Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в комментариях.

Под словом «учитель» понимается не только школьный педагог. В широком смысле сюда можно отнести преподавателей, наставников, тренеров и коучей разных мастей — всех людей, которые должны сделать вас умнее, лучше, прокачать ваши таланты. Но не все учителя одинаково полезны. Некоторые из них должны вас насторожить.

1. Учитель, который врёт о своём образовании

Ворох дипломов не всегда гарантирует высокую квалификацию и большой объём знаний человека. Равно как и их отсутствие не означает обратного. Но если тренер или наставник показывает вам фейковые корочки или пытается преувеличить их значимость — это вызывает вопросы.

Например, коуч может утверждать, что прошёл сертификацию в профильной организации, скажем, в ICF (Международная федерация коучинга), а на деле просто быть её членом. Разница в том, что для членства достаточно заплатить вступительный взнос, а для сертификата необходимо подтвердить навыки и умения.

Если тренер хвастается вам стопкой подобных бумаг, не поленитесь проверить подлинность хотя бы некоторых из них.

2. Учитель, у которого нет практического опыта

Бернард Шоу в статье «О воспитании» написал: «Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других». Не всегда это высказывание справедливо, но оно точно описывает учителей, которые никогда не применяли своих знаний на практике. Такие преподаватели могут говорить в целом правильные вещи, но их невозможно использовать, потому что они устарели или рассчитаны на идеальные условия работы.

Более того, чужие расчёты могут быть неправильными, даже если речь идёт о точных науках. Например, лауреат Нобелевской премии, физик Ричард Фейнман в автобиографической книге вспоминает, как продумывал теорию, основываясь только на чужих экспериментах, из‑за чего пришёл к неправильным выводам.

Я даже не взглянул на первоначальные данные; я, как последний осёл, читал только отчёты. Если бы я действительно был хорошим физиком, то <…> тут же посмотрел, «насколько точно нам известно, что получается T?» — это было бы разумно. Тогда я бы сразу вспомнил, что я уже заметил, что доказательство было неудовлетворительным. С тех пор я не обращаю внимания ни на что из того, что утверждают «специалисты». Я всё вычисляю сам.

Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Советы, которые не испробованы на практике, могут и сработать. Но лучше впервые проверять их эффективность не на себе. Если не хотите обжечься, поищите другого наставника.

3. Учитель, который опирается только на свой опыт

Каким бы обширным ни был опыт одного человека, он очень мал для того, чтобы на его основе делать выводы, которые можно распространить на всех остальных.

Однако этим приёмом часто пользуются мотивирующие коучи и бизнес‑тренеры. Они рассказывают свою историю и обещают поделиться со слушателями секретами, чтобы те могли повторить их успех. Но не факт, что у них получится. Здесь всё имеет значение: время, место, прошлое, окружение и многие другие факторы.

Например, тренер на основе своей истории успеха говорит: «Бросайте нелюбимую работу прямо сейчас, она вас ограничивает. Не бойтесь открыть своё дело и рискнуть накоплениями. Я ушёл из офиса и зарабатываю миллионы». Если слушатель — одинокий молодой человек, за спиной которого ещё нестарые родители с хорошим заработком, он может себе позволить уволиться и потратить сбережения на рискованное предприятие. У него есть время встать на ноги, да и с голоду он не умрёт. Матери‑одиночке в этих условиях придётся труднее: от регулярности её дохода зависит благополучие детей. А человеку накануне пенсии опасно рисковать накоплениями, так как у него практически нет времени, чтобы их восполнить в случае провала. Значит, все эти люди нуждаются в других стратегиях и опыт тренера здесь не подходит.

Историю одного человека можно использовать для вдохновения — демонстрации того, что и так можно. Но она неуниверсальна. Поэтому, если учитель руководствуется только своим опытом и не учитывает обстоятельства жизни других людей, это должно насторожить.

4. Учитель, который создаёт вокруг себя секту

К признакам секты в числе прочего относится Тоталитарная секта // Большая энциклопедия: В 62 томах. — М.: Терра, 2006 :

  • Наличие выдающегося харизматичного лидера, гуру, который по умолчанию знает больше, чем кто‑либо сможет узнать.
  • Отсутствие критического мышления, подавление попыток мыслить рационально.
  • Психологическое давление.

Теперь представьте недобросовестного, но успешного коуча, который проводит дорогостоящие многоступенчатые тренинги. Он, конечно, хороший оратор и умеет повести за собой толпу. От его последователей требуют слепого обожания и отсутствия сомнений. Если кто‑то скажет, что методы не работают, ему ответят, что он просто не достиг той ступени развития, чтобы это почувствовать. В группе существует иерархия, за место в ней и доступ к гуру ведётся борьба, и за продвижение надо платить. Последователи называют себя словом, образованным от фамилии лидера, его называют «гуру», «учитель» или не менее пафосно.

Такие тренинги не просто пустая трата денег — они опасны. Чтобы человек заплатил как можно больше и не сомневался в методах работы, его личность постепенно будут ломать. Ученика начнут отгораживать от значимых для него людей, чтобы те не отследили изменения и не помешали обдирать его как липку.

Если замечаете в тренере нечто подобное, держитесь от него подальше. Конечно, вокруг хорошего педагога обычно сама собой возникает толпа восхищённых поклонников. И они также будут готовы растерзать вас за инакомыслие. Но пока вы не подпали под влияние харизматичного лидера, обычно не так сложно отличить одно от другого.

5. Учитель, который воздействует через оскорбления

Мотивация может быть разной. Одни учителя подбадривают. Другие выбирают противоположные методы. От них можно услышать нечто вроде «И это всё, на что ты способен? Слабак!» или «У тебя никогда это не получится, ты тряпка». Для некоторых такая мотивация срабатывает, но это не значит, что она хороша. Если единственный катализатор вашего развития — оскорбления, это повод обратиться к психологу.

Логичная реакция человека на попытки его унизить — уйти, а не доказывать, что другой неправ.

Учитель должен поощрять учеников, а не препятствовать им, наклеивая ярлыки. Умение показать перспективу, пути достижения успеха мотивирует не хуже. Не позволяйте никому самоутверждаться за ваш счёт.

6. Учитель, который знает «секретную методику»

Многие жизненные цели достигаются весьма прозаическими действиями. Например, если хочешь выучить иностранный язык, им надо регулярно и много заниматься. Или если мечтаешь похудеть, нужно тратить больше калорий, чем потребляешь. За такие рассказы много денег не получишь.

Люди любят искать «волшебную таблетку», и шарлатаны этим пользуются. Например, продают секретную методику массажа сухой щёткой, которая должна вас избавить от жировых отложений на бёдрах. И саму щётку, как правило, заодно тоже продают, потому что только она поможет получить результат. Спойлер: не поможет.

Исходов в такой ситуации несколько:

  1. Если секретная методика сопровождается изменением рациона и/или повышением расхода калорий, то она сработает. Но все лавры достанутся чудо‑щётке.
  2. Методика не сработает, но вас обвинят в том, что вы просто неправильно её применяли.
  3. Методика не сработает, ну и что. За вами стоит очередь таких же учеников с деньгами.

Если вам предлагают тайное знание, которое быстро и навсегда должно избавить вас от проблем, это обычно враньё.

7. Учитель, который даёт ненаучные или неподтверждённые знания

Такие педагоги встречаются везде. Тренеры и коучи учат женщин вертеть маточкой, носить юбки и собирать энергию земли. А школьные учителя на уроках показывают Привыкайте, это Россия, это хардкор видеоролики про телегонию.

Наставник, преподаватель обычно воспринимается как авторитетная фигура, которая хорошо разбирается в вопросе — иначе зачем к нему идти. Поэтому важно отследить, чтобы его слова подтверждались наукой — настоящими исследованиями, а не секретными документами — и опирались на доказательную базу. Конспирологические теории лучше игнорировать.

8. Учитель‑мотивашка

Есть наставники, которые разговаривают будто бы цитатами из социальных сетей. Они зациклены на позитивном мышлении и всячески поощряют его, постоянно говорят, что мысли материальны. Это неплохо, пока всё в меру.

Но некоторые забывают рассказать, что успех зависит не только от позитивного мышления. Можно сколько угодно представлять себя с деньгами в руках. Но, чтобы их получить, придётся серьёзно работать, в чём‑то себя ограничивать, развиваться, тратить много времени на получение новых навыков. И без удачи здесь тоже не обойтись.

Поэтому лучше избегать тренеров, которые поощряют позитивное мышление, но лишают его суровых жизненных реалий.

Роль гуру и наставников сейчас на себя примеряют все кому не лень. Поделитесь этим текстом в соцсетях, чтобы людям было проще отличить настоящего учителя от шарлатана.

Стикеры «Аутодафе»