20 августа на российские экраны выйдет сиквел знаменитого зомби‑хоррора 2016 года. Первая часть когда‑то покорила весь мир благодаря очень напряжённой клаустрофобной атмосфере. Всё действие разворачивалось в поезде: самые обычные пассажиры всеми силами пытались спастись от нашествия живых мертвецов и добраться до безопасной зоны в городе Пусан.
В продолжении от оригинала не осталось практически ничего, кроме общего мира, поведения зомби и пары основных идей. Поэтому и смотреть второй «Поезд в Пусан» нужно с совсем другим настроением и подходом.
Боевик вместо триллера
Слухи о безопасной зоне из первого фильма оказались мифом. Зомби захватили весь Корейский полуостров, а выжившие спешно эвакуировались в Гонконг и другие государства. Хотя и на кораблях регулярно выявляли заражённых, с которыми тут же разбирались солдаты.
По начальной сцене может показаться, что сиквел подхватит настроение первой части, только действие перенесётся из поезда на корабль. Тем более что фоном упоминают и про Пусан, и про первую вспышку вируса. Но всё это лишь обман, фильм быстро сменит антураж и настроение.
Спустя четыре года после событий первого «Поезда в Пусан» бывший военный Хан Джон‑сок, который осел в Гонконге, получает от преступников заманчивое предложение. Вместе с небольшой группой наёмников он должен вывезти из заражённого района грузовик, набитый долларами. В случае удачного выполнения миссии каждого участника ждёт крупное вознаграждение.
Работа кажется не слишком сложной: нужно лишь вести себя осмотрительно и остерегаться зомби. Но выясняется, что в опустевшем районе живут гораздо более опасные монстры — люди.
Уже с самого начала становится понятно, что «Полуостров» не повторяет знаменитый оригинал, а, подобно «Чужим» или второй «Судной ночи», развивает знакомый мир, масштабирует его и добавляет экшен.
Но знаменитые франшизы хоть как‑то опирались на предыдущие фильмы: сохраняли либо главных героев, либо самую узнаваемую черту истории. В случае с продолжением «Поезда в Пусан» связь с первой частью ограничивается лишь общим миром и парой фраз. Новый фильм можно смотреть, даже не зная картину 2016 года.
К сожалению, с таким подходом сиквел утратил большинство узнаваемых деталей оригинала. Сюжет фильма остаётся на уровне боевиков девяностых: герои сталкиваются с бандой мародёров, находят новых друзей и спасаются от зомби.
Атмосфера ужаса сменилась погонями, перестрелками и драками.
Это неплохо работает в качестве простого развлечения, но не слишком запоминается. Подобных сюжетов много, а качество постановки хоть и на высоте, но всё же проигрывает голливудским блокбастерам.
Крутой герой вместо испуганной толпы
Первый «Поезд в Пусан» зацепил многих зрителей живыми главными героями. Это просто люди, которые ехали по своим делам и оказались в смертельной опасности. С такими персонажами зрителю очень легко ассоциировать себя: они боятся, от страха совершают подлые поступки, а в момент слабости готовы даже сдаться. Лишь герой Ма Дон‑сока выступал в роли крутого парня, но это выглядело скорее иронично.
«Полуостров» представляет ровно противоположных персонажей. Хан Джон‑сок — крутой военный, который стреляет без промаха и лихо воюет с зомби. И даже юные девочки, которых он встречает в городе, гоняют на машинах и научились сражаться с чудовищами. Это типичные клишированные герои боевиков, которые уже неоднократно появлялись на экранах.
Ещё хуже дело обстоит с другими наёмниками. Они выглядят обычными фоновыми персонажами из слэшеров восьмидесятых, главная задача которых — погибнуть в нужный момент. Да и злодеи в виде банды бывших военных тоже словно пришли из старого кино: толпа жестоких мародёров, которые издеваются над пленниками и бесконечно борются друг с другом за власть.
О правдоподобных героях в этом фильме лучше забыть сразу. Лишь уже упомянутые девочки иногда проявляют живые эмоции, показывая, что всё ещё остаются детьми. Но эта часть сюжета выглядит слишком предсказуемо и мало раскрывает остальные характеры.
Спецэффекты вместо страха
Бюджет фильма по сравнению с первой частью возрос в два раза. Конечно, по голливудским меркам 16 миллионов долларов — это не слишком большая сумма, но в «Полуострове» отлично видно, куда пошли эти деньги.
Авторы разумно сохранили самую запоминающуюся часть оригинала — необычное поведение зомби. В первом «Поезде в Пусан» впечатляли сцены, где ходячие мертвецы превращались буквально в месиво из тел. Продолжение показывает монстров ещё масштабнее, тем более что действие теперь не ограничено парой локаций. Постапокалиптичный город проработан очень качественно.
Зомби толпами носятся по улицам, а герои уничтожают их всяческими остроумными способами. Есть даже нечто вроде гладиаторских боёв с живыми мертвецами.
Наиболее динамично поставлены погони. В них иногда забывают о физике, как во франшизе «Форсаж», но здесь спасает необычный подход. Например, параллель между автомобилем, который реально преследуют, и игрушечной машинкой.
Картина явно замахивается на успех масштабного хоррор‑боевика вроде «Обители зла». И по большей части справляется с этой задачей. Те, кому в первой части не хватило как раз масштаба и войны с зомби, точно порадуются продолжению.
Люди вместо чудовищ
Несмотря на полное отсутствие сюжетной связи, в сиквеле сохранили главную идею «Поезда в Пусан». Зомби при всей своей кровожадности кажутся наёмникам не такой уж страшной угрозой.
Главными и самыми ужасными злодеями обеих частей остаются люди.
Это роднит обе части «Поезда в Пусан» со знаменитым фильмом Дэнни Бойла «28 дней спустя» и многими другими хорошими ужасами. В первой картине выжившие легко скармливали своих товарищей монстрам, чтобы спастись самим. В «Полуострове» мародёры с презрением относятся не только к пленным, но и друг к другу.
На фоне этого идея самопожертвования в желании спасти родных, а то и помощь малознакомым людям хотя бы из‑за чувства вины выглядит важным и, увы, редким проявлением человечности.
Такую мораль трудно назвать оригинальной и уж тем более глубокой. Но напоминание, что в любой ситуации нужно оставаться человеком, никогда не будет лишним. Ведь, к сожалению, новости каждый день свидетельствуют, что люди порой могут быть страшнее любой толпы зомби.
Как это ни странно, основной недостаток фильма «Поезд в Пусан — 2: Полуостров» — наличие легендарной первой части. В оригинальном названии, кстати, отсылки к ней нет, она упоминается лишь в рекламе и самом сюжете.
Связь с фильмом 2016 года, конечно, обеспечивает большее внимание к сиквелу, но и завышает ожидания. А в реальности «Полуостров» вряд ли станет такой же легендой. Оригинальная картина поражала напряжённой обстановкой и атмосферой страха. Сиквел лишь развлекает экшеном и спецэффектами и не вызывает глубоких эмоций. При первом и наверняка единственном просмотре он порадует, но очень быстро забудется.
- 12 фильмов про вирусы, которые заставят задуматься, поверить в хорошее или просто испугаться
- 30 лучших корейских фильмов, которые стоит посмотреть
- У 2-го сезона сериала «Видеть» проблем ещё больше, чем у 1-го. Хотя фанатам понравится
- Джеймс Ганн назвал 26 сиквелов, которые лучше оригинальных фильмов
- «Zомбилэнд: Контрольный выстрел» — сиквел, который мы заслужили