Почему нужно разрешить себе осуждать окружающих

Если всё делать правильно, вы найдёте свои микромотивы и построите счастливую жизнь.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.


Социолог Тодд Роуз и нейробиолог Оги Огас «тёмных лошадок». Так они назвали людей, которые добиваются успеха вопреки обстоятельствам, победителей, чьих достижений никто не ожидал. Учёные отметили, что всех участников исследования объединяла одна общая черта: полное удовлетворение от самореализации. Этому способствовали несколько факторов, один из которых Роуз и Огас определили как микромотивы. А чтобы каждый человек мог найти свои, исследователи предложили необычный способ — «игру в осуждение».

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

В чём особенность микромотивов

Они составляют эмоциональное ядро нашей индивидуальности. То, чего мы хотим или не хотим, определяет, кто мы есть на глубоком уровне. Когда мы делаем то, что соответствует нашим микромотивам, мы полностью удовлетворены своей жизнью. А если мы их игнорируем, то снижаем свой прогресс и сходим с верного для нас пути.

Это можно заметить на примере Сола Шапиро — «тёмной лошадки» из исследования Роуза и Огаса. У Сола очень необычный микромотив: ему нравится приводить вещи в порядок своими руками. Когда он видит плохо прикрученное колесо или криво висящую картину, ему сразу хочется всё исправить. Это его искренний и глубоко личный внутренний мотив.

Во время исследования Сол поделился своим самым любимым воспоминанием из колледжа. Когда профессор по дизайну задал выстрогать сферу из дерева своими руками, Сол буквально стал одержим. После того как он выполнил задание, он положил свою сферу в сумку, которую повсюду носил с собой. Он целыми днями засовывал руку в сумку, чтобы нащупать неровности, а потом возвращался в мастерскую и сглаживал их. Ему нравилось исправлять недостатки. Когда Сол отдал сферу профессору, она была настолько идеальной, что преподаватель не поверил, что ученик не использовал станок, а сделал всё сам.

Вы, наверное, думаете: «Мило, но для какой профессии пригодится такой микромотив?» Есть несколько вариантов. Например, ортодонтия — раздел стоматологии, сосредоточенный на исправлении зубочелюстных аномалий. Или электромеханика, которую и выбрал Сол Шапиро. Его наняли в качестве инженера для решения сложной технической задачи — создать физический интерфейс, который будет преобразовывать электрический сигнал со старого медного провода в лазерный сигнал для только что изобретённого волоконно‑оптического кабеля. Эта работа требовала выравнивания деталей с точностью до доли микрона.

Сол справился с задачей. Более того, его разработку стали широко использовать во всей телекоммуникационной индустрии. Наниматель Сола получил огромные деньги, а он сам — только небольшой бонус. Это заставило его пересмотреть свою карьеру. «Я видел ребят с дипломами магистров бизнеса, которые выступали с презентациями. Они не только зарабатывали больше меня, но и управляли компаниями. Я начал задумываться, что, возможно, мне стоит стать одним из них», — рассказывал Сол Шапиро.

Он бросил карьеру инженера, которая его полностью удовлетворяла, и погрузился в работу менеджера среднего звена. Однако его микромотивы не совпадали с новой должностью. Солу не нравилось ставить задачи сотрудникам, искать новые связи, представлять свои задумки и убеждать других в ценности своих идей. Его главные микромотивы — делать что‑то своими руками, возиться с гаджетами и механизмами, производить математические расчёты, работать в одиночку и исправлять вещи — были забыты.

Следующие 16 лет Сол провёл в череде взлётов и падений. В основном падений. Он работал менеджером среднего звена в медиа и технических организациях. Но к 40 годам его уже не брали на эти должности, а снова стать инженером он не мог, потому что его знания устарели.

В 53 года Сол Шапиро подрабатывал в налоговой компании за 10 долларов в час. Он не только не чувствовал удовлетворения от того, что делает, но и не получал больших денег, а ведь когда‑то это была главная причина смены карьеры.

Единственное, что всё ещё имело для Сола большое значение, — возможность работать на себя. Однако он не хотел начинать бизнес с нуля, поэтому встретился с франчайзинговым брокером и узнал, какие франшизы можно купить в Нью‑Йорке. Внимание Шапиро привлекла перетяжка мягкой мебели.

Он никогда таким не занимался, но понимал, что успех в этом деле зависит от способности подбирать ткани, а это Сол знал и любил. Кроме того, он мог бы работать руками и сразу видеть результат своих усилий. К тому же он мог бы работать дома, так что не нужно покупать помещение для бизнеса. А ещё он бы мог работать в одиночку, а значит, не пришлось бы нанимать сотрудников.

В 2013 году Сол Шапиро открыл на Манхэттене франшизу по перетяжке мебельной обивки. Он быстро добился успеха и теперь приводит в порядок вещи для отелей на Таймс‑сквер, бродвейских постановок и звёзд телеэкрана.

«Люди, которые меня знают, согласятся, что сейчас у меня самый счастливый период за всю карьеру. Мне нравится всё, что я делаю почти каждый день, — отмечает Сол. — Я обрёл финансовую стабильность. И в конце концов я понял, как совместить мои природные способности с источником средств к существованию».

Сол Шапиро вычислил свои микромотивы, проведя годы на совершенно не подходящей ему работе. Но далеко не у каждого есть такая возможность. К счастью, найти свои микромотивы можно и по‑другому. Например, наблюдая за своими инстинктивными реакциями. Роуз и Огас называют это игрой в осуждение.

Как найти микромотивы с помощью игры в осуждение

Вспомните, как часто вы осуждали кого‑то на прошлой неделе. Может, коллегу, знаменитость или незнакомца в очереди перед вами. Пора использовать эти честные реакции, чтобы узнать что‑то полезное о самом себе.

Наши микромотивы состоят из глубоко спрятанных внутри чувств, которые включают в себя едва различимые предпочтения, открытые желания и скрытые стремления. Главная цель игры в осуждение — использовать свои инстинктивные реакции, чтобы распутать свои маленькие внутренние «провода» и подключить каждый из них к нужному источнику питания. В этой игре есть три главных шага.

1. Поймать момент, в который вы кого‑то осуждаете

Мы делаем это постоянно. Реагировать на окружающих — нашего врача, соседа или знаменитость с обложки журнала — естественная часть человеческой природы. Постарайтесь замечать, когда вы это делаете.

2. Прислушаться к эмоциям, которые у вас возникают, когда вы кого‑то осуждаете

На то, что вы на пути к раскрытию микромотива, укажет бурная реакция. Неважно, позитивная она или негативная. Прежде всего, важно замечать всё, что вызывает у вас очень сильные чувства. Помните, что ваша задача — подключиться к своему эмоциональному ядру.

3. Спросить себя, почему вы испытываете именно эти чувства

Главное — быть честным с собой. Скажем, вы посмотрели интервью голливудского актёра и испытали смешанные эмоции. Спросите себя, что вам понравилось, а что нет. Если вам стало неприятно от эгоизма актёра или его открытой страсти к деньгам, значит, для вас это не самые лучшие мотиваторы.

С другой стороны, если, прочитав историю Сола Шапиро, вы подумали: «Да ладно, он всего лишь чинит мебель. Давайте не будем притворяться, что он успешен!» — вы тоже кое‑что узнали о своих микромотивах. Например, что статус и широкое признание очень важны для вас. И это абсолютно нормально. Чтобы построить жизнь, которая будет вам нравиться, нужно делать то, что разжигает в вас огонь.

Самое сложное в поиске микромотивов — удержаться от стереотипов о том, какими они должны быть. Например, что мы должны хотеть быть богатыми или помогать другим. Но такие шаблоны только подавляют наши настоящие микромотивы. Игра в осуждение помогает разорвать порочный круг, но только если проявлять внимательность.

Давайте разберём две ситуации. Первая — вы понаблюдали за смотрителем парка, пока сидели в кафе неподалёку, и положительно оценили эту работу: «Целый день на природе — именно то, что мне нужно!» Это ваша первая реакция, но нужно копать дальше. Профессия смотрителя не особенно связана с работой в коллективе. И вы задаёте себе вопросы: «Как он может проводить столько времени в одиночестве? Готов ли я мало общаться с окружающими?» Даже если ответ отрицательный, вы всё равно стали на шаг ближе к своим микромотивам. Теперь вы знаете, что вам хотелось бы быть поближе к природе, но при этом ещё и общаться с другими людьми.

Вторая ситуация — вы посмотрели фильм про коллектора и подумали: «А что, мне бы тоже хотелось охотиться за должниками». И здесь снова следует копнуть глубже. Нужно выяснить, что именно вас привлекло: процесс вычисления и поиска человека или взаимодействие с ним с целью вернуть долг. Вас вдохновляет возможность поймать того, кто не хочет быть пойманным? Или дело в том, чтобы восстановить справедливость? Когда речь идёт о микромотивах, важны все детали.

Главная цель игры в осуждение не в оценке других людей и их поступков, они тут вообще ни при чём. Суть в том, чтобы нащупать контуры своих желаний, используя свои сильные эмоциональные реакции. В игре в осуждение вы сами игрок и судья. Только вы можете знать наверняка, насколько глубоко раскрыли свои микромотивы.

Чтобы привыкнуть к игре в осуждение, может понадобиться время. Зато она гораздо более надёжна и эффективна, чем любые тесты на мотивацию. Они игнорируют один из главных аспектов микромотивов — существование противоречивых желаний, например необходимости общения и необходимости бывать одному или стремления следовать правилам и стремления бунтовать. Когда вы принимаете разнообразие своих микромотивов, даже самые несовместимые из них складываются в единую цель.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Владимир Ткаченко
07.07.22 02:00
ух ты?
Даша С.
07.07.22 16:30
Книга легко читается, несмотря на поднятые тяжёлые темы. Житейская мудрость преподноситься через личную историю автора и судьбы ее клиентов/родственников. Поможет стать чуть адекватнее в восприятии себя и окружающих. Спасибо
Ксения К.
11.07.22 14:31
Разве в примере со смотрителем - это осуждение?