Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Музыка
27 ноября 2019

Как менялись наши музыкальные вкусы за последние 20 лет

От ню-метала до новой русской волны — Лайфхакер собрал ключевых исполнителей и их альбомы. Читайте и включайте треки!
Фото автора Паша Прокофьев
Паша Прокофьев

Как менялись наши музыкальные вкусы за последние 20 лет

2000–2005 годы: конец эры ню‑метала, R&B‑поп и MTV

В начале 2000‑х продолжали существовать жанры из 1990‑х. В тяжёлой музыке таким стилем был ню‑метал. Самыми яркими работами в то время можно назвать альбом Iowa группы Slipknot и Untouchables от Korn. Тем не менее ню‑метал доживал последние благополучные годы: совсем скоро эти и подобные им коллективы либо подстроились под меняющиеся предпочтения слушателей, либо пропали с радаров.

Музыкальные вкусы значительно определяли радио и ТВ, особенно канал «MTV Россия». Именно благодаря ему наши слушатели так полюбили группы Linkin Park, Evanescence, HIM и The Rasmus.

В мире был популярен поп‑панк. MTV выступал проводником музыки Blink 182, Sum 41 и ранней Аврил Лавин.

«Наше радио» под руководством Михаила Козырева определяло русский рок нового десятилетия — примерно такой же, который любители жанра слушают до сих пор. Почитателей нашло творчество «Сплин», «Би‑2» и «Короля и Шута» — в начале 2000‑х эта музыка была особенна популярна у вчерашних поклонников группы «Кино» и «Наутилуса». Одна из главных звёзд эпохи — Земфира.

Серьёзные изменения происходили в поп‑музыке: распались главные бойз‑бенды 1990‑х и пришла мода на R&B и соул. На MTV звучала Cry Me a River — её исполнял Джастин Тимберлейк, только покинувший группу ‘N Sync.

Не менее успешно смешивали традиции R&B и поп‑музыки такие исполнители, как Крэйг Дэвид, Ашер и недавно начавшая творческую карьеру Рианна. В 2003 году Бейонсе Ноулз из Destiny’s Child выпустила дебютный сольник Dangerously in Love.

Второй хит альбома после Crazy In Love — Baby Boy. И тут можно проследить тенденцию: в поп‑музыке всё чаще стали встречаться черты восточной этники и реггетона — жанра, основанного на регги и популярного в Латинской Америке. Мода на этот синтез стилей сохраняется и сейчас: в жанре латиноамериканский поп пачками пишутся гимны для футбольных чемпионатов, а хиты вроде Despacito уверенно занимают верхушки чартов.

Главные отечественные поп‑звёзды того времени — скандальный дуэт t.A.T.u. На их счету набитый хитами альбом «200 по встречной», несколько популярных клипов и третье место на «Евровидении‑2003».

Хип‑хоп в 2000‑х ещё не успел стать самым прогрессивным жанром, но всё же был популярен. Главные западные рэперы для нашего слушателя — Jay‑Z и Эминем. Отечественные — Децл, «Каста», «Многоточие».

Главные альбомы

  • Slipknot — Iowa.
  • Linkin Park — Meteora.
  • System of a Down — Toxicity.
  • t.A.T.u. — «200 по встречной».
  • Muse — Origin of Symmetry.
  • Земфира — «Прости меня моя любовь».
  • Бейонсе — Dangerously In Love.
  • Джастин Тимберлейк — Justified.
  • Эминем — The Marshall Mathers LP.
  • Green Day — American Idiot.

2006–2010 годы: эмо и мода на англоязычную инди‑музыку

Время последней массовой субкультуры — эмо. Её представители находили друг друга по значкам, ска‑шашечкам на одежде, бутылке слабоалкогольного напитка в руке и, самое главное, по определённой музыке в плеере.

Эта музыка не имела ничего общего с эмо предыдущих эпох (сам термин появился ещё в 1980‑х). У жанра есть множество ответвлений, но эмо‑музыка 2000‑х строилась на мелодичных распевах, чередующихся с экстремальным вокалом, и тяжёлых гитарных риффах. Начало тенденции было положено ещё в первой половине 2000‑х такими группами, как Alexisonfire, The Used и Thursday, но полностью жанр раскрутился к 2007 году, ставшему мемом.

На MTV тогда можно было услышать менее экстремальные группы, например My Chemical Romance или Fall Out Boy.

