Зачем смотреть «Полночь с дьяволом» — псевдодокументальный ужастик, который похвалил Стивен Кинг

6 июня в российский прокат выходит хоррор «Полночь с дьяволом» от малоизвестных братьев Кернс из Австралии. О фильме заговорили после премьеры на фестивале SXSW, когда сам Стивен Кинг
его «великолепным». После цифрового релиза картина поставила на стриминговых сервисах Shudder (платформе, которая специализируется на ужасах) и AMC+.Такой интерес может показаться неожиданным для низкобюджетного фильма от не самых популярных авторов. Но «Полночь с дьяволом» действительно заслуживает внимания. Это отличная стилизация под «
», которая вряд ли всерьёз испугает, но зато захватит внимание и подарит много положительных эмоций.О чём фильм
Когда-то телешоу «Ночные совы», которое вёл Джек Дилрой, было очень популярным, но постепенно просмотры начали падать. У самого ведущего тоже не лучшие времена: он пытается оправиться после трагической смерти жены.
У Джека есть последний шанс привлечь внимание зрителей: в 1977 году он приглашает на выпуск, приуроченный к Хеллоуину, очень необычных гостей. Сначала в студию приходит экстрасенс, потом скептик, разоблачающий магию. Но самое главное, в эфир заглядывает девочка, которая вроде бы одержима демоном.
Зрителям (нам с вами, а не студийным) показывают запись этого эфира, которую долго скрывали, чтобы не шокировать публику, а также закадровые съёмки во время рекламных пауз. И с какого-то момента это выглядит действительно жутко.
Фильм отлично передаёт стиль телепередачи
Ужасы, снятые в стиле «мокьюментари», хоронили уже несколько раз: когда-то казалось, что после «Ведьмы из Блэр», «Паранормальных явлений» и «Монстро» зрителей уже ничем не удивишь. Но жанр возрождается, словно настырный зомби, ведь появляются новые форматы. И вот уже все смотрят то «Астрал. Онлайн» в виде видеоконференции, то «Паранормальные явления. Дом призраков», снятый как стрим блогера.

Создатели «Полночи с дьяволом» идут противоположным путём: они стилизуют фильм под ретропередачу. Строго говоря, в этом Кернсы не первые, но мало кто видел очень толковый аргентинский фильм «Паранормальное. Прямой эфир» (в оригинале «История оккультизма» — рекомендуется к просмотру).
Главный плюс новинки в том, что авторы передают дух классической передачи с невероятной любовью и самоотдачей. До какого-то момента происходящее действительно почти неотличимо от реальных записей старых «вечерних шоу» из США: с забавным вторым ведущим, над которым всё время подшучивают, оркестром, неуклюжими подводками к рекламе. А ещё — с максимально ненатуральным желанием выглядеть очень естественно.

Даже если бы «Полночь с дьяволом» вообще не работала как хоррор, фильм был бы хорош как добротная попытка показать современному зрителю атмосферу и даже закулисье подобных программ. Но, к счастью, фильму есть чем удивить.
Хоррор умеренно пугает, но не скримерами
Не секрет, что с каждым годом зрители становятся всё более избалованными в плане хорроров. Скримеры во франшизе «Заклятие» всё ещё работают, но громкие звуки и выпрыгивающие призраки давно считаются дурным тоном, если хочется произвести серьёзное впечатление.

Некоторые идут путём Ари Астера, Джордана Пила и прочих режиссёров, которые превращают ужасы в психологические драмы или социальные картины. На этом поле, кстати, частично играл и прошлогодний хит «Два, три, демон, приди» — тоже из Австралии и тоже от малоизвестных братьев по фамилии Филиппу.
Но, кажется, действительно заставить поверить в происходящее могут лишь псевдодокументальные работы — для Кернсов это не первое упражнение в жанре, они раньше уже сняли малоизвестную, но толковую «Пугающую кампанию». Дело в том, что только такие работы подразумевают, что зритель хотя бы частично примет идею реализма происходящего.
Поэтому в «Полночи с дьяволом» и нужно слишком длинное и иногда комичное вступление — в какой-то момент реально возникнет ощущение, что смотришь запись старого телешоу. Тем более, что типажи актёров и персонажей подобраны идеально.
Давид Дастмалчян способен пугать просто одним своим взглядом и речью (кстати, в реальности он ведёт
, где все лежат в гробах), при этом костюм и ретро-причёска идут ему идеально. И как это контрастирует с нелепыми гостями, поначалу разыгрывающими чуть ли не буффонаду со спиритизмом и его разоблачениями — так и должно быть, посмотрите «Битву экстрасенсов».
И вот, когда зритель подумает, что кроме шуток уже ничего не будет, в кадр войдёт Ингрид Торелли — начинающая актриса, у которой (скриньте) явно большое будущее. Её образ отсылает к классике в духе «Изгоняющего дьявола». Но даже вне жутких припадков, которые, конечно, случатся, она иногда пугает просто неестественно спокойным поведением и поворотом головы.
Тогда и сыграет уже закравшееся под кожу ощущение, что на экране действительно старая плёнка.
Сочетание натуралистичной игры и жуткой противоестественности происходящего — лучшее, что есть в «Полночи с дьяволом».
Хотя будет ещё отвратительный сеанс гипноза, который должен затронуть участников, зрителей в студии и даже тех, кто смотрит это кино.
Чтобы не завышать ожидания, стоит оговориться, что фильм не пытается подать всё происходящее слишком уж серьёзно. Нет-нет, да и будут проскакивать комичные моменты, разряжающие обстановку, и слишком нарочитые повороты действия. Но всё же это не помешает пощекотать себе нервы.
Концовка фильма выглядит безумной, но отсылает к реальности
Единственное, что может смутить тех, кто ожидает от «Полуночи с дьяволом» чистокровного ужастика — неоднозначный и почти сюрреалистичный финал. Но, строго говоря, закончить такой фильм идеально практически невозможно: жесткость и неожиданность первого «Паранормального явления» не вернуть, как и 2007‑й, в котором он вышел.

Поэтому авторы просто решили выкрутить на максимум безумие происходящего. Но не просто так, а с объяснением всей предыстории (смотрите внимательно вступление) и даже какой-то моралью.
Чего уж чего совсем не ждёшь от такого фильма — так это отсылок к реальным событиям. Их не обязательно знать, но если вы хотя бы читали про знаменитый «
», вокруг которого множество теорий заговора (хотя на самом деле это место странных развлечений элиты), то картина заиграет немного по-новому.
«Полночь с дьяволом» — далеко не самый страшный хоррор в истории. Но он и не пытается таким быть. Это просто захватывающее упражнение молодых авторов в сочетании необычных жанров: хоррора и мокьюментари в стиле ретро.
Без титров фильм длится меньше полутора часов, так что просто не успевает надоесть: юмор и ужасы молниеносно проскакивают перед глазами, сопровождаясь жуткими взглядами ведущего и девочки. После финала хочется спросить: «Что это вообще было?». А потом подумать и понять, что это, возможно, кино о возмездии.
Лучшие предложения
Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%
Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%
18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах
10 вещей популярных брендов со скидками до 65%
Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%
15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress
8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%
Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы
Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников
Отпуск без стресса: как организовать путешествие, чтобы всем было в кайф
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга