Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Книги
26 ноября 2015

Хотите быть умными и креативными? Тренируйте мозг!

Перед вами отрывки из книги издательства «Попурри» о природных особенностях главного органа человека — его мозга! Ведь наш мозг — это и есть мы. И чем лучше мы его изучим, тем полнее и интереснее будет жизнь. В книге «Прокачай свой мозг!» собраны ментальные упражнения для развития как логического, так и латерального мышления. В конце статьи вас ждёт одна из загадок, приведённых в книге, которая расшевелит ваше серое вещество.
Фото автора Настя Радужная
Настя Радужная

Автор Лайфхакера

Развитие мышления

Роберт Грисбек (Robert Griesbeck)

Автор книг и издатель. На протяжении 30 лет пишет детские книги, романы и специальную литературу. Любимое занятие — решение головоломок. Книга «Прокачай свой мозг!» написана им в соавторстве с Максимилианом Тайхером (Maximilian Teicher).

Учёба — это движение

Обучение представляет собой намного более многоплановый процесс, чем мы зачастую предполагаем. Оно происходит не только в голове. В нём принимает участие весь организм. Нейрофизиолог и педагог Карла Ханнафорд посвятила теме обучения 20 лет своей работы. В своей книге «Движение — путь к знаниям» (Bewegung — das Tor zum Lernen) она рассуждает о системе духа и тела и демонстрирует, какую важную роль движение играет в процессе учёбы.

Без движения обучение оказывается неполноценным и неэффективным. Мы приобретаем знания, взаимодействуя всем телом с окружающей средой, воспринимая сенсорные раздражители всеми пятью органами чувств и органом равновесия. Наша вестибулярная система следит за тем, чтобы мы не падали при ходьбе и ориентировались в пространстве. Кроме того, она постоянно участвует в получении и обработке информации, а все движения, которые мы осознанно или бессознательно при этом совершаем, оказывают влияние на процесс учёбы.

Движение необходимо для оптимального обучения. Грудной ребенок учится координировать свои движения, осваивая сначала ползание, а потом ходьбу. При этом постоянно стимулируются и развиваются центральные области мозга. Если их не активизировать, развитие мозга будет ограниченным. Мы лучше всего познаем окружающую среду, используя всё тело и все органы чувств. Именно поэтому дети очень часто реагируют на наши слова и рассказы различными движениями. Движения являются неотъемлемой частью процесса получения и обработки информации.

Помимо движений, важную роль играют прикосновения. Уже доказано, что, если грудные дети лишаются телесных контактов, у них замедляется или вообще останавливается психическое развитие, они даже могут умереть. В более позднем детском возрасте прикосновения и телесные контакты тоже играют очень важную роль. Дети познают мир, ощупывая, обнюхивая и пробуя его на вкус.

Процесс обучения взрослых тоже становится заметно более эффективным, если они принимают в нём активное участие и имитируют поступки наставника. Чтобы мозг мог обработать информацию, мы должны двигаться. Во время чтения наши глаза совершают непрерывные движения. Прислушиваясь, мы поворачиваем голову в направлении источника звука. Во время письма совершаем движения не только руками, но и головой, особенно если при этом о чём­-то усиленно думаем. Но если тело постоянно движется, воспринимая информацию, то можно использовать различные движения и жесты для того, чтобы извлечь её из памяти.

Вспомогательные средства для людей с различными типами усвоения информации

Способность к обучению у человека визуального типа повышается, если он соответствующим образом оформит своё рабочее место, кабинет или письменный стол. Он страдает от яркого света, бликов на отражающих поверхностях, резких цветовых контрастов и беспорядка. Позаботьтесь о том, чтобы в поле вашего зрения доминировали спокойные гармоничные цвета. Поставьте письменный стол так, чтобы вам открывался вид из окна. Отмечайте в записях важные имена и даты, сопровождая их небольшими рисунками или символами. Для вас важно, чтобы любая информация вызывала зрительный образ.

