5 причин посмотреть «Падение дома Ашеров» — хоррор-сериал по рассказам Эдгара По

Новая работа автора «Призраков дома на холме» порадует как любителей ужасов, так и поклонников «Наследников».

12 октября на стриминговом сервисе Netflix вышел мини-сериал «Падение дома Ашеров», основанный на рассказах Эдгара Аллана По. Проект придумал и снял Майк Флэнаган — один из лучших хоррор-режиссёров последнего десятилетия. Именно он поставил фильмы «Доктор Сон» и «Игра Джералда» по романам Стивена Кинга. Он же выпускал на Netflix «Призраков дома на холме», «Призраков усадьбы Блай», «Полуночную мессу» и «Клуб полуночников».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В своей новой работе Флэнаган снова обращается к любимым темам: проблемным семейным отношениям, неизбежности расплаты за грехи прошлого и ожиданию смерти. И у него опять получается мрачная драматическая история, в которой мистика и хоррор дополняют актуальные жизненные темы.

1. Это переосмысление рассказов Эдгара По

Родерик Ашер вместе с сестрой владеет огромной фармацевтической компанией «Фортунато». Каждый из его шестерых детей либо работает на отца, либо развивает свой бизнес. Но внезапно за одну неделю погибают все сыновья и дочери Родерика — будто бы в результате несчастных случаев.

После похорон Ашер приглашает к себе прокурора Огюста Дюпена, годами пытавшегося доказать связь семьи со множеством преступлений. Бизнесмен обещает признаться оппоненту во всех нарушениях закона, в том числе и в убийстве. Но он рассказывает настолько странные вещи, что в них трудно поверить.

Майк Флэнаган — мастер необычных экранизаций. Иногда он оставляет сюжет близким к оригиналу, как в «Игре Джералда». Но даже взявшись за фильм «Доктор Сон», режиссёр переписал некоторые детали и финал, чтобы связать картину с «Сиянием» Стэнли Кубрика.

В сериальном формате Флэнаган берёт классические сюжеты, но переносит действие в современность и превращает хорроры в детективные драмы. Так было с «Призраками дома на холме», основанными на одноимённой книге Шерли Джексон, и с «Призраками усадьбы Блай» по роману Генри Джеймса «Поворот винта».

С «Падением дома Ашеров» режиссёр поступил примерно так же, как и с «Клубом полуночников». Сериал назван по рассказу Эдгара По, но на самом деле каждый эпизод очень вольно пересказывает отдельное произведение этого писателя. Причём режиссёр взял самые известные работы: «Маску красной смерти», «Колодец и маятник», «Убийство на улице Морг». Не обошлось и без знаменитых стихотворений «Ворон» и «Аннабель Ли».

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

Поначалу это может показаться спойлером: знатоки творчества По будто заранее знают, что произойдёт. Однако это обман — зачастую погибают совсем не те герои, которых ожидаешь. Или, по крайней мере, это происходит иначе.

Помимо этого есть отсылки и к многим другим произведениям По. Родерик периодически цитирует его стихи, и даже имена некоторых героев намекают на связь с рассказами. Можно хотя бы обратить внимание на адвоката Ашеров, чьё прошлое взято из «Повести о приключениях Артура Гордона Пима».

Такой формат, возможно, идеален для экранизации Эдгара По. Писатель был мастером коротких рассказов, поэтому попытки превратить его произведения в полнометражные фильмы редко удавались. А здесь есть атмосфера его книг, но при этом цельный сюжет, а не антология из отдельных историй.

2. Драматическая часть напоминает знаменитых «Наследников»

В оригинальном рассказе Эдгара По «падение дома» трактовалось буквально — здание в финале действительно развалилось. Но хотя в сериале это тоже произойдёт, здесь речь скорее идёт о разрушении и уничтожении семьи. И не только физическом, но и моральном.

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

Старт основным событиям даёт заявление прокурора, что среди Ашеров есть «крот» — человек, сливающий компромат властям. После этого Родерик назначает премию за поимку шпиона. И его дети начинают охотиться друг на друга.

Учитывая, что речь идёт о сверхбогатой семье, трудно не заметить параллели с одним из самых популярных сериалов последних лет — «Наследниками» от HBO. Конечно, «Падение дома Ашеров» проигрывает предшественнику в плане проработки персонажей, но всё же Флэнаган снимает не чистую драму, а жанровое кино.

Здесь точно так же можно наблюдать за погрязшими в роскоши и разврате людьми, которые никак не могут найти своего счастья. Дети всеми силами борются за одобрение отца. Те, кто был рождён в браке, презирают «бастардов». А сам Родерик Ашер женился на женщине, которую использует для рекламы препарата его компании.

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

Сериал захватывает одну из самых популярных социальных тем США — массовую зависимость от опиоидов и прочих медикаментов. Именно на продаже таких лекарств разбогатели Ашеры, за что их и пытаются осудить.

Параллельно показывают, как некогда добрый Родерик, друживший с Дюпеном и искавший справедливости, превратился в жестокого циника. Виновата здесь не только мистика.

3. Это просто крутой хоррор

Майк Флэнаган буквально в каждом своём сериале поднимает драматические темы. Это могут быть разговоры о семье в «Призраках дома на холме», вопросы религии в «Полуночной мессе», быт смертельно больных детей в «Клубе полуночников». Но во всех этих сериалах он не забывал отлично пугать зрителей. И «Падение дома Ашеров» не исключение.

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

Хоррор работает в сериале сразу на нескольких уровнях. Самый простой из них — традиционные скримеры. И они, что удивительно, удаются почти всегда. Всё дело в сочетании с драмой: создатели настраивают зрителя на неспешный темп, заставляют его погрузиться в разговоры и эротизм. А потом выскакивает очередной монстр. Кто помнит из «Призраков дома на холме», поймёт, о чём речь.

Есть даже немного боди-хоррора. К счастью, не слишком реалистичного, поэтому от него страшно, но не мерзко. Однако нужно быть готовым к расчленёнке, обожжённым телам, а особенно — к пыткам, связанным с глазами.

Помимо этого автор просто создаёт напряжённую атмосферу ожидания неизбежного. Семью преследует злой рок в образе женщины по имени Верна (анаграмма слова Raven — «ворон»). С определённого момента если не каждый герой, то каждый зритель понимает, что Ашеры обречены.

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

Но ещё страшнее — наблюдать, насколько жестоки члены семьи по отношению друг к другу, как цинично они обращаются с родными и окружающими. Старший сын Фредерик мучает свою жену, дочь Викторина использует животных и людей как подопытных для экспериментов. Возможно, потеря человечности героями — самая жуткая часть сериала.

4. Сериал очень красиво снят

Майк Флэнаган давно уже выработал узнаваемый стиль своих сериалов. Он снова сотрудничает с оператором Майклом Фимоньяри (выступил сорежиссёром — как и в «Клубе полуночников»). Поэтому «Падение дома Ашеров» привлекает не только сюжетом, но и визуально.

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

Большая часть действия происходит в закрытых помещениях, но каждое из них индивидуально и раскрывает личность находящихся там людей. Это может быть залитый неоновым светом клуб, в котором устроили секс-вечеринку, холодный офис с огромными окнами, квартира в пентхаусе. Ашеры постоянно находятся в слишком больших домах, что контрастирует и с тесной квартирой Родерика в прошлом, и с небольшой комнатой, в которой он исповедуется прокурору.

Сериал снят неспешно, часто длинными кадрами без монтажа. Картинка подана в мрачных, даже готичных тонах — стандартно для режиссёра. Но есть и одно нововведение: поскольку каждый эпизод рассказывает об одном из героев (примерно как в «Клубе полуночников»), повествование разделили по цветовой гамме. Можно понять, кому из детей соответствует определённая палитра.

Мир Ашеров наполнен фетишизмом и развратом — как гротескная версия упомянутых «Наследников». У каждого из детей крайне нестандартные отношения с партнёрами, показанные, однако, очень эстетично — чего стоит сцена, где помощники одной из дочерей синхронно раздеваются, стоя симметрично по сторонам экрана.

5. В «Падении дома Ашеров» отличный актёрский состав

Майк Флэнаган, как и многие режиссёры, любит снимать в своих фильмах и сериалах одних и тех же актёров, но давать им совсем разные роли. В «Падении дома Ашеров» собрались практически все его любимцы, за исключением разве что Виктории Педретти.

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

Как обычно, в кадре супруга режиссёра Кейт Сигел. Ей досталась роль главы пресс-службы «Фортунато», её работа — ещё одна параллель с «Наследниками». Рахул Коли и Т’Ниа Миллер, показавшие отличный дуэт в «Призраках усадьбы Блай», теперь играют недолюбливающих друг друга родственников.

Генри Томас исполнил в «Призраках дома на холме» роль заботливого отца, теперь же он предстаёт чуть ли не самым мерзким из сыновей Родерика — маньяком, зацикленным на неверности своей жены. Из «Клуба полуночников» пришли малоизвестные, но харизматичные Сориян Сапкота и Рут Кодд.

Но всё же главная звезда этого сериала — не Брюс Гринвуд в роли Родерика и даже не прокурор, которого сыграл великолепный Карл Ламбли (необычный голос этого актёра — одна из причин смотреть сериал без дубляжа). Лучше всего здесь раскрывается одна из любимых актрис режиссёра Карла Гуджино. Она играет мистическую Верну, и у этого персонажа в каждой серии новый образ. Можно даже не объяснять, а просто посмотреть на её перевоплощения в галерее.

Флэнаган даже позволяет себе небольшую иронию: в одной из сцен персонаж выбирает, что посмотреть на Netflix. Среди прочих он пролистывает фильм «Игра Джералда», в котором снялись Брюс Гринвуд и Карла Гуджино — им же отдали главные роли в «Падении дома Ашеров».

Из «новичков» обязательно стоит отметить Марка Хэмилла. Конечно, его до сих пор помнят по роли Люка Скайуокера в «Звёздных войнах». Но здесь актёр предстаёт в образе чуть ли не самого жуткого персонажа — жестокого адвоката Артура Пима, который не гнушается любыми преступлениями ради достижения цели.

А если покажется, что герой получился слишком плоским, просто дождитесь финала. Именно этот персонаж выдаст самый искренний и эмоциональный монолог за весь сериал.

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

«Падение дома Ашеров», как и другие работы Майка Флэнагана, совмещает хоррор и драму. Это очень красивый сериал, в котором регулярно происходит что-то жуткое и пугающее. Знатоки могут искать десятки отсылок к произведениям Эдгара По. А всем остальным достаточно просто наблюдать за разрушением семьи, получившей практически неограниченные возможности, но забывшей о простой человечности.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Падение дома Ашеров»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Nancy Ferran
06.11.23 19:11
Больший ужас я нахожу в сериале "Сестра Ретчед" Райана Мёрфи. Рекомендовала бы начать с него мою подборку. Также мне нравятся сериалы "Убежище" и "Последний из нас"... Это первое, что приходит в данный момент на ум. У меня большая насмотренность, поэтому весь список огласить не в состоянии. Тем не менее, если вы знакомы с этими сериалами, мне рекомендовать и другие...
Yevgeny V
07.11.23 02:08
Кто вашу насмотренность охарактеризовал , как большую? Каково качество вашей насмотренности?))
Nancy Ferran
07.11.23 13:33
Эмм... Я сама так решила
Yevgeny V
08.11.23 01:17
Ладно, принято! (⁠◕⁠ᴗ⁠◕⁠✿⁠)
Читать все комментарии