Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Наверное, каждый из нас мечтал почувствовать себя благородным рыцарем или прекрасной дамой и окунуться в атмосферу балов и роскоши. Но такие желания часто основаны на мифологизированном восприятии истории.
Почему мы так любим идеализировать прошлое
Есть несколько основных причин.
Из‑за мифов, глубоко проникших в наше сознание
Раньше они Р. Барт. Мифологии древним людям объяснять устройство мира и фактически были предтечей науки и истории в первобытном обществе. Мифы Е. М. Мелетинский. Миф и двадцатый век / Избранные статьи. Воспоминания простые ответы на самые сложные вопросы и не оставляли места для неопределённости.
Сейчас мы уже знаем, что молнии — это не орудия гнева богов, а люди не слеплены из глины. Тем не менее привлекательность мифов никуда не исчезла. Поэтому некоторые и сегодня с энтузиазмом верят в разные вымыслы о науке, технологиях, Вселенной, отношениях и многом другом. Заблуждения о прошлом тоже широко распространены. В том числе те, что представляют ушедшие времена идеальными.
Из‑за стереотипов о некоторых исторических эпохах
Пожалуй, один из самых известных подобных периодов — это «Прекрасная эпоха» (Belle Époque) во Франции конца XIX — начала XX века. Это время обычно L. R. Berlanstein. Ready for progress? Opinion surveys on women’s roles and opportunities in Belle Epoque France / French Politics, Culture and Society как пору оптимизма, экономического процветания и искусства, кабаре и шампанского. Такой образ появился из‑за относительного спокойствия в международной политике, быстрого технологического прогресса, научных открытий и более свободной морали в эти годы.
Свои «прекрасные эпохи» были и в других странах. Например, «ревущие двадцатые» в США. Подобные картинки возникают неслучайно. Нередко люди с любовью относятся к периодам расцвета в истории своей страны. Нам бывает приятно думать, что в какой‑то момент наша страна была одной из самых сильных или развитых держав в мире.
Из‑за влияния массовой культуры
Большую роль в распространении мифов о прекрасном прошлом Е. М. Мелетинский. От мифа к литературе появившаяся в XX веке массовая культура. Многие книги, фильмы и видеоигры идеализируют ушедшие эпохи. Достаточно вспомнить какое‑нибудь историческое кино, в котором все персонажи причёсаны, накрашены, а зубы у них белые и ровные. В подобных произведениях рыцари или мушкетёры всегда благородны и воспитанны, а их поступки отвечают принципам современной морали.
Из‑за неудовлетворённости настоящим и ностальгии
Также тягу к якобы чудесному прошлому вызывает разочарование в современности. Например, представления о той же «Прекрасной эпохе» L. R. Berlanstein. Ready for progress? Opinion surveys on women’s roles and opportunities in Belle Epoque France / French Politics, Culture and Society на контрасте с трагическими событиями Первой мировой войны.
Почему жизнь в прошлом не была такой уж счастливой
Рассмотрим на конкретных примерах.
Уровень жизни оставлял желать лучшего
Наверное, не стоит объяснять, что раньше люди гораздо чаще умирали из‑за болезней, антисанитарии, голода и войн.
Также наверняка всем известно, что в прошлом были не только военные, знать и духовенство. Существовали ещё и низшие сословия, которые составляли абсолютное большинство населения. Они жили в нищете, были вынуждены тяжело трудиться и долгое время вообще не имели никаких прав. Такие люди не могли получить минимальное образование вплоть до второй половины XIX — начала XX века даже в ведущих странах мира.
Есть и менее очевидные примеры. Например, вплоть до XIX века европейские женщины L. Eldridge. Face Paint: The Story of Makeup косметикой с ядовитым свинцом, а в начале XX столетия Т. Скоренко. Радиоактивное мыло, таблетки, вода и другие странности радиационной медицины / Популярная механика популярны мыло, напитки и «лекарства» с радиоактивными веществами. Всё это, конечно же, сказывалось на продолжительности жизни.
