Как начинающему копирайтеру создать портфолио и круто его оформить

Научиться писать сложно, а получить первую работу ещё сложнее.

Анастасия Федосеева

Копирайтер и журналист. Ведёт блог, в котором публикует рассказы и статьи.

Зачем нужно портфолио

Это визитная карточка копирайтера. Только с помощью портфолио можно показать потенциальному работодателю, на что способен автор: как он пишет, на какие темы, может ли создавать лендинги и так далее. Неслучайно при отклике на вакансию кандидатов часто просят прикладывать ссылки на избранные тексты или проекты.

Хорошее портфолио — это важное преимущество при поиске работы. Благодаря ему копирайтеру даже не всегда нужно исследовать рынок — клиенты и эйчары обращаются сами.

Как создать портфолио

Хотя копирайтеры бывают разные, большинство способов одинаково подходят всем. Так, SEO-копирайтеры оптимизируют тексты под поисковые системы, а коммерческие занимаются рекламой и соцсетями, однако и первые, и вторые пишут.

От своих коллег чуть отличаются UX-редакторы, которые отвечают за тексты для интерфейса приложений или сайтов — в этой профессии необходим специфический опыт работы с продуктом.

Разберёмся, как копирайтеру создать портфолио.

Найти обучение со стажировкой

Отличный вариант для новичков в профессии. С помощью хорошего онлайн-курса можно не только подтянуть навыки, но и получить первые кейсы в портфолио. Так, одни школы организуют для студентов стажировки после окончания обучения, а другие проводят конкурсы, например по подготовке постов в социальных сетях. Тексты победителей публикуются — вот и работа в коллекцию.

Самое сложное — найти подходящий онлайн-курс, который предполагает стажировку и пригодится при поиске работы. Для этого стоит методично покопаться в интернете.

  1. Изучить учебную программу. По ней реально понять, чему на курсе учат и возможна ли стажировка. Если сомнения останутся, имеет смысл поговорить с методистом.
  2. Почитать отзывы. С их помощью можно оценить, насколько хороши преподаватели и программа, и узнать, есть ли возможность стажировки во время учёбы или после.
  3. Посмотреть вакансии. В некоторых указываются требования к образованию, в том числе наличие дипломов разных онлайн-школ. Так можно понять, какие курсы выше ценятся в профессиональном сообществе.
  4. Посоветоваться с коллегами. Копирайтеры, скорее всего, неплохо представляют рынок и понимают, дипломы каких школ ценятся. Если среди знакомых нет работников из этой сферы, имеет смысл подписаться на профессиональные сообщества в соцсетях и поспрашивать там.

Устроиться на стажировку

Это способ не только создать портфолио, но и найти первую работу. Варианты можно искать на рекрутинговых порталах, на сайтах компаний, в Telegram-каналах и группах в социальных сетях.

Попасть на стажировку можно, даже не имея опыта и профильного образования. Главное — правильно показать свои сильные стороны.

  1. Предложить уникальные навыки. Ваш непрофильный опыт работы или образование могут стать неожиданными преимуществами. В IT-компании будут рады взять копирайтера с опытом разработчика — такого человека не надо вводить в курс дела. А UX-редактор, раньше работавший продуктовым дизайнером, точно пригодится при создании интерфейсов.
  2. Сделать кейс из прежних обязанностей. Возможно, вы писали для блога компании или вели аккаунт в соцсети на добровольных началах. Подойдут и публикации в студенческой газете — они могут стать первой строчкой в портфолио.
  3. Составить цепляющее сопроводительное письмо. Резюме новичка, скорее всего, будет выглядеть довольно скромно, поэтому важно в деталях рассказать, почему вам интересна стажировка и что вы можете предложить компании. Только не пишите биографический отчёт. Лучше ориентироваться на требования вакансии — расскажите, какие из нужных навыков у вас есть, и покажите на примерах.
  4. Приложить сертификаты. Это могут быть дипломы об онлайн-курсах, документы о знании иностранного языка или о владении какими-то программами. Важно, чтобы сертификаты были релевантными. Так, UX-копирайтеры обычно работают в графических редакторах — подтверждённое умение пользоваться ими точно станет преимуществом.

Поучаствовать в конкурсе

Их проводят разные издания, компании и государственные учреждения. Спектр тем, форматов и задач настолько широкий, что подойдёт копирайтеру любой направленности. Если победить или проявить себя, то можно получить новую строчку в портфолио. А если повезёт, то и денежный приз или приглашение на работу.

  • Следить за конкурсами можно на сайтах компаний, государственных ведомств и изданий.
  • Стоит обращать внимание на формат. Лонгрид больше подойдёт SEO-копирайтеру, пост в соцсетях — коммерческому, а текст для приложения — UX-редактору.
  • Лучше искать варианты с перспективой трудоустройства или конкурсы, которые проводят известные компании или медиа. В первом случае вы решите не только проблему портфолио, но и поиска работы. Во втором — победа или призовое место сами по себе станут весомым аргументом.

Найти первых заказчиков среди знакомых

Стоит поискать среди бывших или нынешних коллег. Так, опыт и образование юриста точно оценят в адвокатском бюро: вы можете предложить взять на себя ведение соцсетей или корпоративного блога. В случае с UX-редактурой пригодятся знакомства с дизайнерами и разработчиками: кто, если не копирайтер, должен писать текст для нового приложения?

Важно понимать, что в начале пути записи в портфолио и резюме куда ценнее небольших сумм. С первыми клиентами приходят опыт и известность. Если вы хорошо справитесь с проектами, есть шанс запустить сарафанное радио: знакомые будут обращаться к вам снова и рекомендовать вас коллегам и друзьям. А с заполненным неплохими работами портфолио уже можно решаться на большие свершения.

