Если в офисе строгие правила, а задержки сотрудника по утрам без уважительных причин стали привычкой, его могут наказать за нарушение трудовой дисциплины.
1. Что такое опоздание
По закону сотрудник должен соблюдать трудовую . То есть подчиняться общим поведения для работников и работодателей.
В том числе появляться вовремя на рабочем месте. Конкретные рамки регламентирует режим рабочего . В этом документе прописано, когда начинать, когда заканчивать, в какое время идти на обед или на перекур.
Режим устанавливается правилами внутреннего трудового , коллективным договором, соглашениями между работником и работодателем и другими правовыми . В отдельных случаях фиксируется в трудовом .
Опаздывая, работник нарушает распорядок дня и может причинить ущерб компании. Фирма теряет деньги: сотрудник не позвонил потенциальным покупателям, не подписал договоры с новыми клиентами и прочее. Правда, зачастую руководство делает скидки на то, что специалист компенсирует свои опоздания продуктивной работой.
В противном случае будет зафиксировано нарушение: составят акт отсутствия на рабочем месте, сделают отметку в табеле. От сотрудника потребуют письменное объяснение, почему это произошло. На ответ даётся два дня. Работнику нужно написать объяснительную записку, приложив документы и справки, если причина уважительная. Если же нет, работодатель определит наказание. На первых порах это, как правило, замечание или выговор.
2. Когда можно опаздывать
Вариант «пробки на дорогах», «машина сломалась», а ещё «проспал» и «будильник не сработал» уважительными не считаются. Хотя чёткого определения, какие обстоятельства можно назвать такими, в законе нет.
Однако есть ситуации, которые принято считать уважительными:
- болезнь;
- болезнь близких родственников;
- смерть члена семьи;
- дорожная или коммунальная авария;
- стихийные бедствия.
Уважительной причиной для опоздания работника можно признать, например, коммунальную аварию. Проще говоря, если у соседей сверху прорвало трубу и затопило вашу квартиру. Для подтверждения необходимо получить справку в управляющей компании или ТСЖ.
Не факт, что работодатель её запросит, но желательно её иметь на руках. Это касается и других причин: работодатель может поверить на слово работнику, но нужные документы лучше получить заранее, поскольку они могут потребоваться в случае спора.
Все ситуации должны подтверждаться документами: открытым больничным листом, справками из больницы, ГИБДД или от управляющей компании.
Недавно Государственная инспекция по труду также работодателей не наказывать сотрудников за опоздания в непогоду, когда общественный транспорт ходит нерегулярно.
3. Чем грозит опоздание
За один проступок может быть только одно . И применить его можно в течение месяца после того, как обнаружат нарушение. В этот срок не входит болезнь, отпуск работника и время, за которое профсоюз выскажет мнение насчёт проступка. Если же с момента обнаружения проступка прошло полгода, виновника наказывать уже нельзя.
Когда работодатель зафиксировал опоздание, он сам решает, что делать. Увольнение — это крайняя мера. Кроме неё есть несколько других не самых приятных .
Замечание
Самое мягкое наказание. Обычно применяется, если проступок незначительный или работник совершил его впервые. Работодатель издаёт приказ об объявлении замечания, который действует год. В это время сотрудник находится под пристальным наблюдением. Если он заслужил премию, то её сумму могут уменьшить или вообще не выплатить. Возможно, замечание занесут в личное дело. Все эти условия остаются на усмотрение работодателя.
Замечание может быть снято , если этого захочет руководитель, письменно попросит вышестоящий начальник, профсоюз или сам провинившийся сотрудник.
Выговор
Как правило, это наказание за проступки средней тяжести. К примеру, за повторное опоздание. Начальник издаёт приказ об объявлении выговора. Он точно так же может быть снят досрочно. Никаких строгих выговоров или выговоров с занесением в личное дело не существует. В Трудовом кодексе на этот счёт есть есть одна чёткая формулировка. Если работодатель объявил что-то другое, это несуществующее взыскание, за которое ответит сам .
Строгой очерёдности — сначала идёт замечание, а потом выговор — в законодательстве нет. Всё зависит от конкретного нарушения.
В ТК РФ прописана общая дисциплинарная ответственность. Но для некоторых профессий существует ещё и . К ней можно привлечь госслужащих, железнодорожников, моряков и некоторые другие категории работников. Наказания за нарушения закреплены в уставах организаций и положениях о дисциплине.
4. Когда за опоздание могут уволить
Существуют два понятия — прогул и опоздание. Если задержка меньше четырёх часов, то это опоздание. Больше — прогул. Согласно 81 Трудового Кодекса, за единственный прогул работодатель может и уволить.
Поэтому лучше один раз опоздать на три часа, чем трижды на 15 минут. Ведь увольнение грозит и в случае, когда работник уже не раз нарушал дисциплину. То есть, когда у него уже есть действующий выговор или замечание. Их могут применить за любой проступок, а не только за позднее появление на рабочем месте.
Происходить это может по следующему сценарию: при первом опоздании начальство объявляет замечание. В компании издаётся приказ, с которым сотрудник обязан ознакомиться.
Если такое замечание не дало эффекта, а работник опаздывает во второй раз, ему выносится выговор, о чём вновь издаётся приказ. Третье опоздание становится последним. Сотрудника можно уволить.
Сначала формируют приказ об увольнении. Документ отдают сотруднику, который должен его подписать. Точно так же передают и копию приказа. В трудовой книжке делают запись, что работник уволен по соответствующей статье.
Оспорить увольнение можно в районном суде, подав иск о восстановлении на работе. Подать его можно в течение месяца с момента вручения копии приказа об увольнении. Либо в течение месяца со дня получения трудовой книжки.
Основанием для оспаривания приказа об увольнении может быть тот факт, что работодатель не учёл тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершён. То есть руководитель не разобрался в причинах опоздания. В таких ситуациях суды, как правило, чаще принимают сторону работников.
Если сотрудник предоставил объяснение, что опоздание было вызвано уважительными причинами, а нарушение не носило систематический характер и не было длительным, суд однозначно примет сторону работника.
Вывод
Если в компании строго соблюдается режим рабочего времени, то без уважительной причины лучше не опаздывать. В случае же, когда этого не неизбежать, стоит предупредить руководителя. А после предоставить доказательства, что вы не просто так не появились на работе вовремя.
Опоздавший сотрудник может быть уволен, если у него уже есть не один выговор или замечание. Однако если вы считаете, что работодатель поступил несправедливо, обращайтесь в местную комиссию по трудовым спорам. Или подавайте в суд.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.



















Лучшие предложения
25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой
15 достойных внимания товаров со скидками до 67% на «чёрной пятнице»
iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!
Надо брать: компактная беговая дорожка для дома со скидкой 66%
Наушники OnePlus Buds Pro 3 отдают со скидкой 58% на распродаже
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары недели
Забираем удобную ортопедическую подушку с эффектом памяти за 1 959 рублей
10 пар зимней обуви с хорошими скидками на «чёрной пятнице»
3 фактора, которые влияют на качество вашего сна
Коля идёт на смену! Как проходит первый день новичка на складе Ozon
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы