Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Музыка
27 ноября 2019

Как менялись наши музыкальные вкусы за последние 20 лет

От ню-метала до новой русской волны — Лайфхакер собрал ключевых исполнителей и их альбомы. Читайте и включайте треки!
Фото автора Паша Прокофьев
Паша Прокофьев

Как менялись наши музыкальные вкусы за последние 20 лет

2000–2005 годы: конец эры ню‑метала, R&B‑поп и MTV

В начале 2000‑х продолжали существовать жанры из 1990‑х. В тяжёлой музыке таким стилем был ню‑метал. Самыми яркими работами в то время можно назвать альбом Iowa группы Slipknot и Untouchables от Korn. Тем не менее ню‑метал доживал последние благополучные годы: совсем скоро эти и подобные им коллективы либо подстроились под меняющиеся предпочтения слушателей, либо пропали с радаров.

Музыкальные вкусы значительно определяли радио и ТВ, особенно канал «MTV Россия». Именно благодаря ему наши слушатели так полюбили группы Linkin Park, Evanescence, HIM и The Rasmus.

В мире был популярен поп‑панк. MTV выступал проводником музыки Blink 182, Sum 41 и ранней Аврил Лавин.

«Наше радио» под руководством Михаила Козырева определяло русский рок нового десятилетия — примерно такой же, который любители жанра слушают до сих пор. Почитателей нашло творчество «Сплин», «Би‑2» и «Короля и Шута» — в начале 2000‑х эта музыка была особенна популярна у вчерашних поклонников группы «Кино» и «Наутилуса». Одна из главных звёзд эпохи — Земфира.

Серьёзные изменения происходили в поп‑музыке: распались главные бойз‑бенды 1990‑х и пришла мода на R&B и соул. На MTV звучала Cry Me a River — её исполнял Джастин Тимберлейк, только покинувший группу ‘N Sync.

Не менее успешно смешивали традиции R&B и поп‑музыки такие исполнители, как Крэйг Дэвид, Ашер и недавно начавшая творческую карьеру Рианна. В 2003 году Бейонсе Ноулз из Destiny’s Child выпустила дебютный сольник Dangerously in Love.

Второй хит альбома после Crazy In Love — Baby Boy. И тут можно проследить тенденцию: в поп‑музыке всё чаще стали встречаться черты восточной этники и реггетона — жанра, основанного на регги и популярного в Латинской Америке. Мода на этот синтез стилей сохраняется и сейчас: в жанре латиноамериканский поп пачками пишутся гимны для футбольных чемпионатов, а хиты вроде Despacito уверенно занимают верхушки чартов.

Главные отечественные поп‑звёзды того времени — скандальный дуэт t.A.T.u. На их счету набитый хитами альбом «200 по встречной», несколько популярных клипов и третье место на «Евровидении‑2003».

Хип‑хоп в 2000‑х ещё не успел стать самым прогрессивным жанром, но всё же был популярен. Главные западные рэперы для нашего слушателя — Jay‑Z и Эминем. Отечественные — Децл, «Каста», «Многоточие».

Главные альбомы

  • Slipknot — Iowa.
  • Linkin Park — Meteora.
  • System of a Down — Toxicity.
  • t.A.T.u. — «200 по встречной».
  • Muse — Origin of Symmetry.
  • Земфира — «Прости меня моя любовь».
  • Бейонсе — Dangerously In Love.
  • Джастин Тимберлейк — Justified.
  • Эминем — The Marshall Mathers LP.
  • Green Day — American Idiot.

2006–2010 годы: эмо и мода на англоязычную инди‑музыку

Время последней массовой субкультуры — эмо. Её представители находили друг друга по значкам, ска‑шашечкам на одежде, бутылке слабоалкогольного напитка в руке и, самое главное, по определённой музыке в плеере.

Эта музыка не имела ничего общего с эмо предыдущих эпох (сам термин появился ещё в 1980‑х). У жанра есть множество ответвлений, но эмо‑музыка 2000‑х строилась на мелодичных распевах, чередующихся с экстремальным вокалом, и тяжёлых гитарных риффах. Начало тенденции было положено ещё в первой половине 2000‑х такими группами, как Alexisonfire, The Used и Thursday, но полностью жанр раскрутился к 2007 году, ставшему мемом.

На MTV тогда можно было услышать менее экстремальные группы, например My Chemical Romance или Fall Out Boy.

