3 сентября на российские экраны вышел фильм Джоша Буна «Новые мутанты». Изначально картину планировали выпустить ещё весной 2018 года в рамках киновселенной «Людей Икс». Но дату релиза трижды переносили, ленту дорабатывали, а потом провал «Тёмного феникса» чуть не разорил 20th Century Fox. Спасла лишь сделка с Disney.

Уже перед премьерой у всех возникли подозрения, что «Новых мутантов» ждёт фиаско. В США Disney Film Publications Refuse to Review ‘New Mutants’ Until Disney Offers Safe Screening Options отказалась организовывать пресс‑показы с учётом карантинных мер. Вероятно, чтобы не дать журналистам заранее разгромить фильм.

Увы, опасения подтвердились. Картина слишком долго была в производстве и попросту устарела. Но главное — Джошу Буну так и не удалось сделать что‑то оригинальное. Он попытался иначе взглянуть на мир мутантов, добавив в традиционную супергероику атмосферу хоррора и подростковую драму. Но каждая из этих составляющих выглядит слишком предсказуемо. А потому фильм можно охарактеризовать лишь одним словом — банальный.

Неудачный фильм ужасов

В центре сюжета представитель коренного населения Америки Дани Мунстар (Блю Хант). После того как резервацию, где жила её семья, разрушило загадочное чудовище, девушка попадает в лечебное заведение. Доктор Сесилия Рейес (Алисе Брага) объясняет Дани, что там содержатся молодые мутанты, которые ещё не научились контролировать свои силы.

Героиня знакомится с другими обитателями больницы, быстро находя общий язык с оборотнем Рейн Синклер (Мэйси Уильямс) и конфликтуя с Ульяной Распутиной (Аня Тейлор‑Джой). Кстати, в оригинале она Ильяна, но локализаторов можно лишь поблагодарить за такую замену. В США с русскими именами не церемонятся.

Вскоре детей начинают преследовать кошмары из прошлого, а заодно герои понимают, что у доктора Рейес на них свои планы.

Завязка выглядит максимально традиционно для хоррора: гибель родителей главной героини, какое‑то закрытое заведение, где в темноте прячутся монстры. Кроме того, супергеройская составляющая позволяет авторам не слишком глубоко уходить в объяснения сил персонажей: все и так знают о мутантах.

Фильм «Новые мутанты» — 2020
Кадр из фильма «Новые мутанты»

Очень быстро начинает казаться, что режиссёр просто выхватил самые шаблонные элементы из типичных фильмов ужасов и добавил их в картину в произвольном порядке. Здесь есть и атмосфера постоянной слежки (за героями наблюдают при помощи видеокамер), и жуткие сны, и страшные истории на чердаке.

Позже появятся ночное купание в бассейне, пугающие маски, под которыми ещё более устрашающие лица, монстры, выпрыгивающие из темноты, и многое другое, что поклонники хорроров видели десятки раз.

Кадр из фильма «Новые мутанты»
Кадр из фильма «Новые мутанты»

Отсылки и даже копирование классики вполне могли бы сработать, ведь недаром фильмы ужасов так популярны до сих пор. Но «Новые мутанты» пытаются пугать самыми банальными скримерами, резко переходя от медленного монтажа к очень рваному и добавляя громких звуков. Спецэффекты в картине посредственные, а зло выглядит абсолютно безликим (в буквальном смысле до определённого момента).

Ни о каком саспенсе и жуткой атмосфере речи идти не может. Зритель пару раз вздрогнет от резких переходов и неожиданного появления монстра, но не более того.

Заурядная подростковая драма

Шаблонные ходы можно было бы не заметить, если бы они остались фоном для удачной истории самих героев. Ещё со времён «Кэрри» разрушительные суперсилы нередко становились аналогом взросления и детских травм. Однако и здесь у «Новых мутантов» серьёзные проблемы. Авторы подают все идеи в лоб, заставляя персонажей проговаривать свои мысли и действия. А в центр сюжета поставили самое скучное лицо.

Кадр из фильма «Новые мутанты»
Кадр из фильма «Новые мутанты»

История той же Рейн Синклер выглядит гораздо интереснее. Хотя и её заставили рассказать о себе всё при первом появлении. Причём во время групповой терапии доктор прямым текстом спрашивает пациентов про «первый раз». Видимо, для тех, кто не понял прямую аналогию между суперсилами и половым созреванием. И Рейн сразу выдаёт мрачную историю о священнике.

Остальные же герои — буквально набор стереотипов. Сын шахтёра Сэм (Чарли Хитон) с комплексом вины, который использует силы, чтобы мучить себя. Избалованный и наглый Бобби да Коста (Генри Зага) из богатой семьи. Ульяна, которая прячет проблемы и страхи за грубостью.

Нетрудно догадаться, что подросткам предстоит преодолеть разногласия и объединиться для командной работы. Вот только в «Клубе „Завтрак“» и десятках других фильмов подобный ход раскрывали намного эмоциональнее. Кстати, Бун хотел ориентироваться именно на знаменитую картину Джона Хьюза, но студия внесла слишком много правок в сценарий.

Кадр из фильма «Новые мутанты» — 2020
Кадр из фильма «Новые мутанты»

В «Новых мутантах» будто в спешке проскакивают все серьёзные темы. Мысли о самоубийстве, первая любовь, травмы детства, опасность для себя и окружающих — обо всём говорят мимоходом, предлагая зрителям самим додумать историю. А идею победы над собственными страхами скомкали и забросили в самый финал, где её можно просто не заметить.

Из‑за этого очень трудно проникнуться симпатией хоть к кому‑то из персонажей. Хотя совсем юные (на момент съёмок) актёры действительно стараются, и смотреть на них приятно. Тем более сейчас многие из них отлично знакомы зрителю: Чарли Хитон снимается в популярнейшем сериале «Очень странные дела», а Аня Тейлор‑Джой играет у М. Найта Шьямалана и Эдгара Райта. С Мэйси Уильямс поступили ещё остроумнее: она прославилась благодаря образу Арьи Старк в «Игре престолов», и её героиню иногда называли «девочка‑волк». Роль оборотня в «Новых мутантах» кажется явной отсылкой к знаменитому проекту.

Ненужный супергеройский фильм

Больше всего переносы повредили именно комиксовой составляющей картины. Драма и ужасы не слишком меняются со временем. Но можно сказать наверняка: если бы «Новые мутанты» вышли весной 2018‑го, они бы воспринимались как оригинальный авторский эксперимент в супергеройском кино. Не слишком удачный, но имеющий право на жизнь. Теперь же этот фильм просто не нужен.

Фильм «Новые мутанты» — 2020
Кадр из фильма «Новые мутанты»

Два года назад вселенная «Людей Икс» обретала второе дыхание: вышел нуарный «Логан», все ждали продолжения невероятно популярного «Дэдпула». На малых экранах как раз стартовал второй сезон «Легиона» — дешёвого, но атмосферного сериала из того же мира.

Казалось, что «Люди Икс» уходят от банальной супергероики к разносторонним авторским проектам, чего так не хватало другим киновселенным. Фильм Буна на тот момент мог привлечь к экранам молодую аудиторию, которая любит ужасы. А сам режиссёр подумывал о целой трилогии.

После провала «Тёмного феникса» мир «Людей Икс» стал символом неудачного завершения франшизы, и поклонники ждали от «Новых мутантов» хоть какой‑то реабилитации. За прошедшие годы зрителям показали много трейлеров, постеров и бэкстейджей со съёмок. Фильм будто должен исправить неприятное послевкусие.

Но на самом деле картина просто устарела за время производства. Причём по всем параметрам. И в первую очередь расстраивает даже не простоватый видеоряд — такими спецэффектами уже никого не впечатлить. На 2018 год идея команды супергероев‑изгоев, которые учатся работать вместе, могла считаться оригинальной. Но теперь уже есть «Роковой патруль» и «Академия „Амбрелла“», раскрывающие подобные сюжеты намного интересней.

С самой киновселенной «Людей Икс» фильм связан лишь парой намёков. А потому один из финальных твистов кажется просто лишним: авторы упоминают о героях, которых никто не видел. И если «Логану», «Дэдпулу» и «Легиону» такая отстранённость только помогала, давая свободу, то «Новых мутантов» она лишает важной основы, способной сделать сюжет более целостным.


Учитывая сложную судьбу фильма и искреннюю любовь к нему создателей и актёров, к «Новым мутантам» хочется отнестись снисходительно. Но картина вышла в самое неудачное время, в только что открывшихся кинотеатрах, на пару с «Доводом» Кристофера Нолана. Два года назад её провал могли просто не заметить. А если бы фильм выпустили, например, на Amazon Prime, то к нему придирались бы меньше.

Но «Новым мутантам» просто не за чем спрятать свои проблемы и недостатки. Хаотичность сюжета, где жанры мешают друг другу, и слишком резкие переходы убивают всё удовольствие от просмотра.

Редкие фильмы, которые переносят и доснимают много лет, оказываются шедеврами или хотя бы хорошими. Конечно, есть «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Человек, который убил Дон Кихота». Но, чтобы выдержать тон и не сдаться под давлением продюсеров и студий, нужно быть Терри Гиллиамом или хотя бы Джорджем Миллером. Джош Бун не из таких творцов. Увы, остаётся только ещё раз, уже окончательно, попрощаться с франшизой «Люди Икс», закончившейся максимально бледно и бесславно.