Невероятные знания сосуществовали с невероятным невежеством
Из‑за великих мыслителей прошлого может показаться, что раньше все люди были прекрасно образованы, знали несколько языков и в целом были намного умнее своих потомков. Но это упрощённый взгляд. Уровень знаний и культуры очень разнился, а также сильно зависел от происхождения. Да и «гиганты мысли» в некоторых вопросах были крайне невежественны.
К примеру, античные мыслители П. С. Кудрявцев. Курс истории физики, что Земля имеет форму шара, и довольно точно рассчитывали размер планеты. Но это не мешало учёным верить в гигантских муравьёв, амазонок, кентавров, людей с собачьими головами, о которых 1. Геродот. История в девяти книгах.
2. Pliny the Elder. The Natural History. «отец истории» Геродот и Плиний Старший.
Жестокость была в порядке вещей
Люди прошлого были гораздо более кровожадными, чем современные.
Х‑А. Льоренте. Критическая история испанской инквизиции были нормой и для церковных, и для светских судов. Причём не только в Средние века, но и значительно позднее. А жестокие казни никуда не делись, например, и в XIX веке. Так, во время подавления восстания сипаев в Индии в 1859 году британские солдаты Havholm P. Politics and Awe in Rudyard Kipling’s Fiction некоторых мятежников к жерлу пушки, а затем совершали выстрел.
По нынешним меркам даже развлечения были варварскими. Например, в Европе во время народных праздников N. Davies. Europe: A History сжигать кошек или сбрасывать их с колокольни. И эта традиция умерла отнюдь не в Средние века. Последнюю кошку A. Powe Allred. Cats’ Most Wanted: The Top 10 Book of Mysterious Mousers, Talented Tabbies, and Feline Odditie с колокольни в бельгийском Ипре в 1817 году.
Жизнь большинства людей была безрадостной
Жестокость проявлялась не только в законах или праздниках, но и в быту.
Французский историк Филипп Арьес изучил археологические и письменные источники и Ф. Арьес. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке к выводу, что вплоть до XVII века понятия детства не существовало в принципе. То есть ребёнок считался маленьким взрослым, и отношение к нему было соответствующим. Поэтому дети из бедных семей работали наравне со взрослыми и зарабатывали травмы и тяжёлые болезни. Такое положение вещей сохранялось практически до начала XX века.
Несмотря на обилие сюжетов про прекрасных дам и романтическую любовь, отношение к женщинам было ужасным. К примеру, в Средневековье их Р. Фосье. Люди Средневековья «сосудами зла» из‑за бремени так называемого первородного греха Евы. Стоит ли говорить, что долгое время дочери и жёны не имели никаких прав, а насилие было семейной нормой. Борьба за эмансипацию женщин началась значительно позднее и была сопряжена с множеством трудностей.
Нравы не были столь уж строгими
Многие также любят думать, что прошлое было временем высокой морали и нравственности, которые сегодня утеряны. Вот только внутренние (нравственность) и внешние (мораль) нормы — это не одно и то же. И раньше этот принцип работал, возможно, даже более показательно.
Например, эпоха Просвещения запомнилась тем, что правители и правительницы того времени практически официально заводили фавориток и фаворитов. И такое поведение не А. Б. Каменский. Екатерина II / Вопросы истории неприемлемым.
В этот период за фасадом строгой нравственности T. W. Laqueur. The Rise of Sex in the Eighteenth Century: Historical Context and Historiographical Implications / Signs: Journal of Women in Culture and Society активная жизнь: секс до свадьбы, измены, судебные иски по установлению отцовства. Случались также и изнасилования, и принудительные выкидыши.
Не стоит думать, что в высокодуховном XIX веке ситуация сильно изменилась. Например, Александр Пушкин А. Тыркова‑Вильямс. Жизнь Пушкина. Том 1. 1799–1824 к проституткам, а свою жену Наталью Гончарову называл 113‑й любовью.
Жизнь не стоит на месте. Постарайтесь не обманывать себя мыслями, что раньше люди были талантливее или ярче. И уж тем более не надо грустить о веках приключений, балов и чести. Современная жизнь намного проще, безопаснее и интереснее в сравнении с прошлым.