7 вещей, которые врач не имеет права делать с пациентом

Если вам нагрубили в поликлинике или требуют деньги за бесплатные услуги, не нужно это терпеть.

1. Грубить

Оскорбить, накричать и подпортить настроение может работник любой сферы. Но слышать это от доктора особенно неприятно, ведь к нему обращаешься за помощью и не ожидаешь чего-то плохого. Однако проблема распространённая: провёл опрос и выяснил, что с грубым отношением медицинского персонала лично столкнулись 32% россиян.

🍏 В телеграм-канале «Йод» рассказываем, как заботиться о здоровье, опираясь на доказательную медицину.

Если вам тоже нагрубил врач, вы имеете право обратиться к заведующему отделением и рассказать об этой ситуации. Крайняя мера — подача письменной жалобы на хамство.

Оскорбление — это нарушение не только врачебной этики, но и закона. В РФ об административных правонарушениях указано, что унижение чести и достоинства влечёт за собой штраф.

2. Отказывать в неотложной помощи

Медработники не должны отказывать тем, кому требуется экстренная помощь. Никакие отговорки не принимаются, в законе это чётко прописано.

Альберт Муртазин
Врач-организатор здравоохранения, директор по цифровым продуктам в ГЭОТАР, автор Telegram-канала «Умная медицина»

Нужно разобраться в терминологии. Помощь бывает экстренной, неотложной и плановой. Экстренная помощь необходима, когда есть угроза жизни пациента. Такой вид помощи обязаны оказать в любой клинике, бесплатно и без полиса. Отсутствие оборудования или мест не может быть причиной отказа.

Неотложную помощь (в отличие от плановой) нельзя отсрочить, это может привести к ухудшению состояния пациента, к угрозе его жизни и здоровью. Такую помощь тоже, скорее всего, окажут в той клинике, куда вас привезли в первую очередь. Главное отличие экстренной помощи от неотложной — в первом случае угроза жизни есть прямо сейчас, во втором — угроза может появиться в будущем.

Но для неотложной помощи есть исключения. Например, при инфаркте миокарда пациента повезут в одну из крупных региональных клиник для того, чтобы сделать оперативное вмешательство на артериях сердца. Если изначально пациент попал в небольшую районную клинику, там ему введут необходимые лекарства и отправят в более крупное учреждение с необходимым оборудованием. Это будет правильной тактикой.

Если вас не принимают в больнице, потому что нет оборудования или свободных мест, вы можете на ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и потребовать, чтобы вам помогли. В первом случае вам должны оказать посильную помощь и выписать направление в другую больницу, где есть это оборудование. Во втором — разместить хотя бы в коридоре, если все палаты заняты.

Но это касается только экстренных случаев. В остальном врач имеет право лечить вас. Для этого ему нужно написать заявление руководителю учреждения.

3. Осматривать при посторонних

Конечно, не все пациенты стеснительные. Кто-то не обратит внимание, если во время осмотра в кабинет зайдёт посторонний человек. А кому-то такая ситуация покажется очень неприятной.

По закону любые сведения, полученные во время обследования, врачебную тайну. Поэтому осмотр должен проходить без посторонних. А если в кабинет кто-то зашёл, вы можете напомнить о своём праве на полную конфиденциальность и попросить провести осмотр без третьих лиц. Кроме врача и медсестры, которая ему ассистирует, в кабинете могут находиться только те люди, на чьё присутствие вы дали письменное согласие.

4. Лечить или вакцинировать пациента без его согласия

Вам могут врачебный осмотр, анализы, лечение и любое другое медицинское вмешательство только после того, как проинформируют вас и получат добровольное согласие на это. А для несовершеннолетнего нужно письменное согласие родителей или законных опекунов.

То же самое касается и прививок. Врач может рассказать вам о пользе вакцинации, привести убедительные доводы и попробовать уговорить вас. Но заставить не может. ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» о том, что граждане имеют право отказаться от вакцинации.

Прививать или не прививать детей, решают их родители или законные опекуны. Но они должны понимать, что у этого решения будут последствия. При отсутствии прививок вам могут запретить въезд в некоторые страны, отказать в приёме в образовательные организации и оздоровительные учреждения, не взять на работу или отстранить от неё.

Если у вас или вашего ребёнка без спроса взяли анализы, вас заставляют делать прививку или принимать неизвестные лекарства, вы можете написать жалобу в комитет здравоохранения вашего города. Виновных накажут.

5. Требовать деньги за предусмотренные полисом ОМС услуги

Перечень услуг, которые вы можете получить по полису ОМС, указан в государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Если вы сомневаетесь, что необходимая услуга входит в перечень, уточните это у страховой компании, которая выдала вам полис. Номер компании есть на самом полисе.

Альберт Муртазин
Врач-организатор здравоохранения, директор по цифровым продуктам в ГЭОТАР, автор Telegram-канала «Умная медицина»

Клиника не может в оказании помощи, прописанной в Программе государственных гарантий. Но есть случаи, когда клиника, работающая по ОМС, может оказать те же самые услуги платно.

Пример — любые исследования. У клиники есть 14 дней для выполнения простых исследований, месяц для выполнения КТ, МРТ и ангиографии. Если вам назначили МРТ через 20 дней, а вы хотите через неделю, то придётся платить за это деньги. Есть ещё один случай, касающийся диагностики, — если вы хотите пройти обследование по собственному желанию. Например, желаете сделать УЗИ, а доктор вам этого не рекомендовал.

Ещё несколько услуг, которые можно оказывать платно: размещение в маломерных палатах, индивидуальный пост медицинского наблюдения в стационаре (у пациента будет отдельная медсестра) и применение лекарств, не входящих в жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

6. Отказывать в помощи, если у пациента полис старого образца

Чтобы получить бесплатную медицинскую помощь, нужно иметь полис ОМС в одном из трёх вариантов:

  1. Полис старого образца — бумажный бланк формата А5, на котором есть общая информация о вас, номер полиса и штрихкод.
  2. Полис нового образца — пластиковая карта со специальным чипом.
  3. Универсальная электронная карта (УЭК) — идентификационный документ, который служит заодно и полисом ОМС.

Бумажный и пластиковый полисы , а значит, с ними вам не могут отказать в помощи. А вот УЭК выдаётся только на пять лет.

Альберт Муртазин
Врач-организатор здравоохранения, директор по цифровым продуктам в ГЭОТАР, автор Telegram-канала «Умная медицина»

Для получения помощи достаточно знать номер полиса или даже название страховой компании. Важно получить полис хотя бы один раз, выбрав страховую компанию, которая работает в регионе вашего проживания. Выбрать можно на сайте ФОМС. Если вы выбираете страховую компанию сейчас, вы получите полис в виде пластиковой карты. Но при этом бумажные версии «работают» точно так же.

Не откладывайте обращение к врачу, даже если не знаете номер полиса. Можно позвонить в страховую компанию и узнать свой номер полиса по персональным данным.

Экстренную медицинскую помощь обязаны оказать в любой клинике (в том числе и частной) бесплатно, независимо от наличия полиса.

7. Отказывать в замене лечащего врача

Пациент имеет право медицинское учреждение и лечащего врача. Если у вас возник конфликт с доктором или по какой-то причине вы не хотите, чтобы он лечил вас, можно попросить главврача о замене. Для этого нужно написать заявление и указать причину.

Вот список врачей, которым вы можете потребовать замену:

  • терапевт;
  • участковый терапевт;
  • педиатр;
  • участковый педиатр;
  • врач общей практики (семейный);
  • фельдшер.

Также вы можете сменить поликлинику. Для этого нужно прикрепиться к другому учреждению: подать письменное заявление и ждать перевода. Вас обязательно должны , если только клиника не переполнена.

Однако заменить лечащего врача и поликлинику можно только раз в год, за исключением случаев, когда вы переехали жить в другое место.


*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Choco Berry
24.11.21 05:58
А в телефоне на приёме сидеть можно? Вчера столкнулась с тем, что врач сначала кинул мне предъяву, потом начал повышать голос, назвал хамкой, так ещё и стал указывать на возраст(мне 17,а сам он выглядел на лет 65-70). Началось всё с того, что я зашла в кабинет, меня попросили сесть. Осмотру своих ушей я никак не препятствовала(при том он посмотрел только одно ухо, ибо дальше уже начался скандал),тобишь врач попросил у меня только убрать волосы(что я сделала сразу же), а дальше вертел мою голову так, как ему было удобно. Всё, что я делала, это просто опустила глаза вниз, держа голову в том положении, в котором он её двигал. Потом он резко кинул мне предъяву, что я сижу в телефоне(мол: ты остановиться можешь?! В максимально грубом тоне). Когда я хотела прояснить всю ситуацию, ибо я не поняла вообще что происходит, он начал перебивать меня и перекраивать. Всё это время мама пыталась как-то сказать, что бы я прекратила эти разборки и ушла. И самое интересное, когда я попросила маму подождать(в вежливом тоне), он после этого назвал меня хамкой, а то, что я сижу в телефоне - неуважением. Тобишь то, что я в отличае от него, попросила маму повременить с просьбой - хамство, а его мало того, что предъява, так и в принципе общение и поведение типа нет или как это понимать? В итоге врач выдал, что он старше меня(в отношение к моим действиям в тот момент), и сказал выходить из кабинета.
Магдалина Ла
05.09.23 20:17
Профессиональное выгорание и отсутствие знаний и навыков работы с людьми, в т.ч.неадекватами или находящимися в тяжёлом состоянии, приводит к тому, что этим людям приходится иметь дело не с грамотным специалистом, а с серьёзно больным человеком, достаточно серьёзно, чтобы подвергать риску здоровье и даже жизнь обратившегося. Считаю, что все, кто работает с людьми - полиция, медработники, учителя и др. обязаны проходить систематическое обследование и получать помощь психолога. Без этого нельзя. А также пройти курс, обучающий навыкам работы с людьми, тем более с нестабильными или тяжёлыми. И с зп, естественно, что-то решать, нужны новые хорошие законы.
Брус Ли
28.09.23 12:28
Врач должен быть прежде всего поффесианалом своего дела!!!С пациентами сложнее🤣🤣🤣народ разный, контингент непредсказуемый!!!взаимное уважение и правила поведения, конечно же прежде всего!!! Но менталитет вРоссии это нечто😂😂😂поэтому война здесь неизбежна☠️☠️☠️к сожалению только в платных серьезных клиниках с именем и репутацией есть качество обслуживания и медицина высокого уровня!!!
Брус Ли
28.09.23 12:30
Россия
Читать все комментарии