Отечественная музыка же стала уходить в народ благодаря каналу A‑One, CD‑сборникам «Море эмоций», субкультурным концертам и первому широкополосному интернету. В плейлистах эмо-кидов играли «Оригами», Amatory, Jane Air, Stigmata, «IdeЯ Fix», Marakesh и Tenkorr.

Эпоха эмо продлилась недолго: молодым людям быстро надоели тяжёлые гитары и слезливые тексты. На смену пришло инди — такое название получила более аккуратная, благополучная и танцевальная музыка. Для этого уже была подготовлена почва: вышли первые релизы Franz Ferdinand и The Killers. Их треки и стали первыми гимнами поклонников инди.

Вместе со стилем отечественные коллективы взяли и язык. Это привело к появлению отличных групп, звучащих «как будто не из России». К таким можно отнести On‑The‑Go, Tesla Boy и Pompeya.

Уильям Бивэн, более известный как Burial, выпустил в 2007‑м альбом Untrue. Этот релиз стал одним из толчков для возрождения дабстепа — жанра электронной музыки с характерными басами. Особенно популярным стал Skrillex — сольный дабстеп‑проект Сонни Мура, покинувшего эмо‑группу From First to Last.

В 2007‑м Mujuice представил альбом Cool Cool Death!, обозначивший музыканта как одну из главных фигур на отечественной электронной сцене.

Рождается витч‑хаус — мрачная электронная музыка с медленным темпом и глубокими басами. Родоначальники стиля вроде Pictureplane и Salem так и остались известны в основном интересующимся, но некоторые черты жанра перекочевали в музыку более популярных коллективов, например Crystal Castles.

Конец десятилетия в поп‑музыке проходил под знаком Леди Гага и её песен Poker Face, Paparazzi и Bad Romance. Тейлор Свифт выпустила кантри‑поп‑альбом Fearless, который до сих пор считается одним из самых успешных в её карьере. Бейонсе ворвалась на танцполы со своей Single Ladies, а Рианна — с хитом Umbrella.

Одной из ключевых фигур в хип‑хопе тогда становится Канье Уэст. Например, в своей самой эмоциональной работе 808 & Heartbreak он переосмысляет и окончательно легализует для рэперов всего мира использование автотюна — эффекта, меняющего тональность голоса.

Главные альбомы

  • Radiohead — In Rainbows.
  • The xx — xx.
  • My Chemical Romance — The Black Parade.
  • Foals — Antidotes.
  • The Last Shadow Puppets — The Age of the Understatement.
  • Канье Уэст — My Beautiful Dark Twisted Fantasy.
  • Леди Гага — The Fame.
  • Crystal Castles — Crystal Castles II.
  • Placebo — Meds.
  • «Оригами» — «И ангелы ошибаются».

2011–2015 годы: русский рэп в массах и новая русская волна

Пятилетие ознаменовалось смещением массового интереса от гитарной музыки к рэпу. Утвердились принципы рэпа новой школы: отказ от канонов в создании битов, использование эдлибов (например, «йак» и «эщкере»), связь подстилей жанра с модными атрибутами и нескончаемый поток фрешменов, которые предлагают свежий взгляд на музыку.

Продолжал набирать популярность и просачиваться в массовую музыку трэп — поджанр хип‑хопа, основанный на звуках драм‑машин, глубоких басах и тарелках‑хэтах. Появились различные стили электронной музыки, основанные на нём. Также влияния жанра ощутимы в поп‑музыке Леди Гага, Бейонсе и Кэти Пэрри.

Рэп начала 2010‑х в России принято ассоциировать с Oxxxymiron: в эти годы он выпустил первый полноформатник и два микстейпа, а также участвовал в первых баттлах. Своим появлением, музыкой, сопутствующими скандалами и панчами на Versus Мирон Фёдоров перевернул игру: теперь о рэпе услышали даже те, кто вообще не увлекался музыкой.

Альтернативный взгляд на хип‑хоп‑культуру показали клауд‑рэперы: A$AP Rocky представил релиз Live. Love. ASAP, а Yung Lean — свой дебютник Unknown Memory. Также вышла пара десятков альбомов Bones. На отечественной сцене появились и начали стремительно набирать популярность Pharaoh и Boulevard Depo.

Одной из главных фигур поп‑музыки эпохи стала Адель — британская певица, чей сингл Rolling in the Deep семь недель держался на первой позиции чарта Billboard Hot 100.