Отечественная музыка же стала уходить в народ благодаря каналу A‑One, CD‑сборникам «Море эмоций», субкультурным концертам и первому широкополосному интернету. В плейлистах эмо-кидов играли «Оригами», Amatory, Jane Air, Stigmata, «IdeЯ Fix», Marakesh и Tenkorr.

Эпоха эмо продлилась недолго: молодым людям быстро надоели тяжёлые гитары и слезливые тексты. На смену пришло инди — такое название получила более аккуратная, благополучная и танцевальная музыка. Для этого уже была подготовлена почва: вышли первые релизы Franz Ferdinand и The Killers. Их треки и стали первыми гимнами поклонников инди.

Вместе со стилем отечественные коллективы взяли и язык. Это привело к появлению отличных групп, звучащих «как будто не из России». К таким можно отнести On‑The‑Go, Tesla Boy и Pompeya.

Уильям Бивэн, более известный как Burial, выпустил в 2007‑м альбом Untrue. Этот релиз стал одним из толчков для возрождения дабстепа — жанра электронной музыки с характерными басами. Особенно популярным стал Skrillex — сольный дабстеп‑проект Сонни Мура, покинувшего эмо‑группу From First to Last.

В 2007‑м Mujuice представил альбом Cool Cool Death!, обозначивший музыканта как одну из главных фигур на отечественной электронной сцене.

Рождается витч‑хаус — мрачная электронная музыка с медленным темпом и глубокими басами. Родоначальники стиля вроде Pictureplane и Salem так и остались известны в основном интересующимся, но некоторые черты жанра перекочевали в музыку более популярных коллективов, например Crystal Castles.

Конец десятилетия в поп‑музыке проходил под знаком Леди Гага и её песен Poker Face, Paparazzi и Bad Romance. Тейлор Свифт выпустила кантри‑поп‑альбом Fearless, который до сих пор считается одним из самых успешных в её карьере. Бейонсе ворвалась на танцполы со своей Single Ladies, а Рианна — с хитом Umbrella.

Одной из ключевых фигур в хип‑хопе тогда становится Канье Уэст. Например, в своей самой эмоциональной работе 808 & Heartbreak он переосмысляет и окончательно легализует для рэперов всего мира использование автотюна — эффекта, меняющего тональность голоса.

Главные альбомы

  • Radiohead — In Rainbows.
  • The xx — xx.
  • My Chemical Romance — The Black Parade.
  • Foals — Antidotes.
  • The Last Shadow Puppets — The Age of the Understatement.
  • Канье Уэст — My Beautiful Dark Twisted Fantasy.
  • Леди Гага — The Fame.
  • Crystal Castles — Crystal Castles II.
  • Placebo — Meds.
  • «Оригами» — «И ангелы ошибаются».

2011–2015 годы: русский рэп в массах и новая русская волна

Пятилетие ознаменовалось смещением массового интереса от гитарной музыки к рэпу. Утвердились принципы рэпа новой школы: отказ от канонов в создании битов, использование эдлибов (например, «йак» и «эщкере»), связь подстилей жанра с модными атрибутами и нескончаемый поток фрешменов, которые предлагают свежий взгляд на музыку.

Продолжал набирать популярность и просачиваться в массовую музыку трэп — поджанр хип‑хопа, основанный на звуках драм‑машин, глубоких басах и тарелках‑хэтах. Появились различные стили электронной музыки, основанные на нём. Также влияния жанра ощутимы в поп‑музыке Леди Гага, Бейонсе и Кэти Пэрри.

Рэп начала 2010‑х в России принято ассоциировать с Oxxxymiron: в эти годы он выпустил первый полноформатник и два микстейпа, а также участвовал в первых баттлах. Своим появлением, музыкой, сопутствующими скандалами и панчами на Versus Мирон Фёдоров перевернул игру: теперь о рэпе услышали даже те, кто вообще не увлекался музыкой.

Альтернативный взгляд на хип‑хоп‑культуру показали клауд‑рэперы: A$AP Rocky представил релиз Live. Love. ASAP, а Yung Lean — свой дебютник Unknown Memory. Также вышла пара десятков альбомов Bones. На отечественной сцене появились и начали стремительно набирать популярность Pharaoh и Boulevard Depo.

Одной из главных фигур поп‑музыки эпохи стала Адель — британская певица, чей сингл Rolling in the Deep семь недель держался на первой позиции чарта Billboard Hot 100.

У Ланы Дель Рей вышел альбом Born to Die. Одноимённый сингл, а также треки Dark Paradise и Summertime Sadness стали ключевыми песнями начала 2010‑х.

Daft Punk вернулся после долгого перерыва с альбомом Random Access Memories. После его выхода французский дуэт вновь пропал с радаров, но Get Lucky стал одним из главных треков как 2013 года, так и всего десятилетия.

Также в это время начали говорить о феномене украинского попа. Иван Дорн, «Время и стекло», Луна, Quest Pistols — песни этих артистов попадали в отечественные чарты и влияли на образ всей русскоязычной поп‑музыки. Журналисты Esquire считают, что это связано с исторической демократичностью украинских музыкальных радиостанций и медиа, а следовательно, с большим количеством исполнителей, готовых экспериментировать.

Один из главных гитарных альбомов начала 2010‑х — AM от Arctic Monkeys. Это уже не просто талантливая хулиганская инди‑музыка, а настоящий рок для стадионов — бойкий и интересный. Хитами стали треки Do I Wanna Know? и R U Mine?.

Также начало 2010‑х ознаменовалось выходом в свет героев интернета. Яркий пример — «Валентин Стрыкало». Проект начинался с напевов музыканта Юрия Каплана на веб‑камеру и публикации роликов на YouTube. Позже — полноценная группа, туры, клипы и всероссийский успех.

В независимой гитарной музыке к середине 2010‑х оформилась новая тенденция — возвращение к родному языку. Это касается многих жанров, но первыми обычно вспоминают новых адептов пост‑панка: «Буерак», Ploho, «Сруб», «Утро». Тенденция поддерживалась ещё существующим тогда медиа «Афиша‑Волна», а также пабликами «ВКонтакте»: Motherland и «Родной звук». Началась эра фестивалей местной музыки, таких как «Боль», «Ионосфера» и Moscow Music Week.

Главные альбомы

  • Mujuice — Downshifting.
  • Лана Дель Рей — Born to Die.
  • Pharaoh — Dolor.
  • Oxxxymiron — «miXXXtape II: Долгий путь домой».
  • Motorama — Calendar.
  • Иван Дорн — Co’n’dorn.
  • Pompeya — Tropical.
  • Кендрик Ламар — To Pimp a Butterfly.
  • Адель — 21.
  • Arctic Monkeys — AM.

2016–2019 годы: расцвет стриминговых сервисов и музыка во всём своём многообразии

Теперь музыку почти нельзя навязать с помощью радио и ТВ. Иногда достаточно просто загрузить трек на SoundCloud или видео на YouTube. Подобный сценарий привёл к успеху поп‑певицу Clairo и рэпера XXXTentacion.

Подобные случаи есть и в музыке России и СНГ. Удачное видео, пара упоминаний в медиа — и условный «Татарин» группы «АИГЕЛ» или «Рибки» Alyona Alyona становятся хитами.

Другой пример быстро взлетевшей звезды — Монеточка с альбомом «Раскраски для взрослых».

Забывать про артистов стали ещё быстрее. Так, например, случилось с «Валентином Стрыкало». Да и альбом от ещё недавно главного рэпера страны Oxxxymiron ждут куда меньше, чем три года назад.

Главная поп‑звезда нового поколения — Билли Айлиш. Подход к звуку, мелодичные хуки и лирика, построенная на рефлексии подростка, нашли отклик в каждой точке планеты, где вообще слушают поп‑музыку.

Ориентация на западные группы и английский язык в песнях отечественных коллективов не прошла проверку временем. Некоторые всё ещё продолжают работать в таком ключе, но популярность новой русской волны, появившаяся в середине 2010‑х, — явление более очевидное. Так, например, Tesla Boy теперь исполняет треки на родном языке, а одной из самых обсуждаемых в России и востребованных на Западе местных групп становится питерская Shortparis.

Демократичный интернет задаёт тенденции и в саунд‑продюсировании. Необязательно сидеть над релизом годами и оттачивать каждый звук. Например, дебютный альбом «Пошлой Молли» посчитали бы сырым в любое время, кроме нашего, однако это не помешало ему стать успешным.

Одним из самых популярных хип‑хоп‑проектов конца 2010‑х становится группа «Грибы».

Мы живём в интересное время, в котором существуют все жанры из прошлых десятилетий. Многие из стилей меняются, выходят из моды и возвращаются. При этом обозначать тенденции становится всё труднее: нет единого рупора, говорящего о том, что принято слушать сегодня. Интернет помогает выстрелить проектам, о которых ещё вчера никто не слышал, а значит, впереди только интереснее.

Главные альбомы

  • Drake — Views.
  • XXXTentacion — ?.
  • Кендрик Ламар — DAMN.
  • Tyler, the Creator — IGOR.
  • Билли Айлиш — When We All Fall Asleep, Where Do We Go?.
  • Монеточка — «Раскраски для взрослых».
  • Канье Уэст — The Life of Pablo.
  • The Weeknd — Beauty Behind the Madness.
  • «Пошлая Молли» — «8 способов как бросить…»
  • «Грибы» — «Дом на колёсах ч. 1».
Читайте также
🧐
Бросьте себе вызов: 7 причин подписаться на Большой челлендж Лайфхакера
Как найти музыку из видео: 14 проверенных способов
Как искать новую музыку: 40 работающих способов
Обложка: midjourney / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии
Евгений Судиловский
27.11.19 19:29
Верните мне 2007
Сергей Широков
27.11.19 19:53
Полнейшая муз деградация за счёт огромного количества непрофессиональных "музыкантов"
Andrei Tsarev
27.11.19 23:32|изменено
Поклонники классической музыки говорили точно так же. Тем не менее мы имеем то, что имеем. Не нравится не слушай. Лично я так и поступаю. И если вы не профессиональный музыкант, то рассуждения о профессионализме в музыке с вашей стороны ещё большая профанация. Если что, у меня неоконченное классическое музыкальное образование по классу скрипки. Вдруг возникнет вопрос.
Виталий Шаев
28.11.19 06:41
Ну конечно! Кто же ещё может оценить профессионализм музыкантов как не его брат профессионал. Только вот эти "... аналы" забыли для кого они музыцируют и на чьи деньги существуют.
Владимир
29.11.19 13:24
Ну так классическая (точнее, академическая) до сих пор востребована. А вот это вот даже если не хочешь, порой, вынужден слушать, так как орёт из всех щелей. И что бы понять что музыка сляпана на коленке/конвеере просто что бы денег заработать побыстрей, не обязательно быть профессиональным музыкантом.
Neil Fox
27.11.19 23:31
Чем ближе список приближается к "нашему времени", тем говнистей музыкальный ряд... Начиная где-то с 2006-го
Александр Кургинянц
28.11.19 02:54
Вам же за 30 уже?
Виталий Шаев
28.11.19 06:35
Рассуждения потребителя музыкальных консервов из коммерческого радио. Да, сейчас не благодатные 60-70е прошлого века, но хорошей музыки достаточно для ищущих. Кстати "класс" скрипки не спасает от отсутствия музыкального воспитания.
Паша Прокофьев
28.11.19 12:46
Так мы же тут про вкусы в массах, чарты, продажи и вот это всё, а не про музыку для ищущих. И да, обычно под хорошей и плохой музыкой понимают понятную и непонятную.
Виталий Шаев
28.11.19 14:08
"Вкусы в массах" - просто катастрофа. Согласен. Я вовсе не о дурном вкусе "масс", а о системном стремлении накормить эти массы теми самыми консервами, которые и дают бешеный доход тем, кто пресловутые чарты и формирует. Жизненный опыт показывает, если из офиса с "планктоном" выбросить херню, транслирующую FM канализацию и ставить разную, достойную музыку, то всякие любители Киркоровых и Бэкстрибойзов потихоньку начинают пищать от Тома Уэйтса, Лео Коэна, Sistrers of Mercy, Д.Л.Хукера... а там глядишь и до всяких Кримзонов и VDGG с Рахманиновым доберутся. )
Паша Прокофьев
28.11.19 15:03
Не, вы не поняли) это я написал эту статью, и у меня нет никаких претензий к поп-музыке. Я даже скажу, что кому-то музыка King Crimson может быть понятна, а музыка Backstreet Boys нет, и это вовсе не делает вторую плохой.
Виталий Шаев
28.11.19 17:35|изменено
Это вы не поняли.) Чья статья мне не интересно. Я ее не читал. Только по названиям групп пробежался. Моя реакция на комментарии. И у меня нет претензий к попмузыке.) Дело не в жанре а в качестве материала.Я о том, что вы (как и большинство) знаете и судите о музыке по Muse, Green Day, HIM и не слова о Dream Theater (по мне так лучшая группа за последние лет 15), Primus, Эндрю Элдрич (him без него просто бы не было). Возможно это и вкусовщина, но на мой взгляд в одном случае это МУЗЫКА, в другом бабло.
Паша Прокофьев
28.11.19 18:03
Я ещё раз скажу, статья даже не про развитие музыки, а про вкусы в массах, популярную музыку, ротации и чарты. Анализ (а точнее краткий пересказ) трендовых течений не подразумевает рассказа о вашей любимой группе Dream Theater. Которая, кстати, на мой взгляд, играет унылый прогметал со шредами, изобретательности в котором явно не больше, чем в музыке Muse, Green Day и HIM.
Виталий Шаев
28.11.19 18:52|изменено
Похоже вы кроме своих статей больше ничего читать не желаете. Включите мозг и попробуйте ещё раз прочитать мой коммент. Или не отвечайте, если это так сложно
02.12.19 12:33
Комментарий удален
Alex Ponomar
02.12.19 14:27
Это писатель? Я думал он министром в ДНР работает.
Паша Прокофьев
03.12.19 10:17
Боже, какая поехавшая чушь. Ой Шахрин повлияли со Скляром в 2010-е! Чего вообще)
Aneztio Z
14.12.19 13:27
Ну Прилепин же поехавший. Ни одна из перечисленных им "звёзд" русрока в последнем десятилетии вообще никак не повлияла на музыку, они имели вес в своё время, начиная с восьмидесятых, а сейчас они на пенсии, а дорогу - молодым
Владимир
29.11.19 13:31
Ну поп-музыка тоже бывает качественной. Например, Майкл Джексон и другие крупные звёзды (не все).
Владимир
29.11.19 13:29
Ну музыку Backstreet Boys сложно не понять. Как и поп-музыку в принципе. Потому то она и популярна. Аналогично и в спорте: футбол всем понятен, потому и популярен.
Andrei Tsarev
28.11.19 15:48
Вы, любители того что любите все время забываете магическую формулу " На вкус и цвет товарищей нет. " Нравится вам все выше перечисленное, ради бога. Только не надо говорить, что это высшая музыкальная сфера. Я например предпочитаю Trance и что теперь, все, вешаться? Что вы вечно лезите со своми предпочтениями, как свидетели Йеговы!
Виталий Шаев
28.11.19 17:44
У меня другая формула. "Если мне что то не нравится - значит я это не понимаю." ))) Но с одним условием-что бы судить надо знать. А большинство, к сожалению, довольствуется тем, что ему предлагают акулы шоу бизнеса. И я за trance. А не пробовали послушать например позднего Сильвайна или Барбиери? Такие горизонты откроются.
Владимир
29.11.19 13:25
Особенно неоконченный класс скрипки)
Andrei Tsarev
29.11.19 19:38
И что вы имеете ввиду?
Владимир
30.11.19 04:05
То, что муз. образование ничего не значит в данном вопросе.
Andrei Tsarev
30.11.19 20:26
Конечно не значит. Было упомянуто на всякий случай. В комментах о музыке, как правило, обязательно кто-нибудь упоминает. И обязательно находится кто-то, кто начинает это комментировать! Мне нравится.
Артем Горбунов
28.11.19 17:06
Спасибо за t. A. T. u, но какие же нулевые без "Зверей"?