Предложить услуги бизнесу

Если вам близка какая-то компания и вы очень хотите поработать именно с ней, всегда можно попробовать написать конкретно в эту фирму. Обычно контакты HR-отдела есть в открытом доступе.

Достучаться до бизнеса вполне реально, если:

  • Предложить решение конкретной проблемы. У постороннего вряд ли получится выявить трудности фирмы, поэтому лучше самому придумать бизнес-задачу и показать, что вы способны её решить. Например, рассказать, как бы вы улучшили тексты компании в соцсетях, а затем написать 3–4 поста и объяснить, почему такой контент сработает.
  • Придумать новаторскую идею. Конечно, чем она нестандартнее, тем легче привлечь к своему письму внимание, но сильно креативить необязательно. Иногда достаточно предложить создать аккаунт в соцсети, если у компании его нет.

Завести профессиональный блог

Популярный аккаунт в социальной сети — это огромный плюс для портфолио и бесплатная реклама.

Для SEO-копирайтера выгоднее завести личный блог, в котором можно публиковать полноценные статьи. Для подобного подойдут «Яндекс.Дзен», Spark и Habr. Эти площадки обладают большим числом пользователей, а в Spark некоторые тексты отмечают значком «выбор редакции», что может выгодно выделить статью на фоне других. Ведение такого блога станет тренировочным полигоном для SEO-копирайтера.

Для коммерческого копирайтера полезнее создать аккаунт, например, в социальной сети «ВКонтакте». Так можно показать своё умение писать небольшие увлекательные тексты, находить новую аудиторию и раскручивать блог. Все эти навыки высоко ценятся компаниями, которые ищут подходящего человека для похожей работы.

Проанализировать существующий продукт

Чтобы писать хорошие тексты для интерфейсов, нужно уметь смотреть на приложения и сайты с точки зрения пользователя. Продемонстрировать этот навык можно, оценив какой-нибудь продукт и предложив идеи по его улучшению.

Неплохой вариант — проанализировать приложение, которым часто пользуетесь. В этом случае вы, скорее всего, сразу будете знать его основные проблемы. Распишите конкретные варианты текста для каждой кнопки и объясните, как каждое решение улучшает пользовательский опыт.

В каком виде можно оформить портфолио

Важно не только получить удачные кейсы, но и красиво их упаковать.

Файл в облачном хранилище

Данные о проектах можно загрузить в отдельный документ, открытый для просмотра по ссылке, или же коллекцию файлов на облачный диск. Например, отдельный отчёт о каждом проекте.

Для подобного подойдут Google Drive и «Яндекс.Диск».

Презентация

Красиво оформленные слайды выглядят презентабельнее сухого текста. В них можно дать ссылки на лучшие работы, описать свой вклад в коллективных проектах, объяснить принятые решения. И приправить всё симпатичной инфографикой: статистика просмотров, охватов, поведение пользователей и так далее.

Подготовить презентацию можно в PowerPoint, Keynote, Google Slides или Canva. Для создания прототипов интерфейсов UX-редактору пригодится Figma.

Сайт

Наиболее интересный, но и наиболее трудный в реализации вариант. С одной стороны, отдельный сайт — это просто красиво. Он будет выгодно смотреться на фоне однотипных текстовых документов и облачных хранилищ. С другой стороны — это способ ещё раз показать свои навыки. Например, умение верстать текст и улучшать пользовательский опыт, владение основами дизайна.

Для создания сайта или странички хорошо подойдут конструкторы Tilda и Readymag. Первый чуть сложнее в работе, зато предлагает больше инструментов. У второго много удобных шаблонов, и базовое портфолио сможет создать даже новичок.

Каким должно быть портфолио

При оформлении не стоит забывать о нескольких важных правилах.

Грамотным

Портфолио с ошибками может привлечь внимание только в самом плохом смысле. Даже случайная погрешность способна испортить крутую презентацию. Поэтому тексты стоит несколько раз вычитать. А если уверенности в себе нет, можно обратиться за помощью к профессиональному корректору.

Удобным

У вас могут быть хорошие работы, но если их трудно найти, большинство эйчаров или заказчиков не станут тратить время. Ещё хуже, если сайт не работает или доступ к облачному хранилищу закрыт.

Поэтому не забывайте проверять следующее:

  • удобна ли навигация (например, может быть перебор ссылок);
  • различимы ли скриншоты и текст;
  • корректно ли отображается портфолио на мобильных устройствах;
  • всё ли функционирует как должно.

Релевантным

Портфолио SEO-копирайтера будет серьёзно отличаться от портфолио UX-редактора. Если для первого важно показать лучшие тексты, адаптированные под поисковые запросы, и их позиции в выдаче, то для второго куда ценнее удобные интерфейсы, создающие крутой пользовательский опыт. А если человек хочет писать на правовые темы, большое количество текстов о медицине не заинтересует потенциального заказчика или работодателя.

Важно обновлять портфолио и при необходимости подстраивать его под отдельные компании. Например, первыми размещать тексты о разработке в случае отклика в IT-фирму.

А вот если вы хотите сменить направление деятельности, лучше убрать старые кейсы. Последние так или иначе будут привлекать клиентов из надоевшей сферы.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: GaudiLab / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Vasily Grachyov
27.04.23 16:48
"Чтобы писать хорошие тексты для интерфейсов, нужно уметь смотреть на приложения и сайты с точки зрения пользователя." Полностью согласен, по сути нужно ставить себя на место пользователя. Что понравилось тебе, то скорее всего и пользователю зайдет.