У Ланы Дель Рей вышел альбом Born to Die. Одноимённый сингл, а также треки Dark Paradise и Summertime Sadness стали ключевыми песнями начала 2010‑х.

Daft Punk вернулся после долгого перерыва с альбомом Random Access Memories. После его выхода французский дуэт вновь пропал с радаров, но Get Lucky стал одним из главных треков как 2013 года, так и всего десятилетия.

Также в это время начали говорить о феномене украинского попа. Иван Дорн, «Время и стекло», Луна, Quest Pistols — песни этих артистов попадали в отечественные чарты и влияли на образ всей русскоязычной поп‑музыки. Журналисты Esquire считают, что это связано с исторической демократичностью украинских музыкальных радиостанций и медиа, а следовательно, с большим количеством исполнителей, готовых экспериментировать.

Один из главных гитарных альбомов начала 2010‑х — AM от Arctic Monkeys. Это уже не просто талантливая хулиганская инди‑музыка, а настоящий рок для стадионов — бойкий и интересный. Хитами стали треки Do I Wanna Know? и R U Mine?.

Также начало 2010‑х ознаменовалось выходом в свет героев интернета. Яркий пример — «Валентин Стрыкало». Проект начинался с напевов музыканта Юрия Каплана на веб‑камеру и публикации роликов на YouTube. Позже — полноценная группа, туры, клипы и всероссийский успех.

В независимой гитарной музыке к середине 2010‑х оформилась новая тенденция — возвращение к родному языку. Это касается многих жанров, но первыми обычно вспоминают новых адептов пост‑панка: «Буерак», Ploho, «Сруб», «Утро». Тенденция поддерживалась ещё существующим тогда медиа «Афиша‑Волна», а также пабликами «ВКонтакте»: Motherland и «Родной звук». Началась эра фестивалей местной музыки, таких как «Боль», «Ионосфера» и Moscow Music Week.

Главные альбомы

  • Mujuice — Downshifting.
  • Лана Дель Рей — Born to Die.
  • Pharaoh — Dolor.
  • Oxxxymiron — «miXXXtape II: Долгий путь домой».
  • Motorama — Calendar.
  • Иван Дорн — Co’n’dorn.
  • Pompeya — Tropical.
  • Кендрик Ламар — To Pimp a Butterfly.
  • Адель — 21.
  • Arctic Monkeys — AM.

2016–2019 годы: расцвет стриминговых сервисов и музыка во всём своём многообразии

Теперь музыку почти нельзя навязать с помощью радио и ТВ. Иногда достаточно просто загрузить трек на SoundCloud или видео на YouTube. Подобный сценарий привёл к успеху поп‑певицу Clairo и рэпера XXXTentacion.

Подобные случаи есть и в музыке России и СНГ. Удачное видео, пара упоминаний в медиа — и условный «Татарин» группы «АИГЕЛ» или «Рибки» Alyona Alyona становятся хитами.

Другой пример быстро взлетевшей звезды — Монеточка с альбомом «Раскраски для взрослых».

Забывать про артистов стали ещё быстрее. Так, например, случилось с «Валентином Стрыкало». Да и альбом от ещё недавно главного рэпера страны Oxxxymiron ждут куда меньше, чем три года назад.

Главная поп‑звезда нового поколения — Билли Айлиш. Подход к звуку, мелодичные хуки и лирика, построенная на рефлексии подростка, нашли отклик в каждой точке планеты, где вообще слушают поп‑музыку.

Ориентация на западные группы и английский язык в песнях отечественных коллективов не прошла проверку временем. Некоторые всё ещё продолжают работать в таком ключе, но популярность новой русской волны, появившаяся в середине 2010‑х, — явление более очевидное. Так, например, Tesla Boy теперь исполняет треки на родном языке, а одной из самых обсуждаемых в России и востребованных на Западе местных групп становится питерская Shortparis.

Демократичный интернет задаёт тенденции и в саунд‑продюсировании. Необязательно сидеть над релизом годами и оттачивать каждый звук. Например, дебютный альбом «Пошлой Молли» посчитали бы сырым в любое время, кроме нашего, однако это не помешало ему стать успешным.

Одним из самых популярных хип‑хоп‑проектов конца 2010‑х становится группа «Грибы».

