет, почему детей можно и нужно хвалить
В Твиттере появился новый полезный тред. В нём психолог объясняет, почему боязнь перехвалить ребёнка намного хуже, чем перехваливать его на самом деле.
https://twitter.com/Wizard_Severus/status/1319182872209727488?s=20
«Я могу его перехвалить, поэтому хвалю только за значимые достижения»
Пример: для родителя достижение – приготовить полноценный обед в 1-м классе.
Для первоклассника – получить самую большую наклейку за хорошее поведение в школе;
Для родителя значимое достижение – золотая медаль.
Для ребёнка – получить хороший аттестат, даже без медалей и грамот.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Соответственно, хороший аттестат, красивая наклейка, выгул собаки, самостоятельная уборка и т.д. для родителей не являются чем-то значимым и важным, поэтому ребёнок не получает за это похвалу >>> ребёнок воспринимает свои успехи как то, что не имеет значения и особой важности.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Результат: не получая похвалы, ребёнок обесценивает свои труды, старания и деятельность, потому что считает их незначительными и бесполезными.
Ребёнок воспринимает отсутствие похвалы родителей как свою собственную неполноценность или/и бестолковость.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Из-за этого у него формируется установка «Я должен делать всё максимально идеально, моя деятельность должна быть самой лучшей, иначе я – полное ничтожество, не заслуживающее вообще никакой похвалы».
Он не способен оценить свои минимальные достижения, поскольку считает их глупыми.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
«Я могу перехвалить ребёнка, поэтому не хвалю его вообще»
Примеры: для детей дошкольного возраста очень важна похвала их творчества – рисунков, фигурок, аппликаций.
Они воспринимают творчество как часть себя, как своё продолжение >>> ребёнок нуждается в позитивной оценке своего творчества, в позитивной оценке своих стараний и усилий.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Позитивная оценка творчества нужна для того, чтобы сформировать у ребёнка здоровые представления о самом себе >>> отсутствие похвалы формирует у ребёнка установку «Я не имею значения, я недостаточно хороший, мои усилия бесполезны, никому это не нужно».
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Для подростков похвала тоже имеет значение, поскольку она влияет на их самооценку и самовосприятие. Подростки часто страдают от неуверенности в себе/в своих действиях, поэтому похвала может подкрепить их уверенность и сформировать позитивное представление о себе и своих занятиях.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Когда же похвала отсутствует, эта неуверенность закрепляется в виде установки «А точно ли я всё делаю правильно и хорошо? Нужно ли результаты моих стараний и усилий показывать другим? Стоит ли мне вообще стараться, если это в любом случае получится плохо?».
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Результат: чувство неполноценности, которое может перерасти в комплекс неполноценности; многочисленные комплексы и закреплённая неуверенность в себе; склонность к обесцениванию/недооцениванию себя и своих стараний; неадекватно заниженная самооценка; расстройства самовосприятия.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
«Я могу перехвалить ребёнка, поэтому учу его заслуживать мою похвалу»
Например, возникает ситуация: мама хвалит меня только тогда, когда я уберу комнату >>> в других случаях, когда я хорошо учусь или много читаю, например, мама меня не хвалит >>> значит, мне нужно только убирать всё время, маму это порадует.
В фокусе оказывается угождение другим.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Результат: вся деятельность ребёнка, а потом и взрослого человека, фокусируется на угождении интересам и желаниям окружающих.
Ему постоянно хочется порадовать кого-то своими действиями, угодить абсолютно всем просьбам других и наконец-то заслужить похвалу за все эти старания.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Если же похвалы от других людей нет, человек делает ещё больше, ещё лучше, ещё идеальнее, дабы заслужить позитивную оценку и почувствовать себя значимым.
Представления человека о своей значимости и личностной ценности зависят только от того, как его оценят окружающие.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
«Я могу перехвалить ребёнка и он станет эгоистом»
Пример: представьте, что у ребёнка с высокой самооценкой уровень самооценки падает.
Он не упадёт к критически низкой точке, а скорее придёт в адекватную норму.
То есть, ребёнок переоценит свои взгляды на усилия и старания, научится адекватно их оценивать и не преувеличивать.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
А вот если у ребёнка с и так низкой самооценкой её уровень упадёт ещё больше, это чревато дисморфией, ненавистью к себе и самодеструктивными тенденциями, потому что его самооценка находится за чертой здорового спектра.
Он не сможет ни адекватно оценивать себя, ни принимать.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Более того, высокая самооценка и эгоизм в любом случае сказываются на психике не так серьёзно, как заниженная самооценка и чувство неполноценности, потому что люди с высоким уровнем самооценки умеют ценить себя, заботиться о себе, оценивать свои старания, уважать личные границы.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Дети с высокой самооценкой умеют выстраивать взаимоуважительные отношения и не позволяют людям нарушать свои границы.
Да, эти дети могут переоценивать себя и чувствовать диссонанс, но обычно это регулируется с возрастом. Поэтому высокая самооценка всегда лучше, чем низкая.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
А вот дети с низкой самооценкой не способны ни защитить свои границы, ни даже выстроить их; они не могут научиться уважать себя и ценить всё то, что они делают; каждое своё усилие кажется им бесполезным или недостаточным, а их собственная ценность - крайне минимальной.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Результат: ребёнок не вырастает эгоистом. Но он вырастает неуверенным, тревожным человеком, который не может оценить свои успехи, зависит от мнения и похвалы окружающих, не имеет внутренних ресурсов для саморегуляции и не способен сформировать целостное представление о себе.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Как хвалить правильно
Здоровой формой похвалы является позитивная оценка стараний, успехов и деятельности ребёнка.
Стоит понимать, что любой (даже минимальный) успех для ребёнка является огромным достижением, поэтому ему хочется, чтобы близкие тоже оценили это. И родителям важно научиться это делать.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
>Ребёнок получил 9 баллов из 11 возможных? «Молодец, ты хорошо постарался».
!Не нужно говорить ему, что он мог получить больше.
>Ребёнок убрал свою комнату? «Какой ты уже самостоятельный, я горжусь тобой».
!Не нужно говорить ему, что было бы лучше, если бы он убрал всю квартиру.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
>Ребёнок принёс рисунок, но сам при этом запачкался красками? «Какую красоту ты нарисовал, у тебя с каждым разом получается всё лучше! А сейчас давай пойдём помоем руки и бросим одежду в стирку».
!Оценивайте сперва результат творчества/деятельности, а потом другие аспекты.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Не нужно в первую очередь обращать внимание на грязный свитер, потому что ребёнок целый час рисовал не для того, чтобы вы оценили свитер. Ему нужна оценка его стараний и усилий, его творчества и всех тех занятий, которые он считает продолжением самого себя.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Вам не нужно хвалить детей просто за их существование, но за старания хвалить стоит.
Хвалить подростка за самостоятельно надетые носки не очень релевантно.
А похвалить трёхлетнего ребёнка за самостоятельное одевание – важно, потому что это его первые попытки заботиться о себе.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Суммируя всё вышесказанное, похвала для детей очень важная.
Детям нужна позитивная оценка их стараний, ибо она способствует формированию здоровой и полноценной самооценки, здорового самовосприятия и способности принимать себя, оценивать свою деятельность и ценить свои старания.
— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) October 22, 2020
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
Как усыновить ребёнка: пошаговый план
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаFoodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса