В общении мы иногда сталкиваемся с недопониманием. И ещё проще запутаться, когда коммуникация с коллегами сводится к видеозвонкам и сообщениям в мессенджерах. Свести это к минимуму поможет модель DISC. С её помощью вы сможете лучше понять, что движет людьми с разными типами личности и как быстрее находить с ними общий язык.
Что такое модель DISC
К четырём «классическим» стилям общения обычно относят пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и ассертивный. Но все они характеризуют исходящую от человека коммуникацию и ничего не говорят о том, какая входящая коммуникация ему нужна.
Между тем, чтобы продуктивно с кем-то общаться, важно понимать, что это вообще за человек — общительный или замкнутый, с аналитическим складом ума или творческим, вспыльчивый или спокойный. Особенности поведения собеседника могут подсказать, как он отреагирует на информацию. Это даёт возможность точнее выбирать манеру общения, которая поможет укрепить доверие и избежать недопонимания.
Модель DISC служит этим целям. Она описывает стили поведения по четырём аспектам, зашифрованным в её названии:
- D (Dominance) — доминирование (господство);
- I (Influence) — влияние (воздействие);
- S (Steadiness) — устойчивость (постоянство);
- C (Conscientiousness) — добросовестность (соответствие).
Основой для этой модели послужили идеи из книги «Эмоции нормальных людей» психолога Уильяма Марстона. И хотя сам он расшифровывал элементы несколько иначе, суть теории остаётся неизменной. В двух словах её можно представить так: человек выбирает активный или пассивный стиль поведения в зависимости от того, какой считает окружающую среду — дружелюбной или враждебной.
Если вам любопытно определить свой тип, вы можете пройти тест из 16 вопросов, созданный на основе модели.
Какие стили общения соответствуют модели DISC
Учитывая тип поведения по модели DISC и соответствующий ему стиль общения, вы с большей вероятностью выстроите с коллегами доверительные отношения и сможете добиваться своего с минимальными потерями.
1. Доминирующий
Люди с доминирующим стилем общения нацелены на результат и предпочитают действовать. Их, как правило, интересует общая картина, а не детали. Они понимают, что в общении иногда надо проявлять терпение и деликатность, но это даётся им с трудом. Также люди этого типа любят вызовы и чаще добиваются успеха. Поэтому такой стиль общения скорее обнаружится у руководителя, чем у подчинённого.
Договориться с коллегой доминирующего типа помогут такие рекомендации:
- Без лишних слов переходите прямо к делу и не отклоняйтесь от темы.
- Готовьтесь сразу отвечать на уточняющие вопросы, чтобы держаться уверенно.
- Настройтесь на то, то он будет решительным и довольно прямолинейным. Только не ждите, что услышите в разговоре о его планах на выходные.
- Не воспринимайте его прямоту, уточняющие вопросы или нетерпеливость на свой счёт.
- Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
2. Влиятельный
Люди с влиятельным стилем общительны в классическом понимании. Они дружелюбные, жизнерадостные, всегда в курсе последних новостей и событий. Кроме того, они стремятся к полной эмоциональной честности. Им легко удаётся налаживать контакты, и заслужить доверие таких коллег можно очень быстро, что делает их отличными соратниками. При этом у них бывают сложности с тем, чтобы сосредоточиться на долгосрочных целях и довести начатое до конца.
В коммуникации с «влиятельным» собеседником учитывайте такие нюансы:
- Выбирайте непринуждённую манеру и не бойтесь проявить своё чувство юмора. Следите за тем, чтобы ваши слова не звучали свысока или грубо.
- Запишите все данные и факты, упомянутые в разговоре, чтобы после он мог к ним вернуться. Но не особо надейтесь, что он станет вникать в детали так же глубоко, как и вы.
- Учитывайте, что он будет слишком оптимистично оценивать любые идеи, равно как и способности — свои и чужие.
- Дайте ему возможность свободно делиться мыслями, идеями и эмоциями, не пытаясь свернуть разговор как можно скорее.
3. Устойчивый
Люди с устойчивым стилем общения делают упор на сотрудничестве, где каждый понимает свою роль и обязанности. Они уравновешены, ценят последовательность, стабильность и лояльность и не любят расстраивать коллег.
Их часто можно встретить на должностях, связанных с оказанием услуг или поддержкой клиентов. Когда это необходимо, такие люди быстро адаптируются к изменившимся условиям, но при этом им самим иногда требуется помощь. В неспокойные времена такой человек вряд ли возьмёт на себя роль лидера, но станет его надёжным союзником.
Чтобы найти правильный подход к коллеге с устойчивым стилем общения, следуйте этим подсказкам:
- Практикуйте активное слушание и в ответ кратко излагайте услышанное, чтобы подтвердить, что внимательно следили за его словами.
- Обращайтесь к нему в непринуждённой обстановке и начинайте беседу с признания его последних успехов.
- Будьте готовы к тому, что ему потребуются подробности по теме разговора и время на раздумья — не торопите его с окончательным решением.
- Имейте в виду, что отсутствие возражений с его стороны не означает, что он на 100% поддерживает ваши идеи.
- Проговаривайте прямо приоритеты и сроки и не рассчитывайте на то, что они будут собеседнику интуитивно понятны.
4. Добросовестный
Люди, которым свойственен добросовестный стиль общения, на первое место ставят чёткость и компетентность. Они с радостью используют любую возможность, чтобы показать свою экспертность или приобрести новые навыки.
Таких людей отличает аналитическое мышление и системный подход к делу. При этом они склонны проявлять осторожность. И хотя их нельзя назвать по сути недружелюбными, вряд ли они пригласят коллег сходить в бар после работы.
Общение с добросовестным типом будет конструктивным при следующих условиях:
- Заранее предоставляйте как можно больше подробностей по интересующим вас вопросам и чётко структурируйте информацию.
- Ясно формулируйте свои ожидания, но давайте ему возможность работать самостоятельно.
- Наберитесь терпения, потому что он дважды, а то и трижды перепроверит все необходимые данные, прежде чем принять решение.
- Избегайте прямой резкой критики, когда даёте ему обратную связь.
- Используйте в разговоре с ним слова, которые описывают процесс мышления, а не эмоциональное состояние, то есть «думаю» или «знаю» вместо «чувствую».
- Не рассчитывайте добиться его расположения с помощью лёгкой болтовни на отвлечённые темы.