Мы живём в интересное время, в котором существуют все жанры из прошлых десятилетий. Многие из стилей меняются, выходят из моды и возвращаются. При этом обозначать тенденции становится всё труднее: нет единого рупора, говорящего о том, что принято слушать сегодня. Интернет помогает выстрелить проектам, о которых ещё вчера никто не слышал, а значит, впереди только интереснее.

Главные альбомы

  • Drake — Views.
  • XXXTentacion — ?.
  • Кендрик Ламар — DAMN.
  • Tyler, the Creator — IGOR.
  • Билли Айлиш — When We All Fall Asleep, Where Do We Go?.
  • Монеточка — «Раскраски для взрослых».
  • Канье Уэст — The Life of Pablo.
  • The Weeknd — Beauty Behind the Madness.
  • «Пошлая Молли» — «8 способов как бросить…»
  • «Грибы» — «Дом на колёсах ч. 1».
Читайте также
🧐
Бросьте себе вызов: 7 причин подписаться на Большой челлендж Лайфхакера
Как найти музыку из видео: 14 проверенных способов
Как искать новую музыку: 40 работающих способов
Обложка: midjourney / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии
Евгений Судиловский
27.11.19 19:29
Верните мне 2007
Сергей Широков
27.11.19 19:53
Полнейшая муз деградация за счёт огромного количества непрофессиональных "музыкантов"
Andrei Tsarev
27.11.19 23:32|изменено
Поклонники классической музыки говорили точно так же. Тем не менее мы имеем то, что имеем. Не нравится не слушай. Лично я так и поступаю. И если вы не профессиональный музыкант, то рассуждения о профессионализме в музыке с вашей стороны ещё большая профанация. Если что, у меня неоконченное классическое музыкальное образование по классу скрипки. Вдруг возникнет вопрос.
Виталий Шаев
28.11.19 06:41
Ну конечно! Кто же ещё может оценить профессионализм музыкантов как не его брат профессионал. Только вот эти "... аналы" забыли для кого они музыцируют и на чьи деньги существуют.
Владимир
29.11.19 13:24
Ну так классическая (точнее, академическая) до сих пор востребована. А вот это вот даже если не хочешь, порой, вынужден слушать, так как орёт из всех щелей. И что бы понять что музыка сляпана на коленке/конвеере просто что бы денег заработать побыстрей, не обязательно быть профессиональным музыкантом.
Neil Fox
27.11.19 23:31
Чем ближе список приближается к "нашему времени", тем говнистей музыкальный ряд... Начиная где-то с 2006-го
Александр Кургинянц
28.11.19 02:54
Вам же за 30 уже?
Виталий Шаев
28.11.19 06:35
Рассуждения потребителя музыкальных консервов из коммерческого радио. Да, сейчас не благодатные 60-70е прошлого века, но хорошей музыки достаточно для ищущих. Кстати "класс" скрипки не спасает от отсутствия музыкального воспитания.
Паша Прокофьев
28.11.19 12:46
Так мы же тут про вкусы в массах, чарты, продажи и вот это всё, а не про музыку для ищущих. И да, обычно под хорошей и плохой музыкой понимают понятную и непонятную.
Виталий Шаев
28.11.19 14:08
"Вкусы в массах" - просто катастрофа. Согласен. Я вовсе не о дурном вкусе "масс", а о системном стремлении накормить эти массы теми самыми консервами, которые и дают бешеный доход тем, кто пресловутые чарты и формирует. Жизненный опыт показывает, если из офиса с "планктоном" выбросить херню, транслирующую FM канализацию и ставить разную, достойную музыку, то всякие любители Киркоровых и Бэкстрибойзов потихоньку начинают пищать от Тома Уэйтса, Лео Коэна, Sistrers of Mercy, Д.Л.Хукера... а там глядишь и до всяких Кримзонов и VDGG с Рахманиновым доберутся. )
Паша Прокофьев
28.11.19 15:03
Не, вы не поняли) это я написал эту статью, и у меня нет никаких претензий к поп-музыке. Я даже скажу, что кому-то музыка King Crimson может быть понятна, а музыка Backstreet Boys нет, и это вовсе не делает вторую плохой.
Виталий Шаев
28.11.19 17:35|изменено
Это вы не поняли.) Чья статья мне не интересно. Я ее не читал. Только по названиям групп пробежался. Моя реакция на комментарии. И у меня нет претензий к попмузыке.) Дело не в жанре а в качестве материала.Я о том, что вы (как и большинство) знаете и судите о музыке по Muse, Green Day, HIM и не слова о Dream Theater (по мне так лучшая группа за последние лет 15), Primus, Эндрю Элдрич (him без него просто бы не было). Возможно это и вкусовщина, но на мой взгляд в одном случае это МУЗЫКА, в другом бабло.
Паша Прокофьев
28.11.19 18:03
Я ещё раз скажу, статья даже не про развитие музыки, а про вкусы в массах, популярную музыку, ротации и чарты. Анализ (а точнее краткий пересказ) трендовых течений не подразумевает рассказа о вашей любимой группе Dream Theater. Которая, кстати, на мой взгляд, играет унылый прогметал со шредами, изобретательности в котором явно не больше, чем в музыке Muse, Green Day и HIM.
Виталий Шаев
28.11.19 18:52|изменено
Похоже вы кроме своих статей больше ничего читать не желаете. Включите мозг и попробуйте ещё раз прочитать мой коммент. Или не отвечайте, если это так сложно
02.12.19 12:33
Комментарий удален
Alex Ponomar
02.12.19 14:27
Это писатель? Я думал он министром в ДНР работает.
Паша Прокофьев
03.12.19 10:17
Боже, какая поехавшая чушь. Ой Шахрин повлияли со Скляром в 2010-е! Чего вообще)
Aneztio Z
14.12.19 13:27
Ну Прилепин же поехавший. Ни одна из перечисленных им "звёзд" русрока в последнем десятилетии вообще никак не повлияла на музыку, они имели вес в своё время, начиная с восьмидесятых, а сейчас они на пенсии, а дорогу - молодым
Владимир
29.11.19 13:31
Ну поп-музыка тоже бывает качественной. Например, Майкл Джексон и другие крупные звёзды (не все).
Владимир
29.11.19 13:29
Ну музыку Backstreet Boys сложно не понять. Как и поп-музыку в принципе. Потому то она и популярна. Аналогично и в спорте: футбол всем понятен, потому и популярен.
Andrei Tsarev
28.11.19 15:48
Вы, любители того что любите все время забываете магическую формулу " На вкус и цвет товарищей нет. " Нравится вам все выше перечисленное, ради бога. Только не надо говорить, что это высшая музыкальная сфера. Я например предпочитаю Trance и что теперь, все, вешаться? Что вы вечно лезите со своми предпочтениями, как свидетели Йеговы!
Виталий Шаев
28.11.19 17:44
У меня другая формула. "Если мне что то не нравится - значит я это не понимаю." ))) Но с одним условием-что бы судить надо знать. А большинство, к сожалению, довольствуется тем, что ему предлагают акулы шоу бизнеса. И я за trance. А не пробовали послушать например позднего Сильвайна или Барбиери? Такие горизонты откроются.
Владимир
29.11.19 13:25
Особенно неоконченный класс скрипки)
Andrei Tsarev
29.11.19 19:38
И что вы имеете ввиду?
Владимир
30.11.19 04:05
То, что муз. образование ничего не значит в данном вопросе.
Andrei Tsarev
30.11.19 20:26
Конечно не значит. Было упомянуто на всякий случай. В комментах о музыке, как правило, обязательно кто-нибудь упоминает. И обязательно находится кто-то, кто начинает это комментировать! Мне нравится.
Артем Горбунов
28.11.19 17:06
Спасибо за t. A. T. u, но какие же нулевые без "Зверей"?

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Reif6 минут назад

0 / 0

В свое время Googl Glass пробовали, но не взлетело, именно из-за контента, сейчас совместно с ИИ может и можно полезного придумать.
Samsung представила Galaxy XR — собственный аналог шлема Apple Vision Pro
Аватар автора комментария
NZT60058 минут назад

0 / 0

Дубайский шоколад пробовал, хоть и дорогой, но очень на любителя. Не знаю от чего такой хайп вокруг него
Ожидания против реальности: 15 фото еды, которая на картинке выглядит куда аппетитнее
Аватар автора комментария
Eugen Damm1 час назад

0 / 0

Ни один британский или американский словарь не содержит такого понятия.
Что такое shallowing — секс-тренд, который очень нравится женщинам
Аватар автора комментария
Алексей Хромов1 час назад

0 / 0

Думаю, дело в том, что его включают, когда ищут обычный «ужастик». А получают нечто вообще другого уровня
Названы самые страшные фильмы ужасов с точки зрения науки — они заставляют сердце колотиться
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях