Диана Фарахова

Эксперт по вопросам ОМС, представитель ВСС по медицинскому страхованию в Республике Башкортостан.

Бывало ли у вас так, что при посещении поликлиники вы обнаруживали в карте запись врача, у которого вы, вообще-то, и не были? Вне зависимости от ответа, думаю, будет полезно узнать: как такое возможно, где обнаружить «новые» диагнозы, установленные без вашего непосредственного участия, как с этим бороться и почему бороться необходимо.

Итак, обо всем по порядку.

Откуда берутся записи врачей, которых вы не посещали

Причин может быть несколько, объективных и не очень. Возможно, это техническая ошибка, например в вашу карту попала запись однофамильца. Бывают и сбои в программном продукте, когда запись об одном посещении попросту дублируется на несколько человек.

А ещё в каждой поликлинике есть план приёмов пациентов, который разбивается на врачей. Если у врача не набирается достаточного количества посещений, то иногда в ход идут приписки.

Где увидеть историю своих посещений врачей

На сайте территориального фонда ОМС каждого субъекта РФ создан личный кабинет застрахованного, где каждый может посмотреть, какую медицинскую помощь ему оказывали за последний год.

Для того чтобы войти в него, необходимы логин и пароль. Логином является ваш СНИЛС, а пароль выдаёт страховая компания, которая оформила полис.

Там, в вашем личном кабинете, хранятся данные о всех обращениях в медицинские организации, входящие в систему ОМС: поликлинику (в том числе стоматологическую), скорую, стационар. Единственное, что вы не найдёте там, — это визиты в коммерческие клиники, так как они не работают на едином программном продукте Минздрава субъекта РФ.

Именно там, в личном кабинете, могут обнаружиться и приписанные вам визиты в медучреждения.

Как бороться с приписками

  1. В личном кабинете, напротив каждой записи о приёме, находится активная кнопка, нажав на которую вы отказываетесь от подтверждения этого факта. Программа сама сформирует обращение в страховую компанию. По факту такого обращения эксперты страховой проведут экспертизу качества медицинской помощи, по результатам которой смогут наложить финансовые санкции на клинику и убрать несуществующий приём из системы.
  2. Если вы обнаружили дополнительную запись в карточке, следует написать заявление в страховую компанию. Любая письменная жалоба обязательна к рассмотрению и проведению экспертизы.
    Вы можете обратиться и в другие органы исполнительной власти: в Минздрав, Росздравнадзор, фонд ОМС, к главе региона, но рассмотреть вашу жалобу по существу и провести проверку имеют право только эксперты страховой компании. Поэтому ваша жалоба всё равно будет перенаправлена к ним.

Зачем это исправлять

Казалось бы, какая разница: ну есть запись, кому она мешает? Приведу несколько примеров из практики.

Жена обнаружила в медицинской карте мужа запись венеролога о приёмах и неприятный диагноз. Повезло, что в то время, когда эта запись была сделана, вся семья отдыхала в санатории.

Или другой пример: мужчину после ДТП на скорой везут в больницу в крайне тяжёлом состоянии. Он без сознания. Врачи, чтобы определить, какие препараты можно применять и нет ли на них аллергии, заходят в электронную карту пациента, а там — ничего. Потому что лечился мужчина только в платных клиниках. И врачи не узнают, что он страдает хроническими заболеваниями, является диабетиком и аллергиком.


Всё, что отражено в вашем личном кабинете, очень важно. Эта информация может спасти вашу жизнь в самом прямом смысле. Надеюсь, теперь у вас возникло желание посетить личный кабинет и привести все данные в соответствие с действительностью.

Читайте также