Людмила Сарычева

Редактор, соавтор книги «Пиши, сокращай» и издатель «Дела Модульбанка».

Чтобы собрать сердечки в соцсетях, можно пожаловаться на новый закон, опубликовать мотивирующую цитату или поставить красивую фоточку. Но так делают все. Поэтому я предлагаю другой способ — писать те же заметки, только по-новому, чтобы нарушить ожидания.

О путешествии

Посты о путешествиях в соцсетях всегда одинаковые: фотки с морем, рассказы о еде, восхищение архитектурой. В этом конкурсе не победить, потому что в комментарии придут люди, которые были в тех местах, и напишут: «Ой, мы тоже туда ездили месяц назад, обязательно позавтракайте в „Мачете“!»

Запись о путешествии будет выделяться среди остальных таких же постов в ленте, если сломать ожидания.

Предсказуемо

Третий день в Барселоне, и домой не хочется. Съели ещё не всю паэлью и выпили не всю сангрию. Уже грущу, что через неделю уезжать.

С нарушением ожиданий

Третий день в Барселоне, и домой не хочется. Съели ещё не всю паэлью и выпили не всю сангрию. Наверное, потому что паэлья на двоих стоит 20 евро, а макчикен — 3 евро. Извини, паэлья, но на тебя денег уже не хватает.

Ещё один способ — рассказывать не хорошее, а плохое или необычное. О хорошем всё равно расскажут ваши друзья, поэтому можно расслабиться и дать волю чувствам.

Если вы думаете, что Будапешт — это чудесная архитектура и недорогая вкусная еда, то вы правы. Но есть ещё кое-что: цыганский лагерь недалеко от аэропорта; бродяги спят на крыльцах домов и магазинов; тёмные улицы вечером, фонари очень бледные, свет в окнах не горит; в кафе пускают с собаками, собаки подходят к чужим столикам, кладут на них морды, тыкаются носами в гостей; высокая влажность, поэтому в декабре лучше не приезжать, двое штанов не греют. Приезжайте в Будапешт!

Ещё вариант — совместить пользу и веселье и выложить дневник расходов. И пусть в этих сведениях будет всё по-честному.

Итак, расходы на третий день поездки в Барселону:

  • завтракали дома, продукты купили накануне — 0 €;
  • по две поездки в метро на двоих — 4 €;
  • мохито на пляже — 3 €;
  • резиновый лосось — 8 €;
  • обед на двоих — 20 €;
  • пять магнитов — 15 €;
  • билеты в парк Гуэль на двоих — 15 €;
  • ужин — 25 €.

Во-первых, по списку расходов все поймут, насколько хорошо вы отдыхали. Во-вторых, всем интересно считать чужие деньги. А в-третьих — резиновый лосось. Если бы резинового лосося не было, его следовало бы придумать, чтобы читателю стало весело. А вы теперь знаете, о чём вас будут спрашивать в комментариях.

Жалоба на жизнь

Пожаловаться на жизнь можно так, чтобы от этого всем стало весело. Вроде как и поныли, а вроде и пошутили и никого не взбесили.

Жалоба

То чувство, когда понедельник, а ты уже упахался.

Шутейка

То чувство, когда ты всю неделю работаешь, ведёшь переговоры с клиентами, ругаешься с коллегами, напиваешься к выходным, а потом узнаёшь, что это всё ещё понедельник.

Здесь два секрета: интрига и детали. Первый вариант сразу выдаёт про понедельник, поэтому в нём нет интриги; а во втором сначала большое описание, а потом понедельник — это нарушает ожидания. Ещё второй пост наполнен деталями, подробно рассказывает, что значит «упахался», поэтому получается более остро.

Собрать деньги

Все истории о сборе денег на лечение похожи между собой. Они всегда действуют на жалость, и это самый верный способ получить нужную сумму. Но если такие заметки попадаются постоянно, эффект ослабевает. Надеюсь, мне никогда не придётся писать такой текст, но я бы составила его по-другому.

Поездка на море отменилась, хотя это должно было быть грандиозно. У Олеси и Павла двое детей: девочка восьми лет и мальчик шести — и они ни разу не были на море, поэтому собирались за два месяца. Купили кремов от загара, надувной круг и новые купальники. Ехать планировали на поезде и билеты взяли заранее, а дети рассказали о поездке друзьям, так они радовались.

Однажды они съездят на море. Не в этом году и не в следующем, и, может, даже не через два года, но главное — чтобы полным составом.

У Олеси лейкоз, и планировать теперь ничего невозможно. Но эта история вполне может стать историей со счастливым концом: у Олеси есть донор, её брат, и это значит, что есть хороший шанс вылечиться.

Дети сейчас почти всё время проводят у бабушки. Они расстроились из-за поездки, но когда им объяснили, что мама болеет, всё поняли. Дочка услышала разговор взрослых про деньги и отдала родителям 700 рублей, которые накопила с подарков. Родители стараются не пугать детей и поменьше говорить о болезни. Олеся держится, потому что раскисать совсем нельзя: всё-таки есть донор, это уже хорошо.

Деньги на лечение

Если готовы помочь семье Олеси, переводите любую сумму, хоть 50, хоть 100 рублей. Не надо стесняться и думать, что это слишком мало, — это тот случай, когда лучше отправить чуть-чуть, чем ничего.

Многое в лечении Олеси будет бесплатным, но после него понадобится долгое восстановление и регулярные поездки в больницу в Москве. Это всё как минимум 1,5 миллиона рублей на ближайший год. Полтора миллиона, чтобы однажды Олеся поехала на море с детьми.

Пожертвование можно переводить на карту: 1234 0987 5678 5432.

Этот текст рассчитан вызвать эмоции, как и все подобные заметки. Но он выигрывает тремя вещами:

  • Нет долгого описания болезни. Часто в таких историях есть подробная информация о том, как человек заболел, чем именно, почему это дорого лечить. Но читатель не понимает всех этих диагнозов, поэтому простого обозначения недуга вполне достаточно.
  • Смещён акцент с болезни и нужды в деньгах на будущее семьи, поэтому текст выглядит немного более оптимистично. Когда читателям подробно рассказывают о болезни и сложном лечении, их втягивают в очень грустную историю. А здесь лечение как будто не самоцель, а всего лишь необходимость, чтобы потом Олеся с детьми поехала на море. Участвовать в таком немного приятнее.
  • Блок с предложением пожертвовать отделён от всей истории, а это выглядит честнее по отношению к читателю, чем в случае, когда призыв о помощи как бы подмешан в рассказ. Благодаря подзаголовку мы даём сигнал, что сейчас будем говорить о деньгах, и у аудитории есть выбор, читать это или нет.

Разумеется, если все объявления о пожертвованиях станут такими, то и они перестанут работать. Поэтому секрет в том, чтобы искать новые ходы, пробовать разную структуру, выстраивать драматургию. И если это повысит шансы собрать нужную сумму, оно стоит усилий.