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Рина10 минут назад

0 / 0

Мне очень жаль, что ваше окружение такое. Критиковать стол хозяйки - это неуважение хозяйки. Не нравится - не ешьте, делайте дома так, как вам нравится. Вот вы решили оскорбить автора, что она плохая хозяйка, а вы сами то кто? Если для вас положение сельди такой важный нюанс, так почему же вы сами не изменили порядок? Вы впервые едите сельдь под шубой? Это роскошь, которую вы никогда не ели и решили рискнуть, следуя за неизвестным рецептом незнакомого блюда?
Рецепт с историей: селёдка под шубой из запечённых овощей
Аватар автора комментария
Рина15 минут назад

0 / 0

Порядок селедки и картошки определяет регион вашего проживания. Классические рецепты многих блюд претерпевают изменения в зависимости от областей. Лично у нас в городе никто никогда не делает первую картошку. У нас это дурость.
Рецепт с историей: селёдка под шубой из запечённых овощей
Аватар автора комментария
Horugvi32 минуты назад

0 / 0

а, понятно, ты вообще не слишком сообразительный
У вас Android и вы выбираете iPhone? Вот 12 вещей, о которых стоит знать заранее
Аватар автора комментария
Julia Svit1 час назад

0 / 0

И не только причёски, но и одежду и макияж. Почти, как игра Симс 4, только интереснее ))
OpenAI представила флагманский генератор картинок GPT Image 1.5 — он похож на Nano Banana
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях