8 вещей в обучении, которые не стоит терпеть

Дискомфорт точно не поможет усвоить знания.

Пользовательница Twitter под ником @simmery_ написала тред, как она прекратила обучение в онлайн‑школе английского языка. Девушка призналась, что в целом была довольна заведением. Однако ей предстояло путешествие, из‑за чего она была вынуждена отменить занятие. В ответ сказали, что такое допускается только раз в месяц. И хоть фактически дело происходило уже в другом месяце, но из‑за отпуска преподавателя отчётный период сдвинули. Соответственно, неявка на урок была чревата штрафными баллами: после трёх ученика выгоняют.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Дело закончилось тем, что героине написала основательница школы и потребовала комментариев по сложившейся ситуации. На этом студентка прекратила обучение.

Тред вызвал масштабные обсуждения в Twitter. Люди среди прочего вспоминали свой негативный опыт. И у многих он был довольно долгим. Причина такого терпения часто кроется в том, что отношения «преподаватель — студент» иерархичные. Школьникам говорят, например, что учителя надо уважать по умолчанию. Хотя один другому рознь, и не все они этого заслуживают. В итоге часто человек продолжает обучение, даже если чувствует дискомфорт: педагог лучше знает. Но некоторые вещи терпеть явно не стоит. Например, эти.

1. Нарушение личных границ

Оно может выражаться по‑разному. Это могут быть крик и оскорбления, которые иногда выдают преподаватели. Хотя ни в какой вселенной или иерархии такое недопустимо. Но также это и пассивная агрессия в стиле «Какой молодец! В этом задании ни одной ошибки, не похоже на тебя!» или «Не сделал домашку? Чем же ты таким был занят, что не нашёл времени?». Это и комментарии по поводу внешности или поступков.

Когда представитель школы ультимативно требует объясниться или оправдаться, это тоже нарушение личных границ. Если ученик систематически пропускает занятия или не выполняет задания, преподаватель может отказаться работать с ним. А студент может, в свою очередь, добровольно рассказать, что помешало ему следовать учебному плану. Но заставлять человека отчитываться, как будто он обязан это делать, — не нормально.

Конечно, у каждого личные границы разные. Кто‑то обладает низкой толерантностью к попытке их проломить, поэтому моментально задумывается, а всё ли в порядке. Другие люди не сразу понимают, что что‑то не так. Но дискомфорт при этом чувствуют, просто берут вину за него на себя: «Преподаватель просто пошутил, а я не понял», «Я просто не очень умный и плохо учусь», «Ну и что, что я был в травмпункте со сломанной ногой? Руки‑то были свободны, мог бы и сделать домашку».

Дискомфорт в общении в любом случае не норма. Вина, стыд, неуверенность в своих силах мешают достигать прогресса и заставляют чувствовать тревогу. Это повод поменять преподавателя.

2. Несоответствие запросу студента

Стоит оговориться, что это правило касается только индивидуальных занятий. Любая групповая активность следует некоему общему плану, и требовать здесь персонифицированного подхода было бы неуместно. Но если вы с преподавателем один на один, то странно игнорировать ваш запрос, потому что неизвестно, приблизят ли вас уроки к цели или просто вытянут силы и деньги.

Например, при изучении иностранного языка задачи могут быть разными. Кто‑то переехал и хочет побыстрее преодолеть языковой барьер, кто‑то хочет сдать международный экзамен, кто‑то — перейти с уровня на уровень. Соответственно, что вы тренируете, то и развивается. И если человек, которому нужно заговорить на языке, практически не общается на нём в процессе занятий, а только делает тесты, это выглядит сомнительно.

Естественно, бывает так, что у ученика есть пробелы в знаниях, которые нужно закрыть, прежде чем двигаться по его запросу. Допустим, тренироваться сдавать экзамен рано, если есть проблемы с базовой грамматикой. Но в этом случае хороший преподаватель по итогам диагностики может объяснить, что и зачем они со студентом будут делать. Если же складывается впечатление, что педагог просто работает по усреднённой методичке, возможно, стоит поискать кого‑то другого.

3. Негибкость в случае форс‑мажоров

Понятно, что для прогресса нужна дисциплина. Но и ученик, и учитель не роботы. Непредвиденные обстоятельства случаются, и гибкость здесь важна. Позиция «Единственная уважительная причина не явиться на занятие — это смерть» не самая здоровая. У всех должна быть возможность иногда пропустить урок или перенести его без особенных проблем. Например, если студент уехал в отпуск, очевидно, что он какое‑то время не сможет заниматься. Хотя в целом нормально предупреждать об отсутствии за определённый срок, иначе урок всё равно придётся оплатить. Ведь преподаватель тоже планирует своё время.

Однако, если педагогу совсем безразлична дисциплина подопечного, это также может быть тревожным звоночком. В любом обучении важна регулярность. Можно заподозрить, что учитель не очень заинтересован в прогрессе, только в деньгах.

4. Мотивация кнутом

Некоторых действительно побуждают к дисциплине штрафные баллы, оскорбления и другие негативные способы воздействия. Но это нездоровая мотивация, которая приведёт к тревожности и чувству вины. Заниматься из‑под палки можно, но будет ли результат? (Спойлер: в долгосрочной перспективе — нет.) Обычно, если студент понимает, что и для чего он изучает, у него не возникает проблем с самоконтролем.

Есть ещё один момент, который может не бросаться в глаза как мотивация кнутом, но имеет к ней отношение. Речь о случаях, когда сообщество учеников школы или конкретного преподавателя преподносят как группу избранных, куда не все попадают, но откуда легко вылететь за ошибки. Флёр элитности, недоступности заставляет стараться лучше, чтобы оставаться тем самым «избранным», и нервничать из‑за того, что можешь перестать им быть. Но человеку нужен прогресс по сравнению с собой вчерашним, а вовсе не соревнование с «недостойными».

5. Предвзятое отношение

В паре «студент — преподаватель» действительно есть иерархия, которая основана на том, что один знает предмет лучше другого. И всё, превосходство на этом заканчивается. Поэтому отношения не должны выстраиваться на тезисе «Педагог всегда прав», особенно если речь идёт не о предмете, а о каких‑то других аспектах коммуникации. В спорных моментах и ученик, и учитель должны обсуждать проблему и договариваться. Если общение происходит иначе, оно не очень здоровое.

Впрочем, наоборот это тоже работает. Формула «Клиент всегда прав» здесь неприменима. Да, человек может платить деньги. Но преподаватель не может выучиться за него. Так что конструктивный диалог помогает справиться со всеми трудностями.

6. Неэффективная трата времени

Пожалуй, у многих есть история о школьном учителе, который мог пол‑урока рассказывать о своей личной жизни или других отвлечённых вещах и лишь потом возвращаться к предмету. Учеников обычно такое только радует, так как есть возможность расслабиться. Но когда платишь за занятия, в которых ты заинтересован, хочется получать от них максимум. Так что, если время урока уходит впустую, это повод сменить преподавателя.

7. Неадекватная реакция на критику

Часто интернет‑скандалы, связанные с обучением, начинаются с поста «Мне всё нравилось, но был один момент, который можно было улучшить. Я сказал об этом преподавателю, и меня начали травить и поливать грязью». Назвать такую реакцию неадекватной — ничего не сказать. Никто не идеален, и критика (если это рациональные замечания, а не поток оскорблений) является хорошим поводом обсудить ситуацию, разобраться в ней. Возможно, озвученные студентом тезисы помогут усилить учебную программу. А если нет, с человеком всегда можно пообщаться и объяснить ему, почему с его предложениями лучше не станет. Но если преподаватель или школа сразу срываются в истерику и объявляют охоту на ведьм — это повод с ними распрощаться, ведь дальше будет только хуже. Причём стоит задуматься, даже если в неприятную ситуацию попал другой студент.

8. Домогательства

С этим пунктом всё понятно без лишних слов. Домогательства, намёки, сексуальное преследование — явные поводы прекратить обучение мгновенно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Оля Ёгидэ / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Alex Ponomar
23.04.23 12:13
При правильной организации обучения учителю не надо будет спрашивать об этом ученика на уроке и тем самым вынуждать его при всем классе оправдываться.
Oksana Polozova
23.04.23 18:55
А в чем тут проблема? Достаточно того, что не сделал. Если есть желание - пояснит, нет так нет. С какой стати он должен отчитываться перед преподавателем? Тем более что тут речь всё-таки об обучении взрослых. И странновато как-то требовать отчёта или тем более как-то стыдить от взрослого человека.
Наталья Копылова
23.04.23 19:24
Как связаны личные границы и соблюдение правил?
Наталья Копылова
24.04.23 07:34
как требование соблюдать правила пересекается с нарушением личных границ?
Читать все комментарии