Человека аудиального типа легко вывести из себя звуками, которые ему не нравятся. Громкая музыка, дорожный шум, разговоры за спиной заставляют его нервничать, лишают концентрации и портят настроение. Если вы работаете в помещении с другими сотрудниками, можете воспользоваться миниатюрными наушниками. Их можно подключить к плееру и слушать Моцарта или просто использовать как беруши. Это поможет вам работать более сосредоточенно и эффективно. Если вы хотите усвоить какой-то материал, прочитайте его вслух и запишите на диктофон, а затем воспроизведите. Аудиокниги будто специально изобретены для таких людей.

Коммуникативный тип не может находиться в одиночестве. Чтобы что-то понять и проверить правильность своих мыслей, ему нужен собеседник. Он познает вещи и их взаимосвязи в диалоге. Вы словно специально созданы для того, чтобы работать в большом помещении вместе с другими людьми. Вы любите обсуждения и командный стиль работы. Это вполне отвечает велениям сегодняшнего дня, так как в наши дни всеми приветствуется работа в команде.

Человек моторного типа способен на многое, но долго находиться в неподвижном состоянии не может. Обеспечьте своё рабочее место набором различной мебели для сидения: от вращающегося офисного кресла до большого надувного мяча. Хорошо также иметь стул, на котором при случае можно работать, стоя на коленях. Чтобы что-то понять и усвоить, вам нужно обязательно попробовать сделать это самому. Информация усваивается вами лучше всего в ходе практической работы. Вы верите только в то, что можно пощупать руками. Для лучшего запоминания лучше сопровождать информацию соответствующими движениями, которые желательно повторить несколько раз.

Фитнес-центр для нейронов

Упражнения на концентрацию должны быть достаточно сложными, чтобы не давать вам скучать и блокировать посторонние мысли.

  1. Маршируя на месте, высоко поднимайте колени, попеременно касаясь ими локтей разноименных согнутых рук. Движения должны выполняться медленно и плавно. Данное упражнение активизирует мозг и стимулирует его лобные доли.
  2. Встаньте прямо и слегка согните ноги в коленях. Наклоните голову влево и приложите ухо к плечу, причём так плотно, чтобы между ними можно было удержать лист бумаги. Вытяните вперед правую руку и опишите пальцем большую восьмёрку, лежащую на боку (знак бесконечности), внимательно следя глазами за рукой. Затем поменяйте положение: наклоните голову вправо и рисуйте восьмерку левой рукой. Повторите по 3–4 раза в каждую сторону. Упражнение не только улучшает подвижность шеи, но и повышает концентрацию.
  3. Удобно сядьте на устойчивый стул (стул на колесиках не подойдёт). Скрестите вытянутые ноги и медленно наклоните туловище вперёд. Руки при этом свободно свисают по бокам. Сопровождайте наклон медленным выдохом. Глубина наклона должна быть такой, чтобы не вызывать у вас дискомфорт. Делая вдох, вернитесь в исходное положение. Поменяйте положение ног и повторите упражнение еще раз. Оно снимает напряжение в области таза, улучшает координацию и чувство равновесия.
  4. Для этого упражнения вам понадобится большой лист бумаги и два карандаша. Возьмите в каждую руку по карандашу и, начиная с центра листа, начинайте рисовать восьмёрки, не отрывая карандаш от бумаги. Сначала нарисуйте три восьмёрки правой рукой, затем три левой, а под конец по три восьмёрки обеими руками одновременно. Взгляд при этом должен быть сосредоточен на кончике одного из карандашей. Теперь нарисуйте восьмёрку левой рукой, но в обратном направлении, то есть не так, как вы делали это раньше. Повторите то же самое правой рукой также в обратном направлении. Наконец, нарисуйте восьмёрки в обратном направлении обеими руками одновременно. Поочередно меняя направление движений карандаша, повторите упражнение несколько раз. Оно улучшает взаимодействие между полушариями мозга.
  5. Возьмите большой лист бумаги и по карандашу в каждую руку. Начинайте рисовать обеими руками зеркальные фигуры. Сначала они должны быть простыми (например, квадраты и треугольники). Если возникают трудности, можете в ходе рисования вслух подсказывать себе направление движения карандаша (вверх или вниз), чтобы координировать действия рук. Теперь начинайте рисовать спирали и круги. Почувствовав некоторую уверенность, попробуйте написать двумя руками одновременно своё имя: правой рукой — как обычно, а левой — в зеркальном отражении. Это упражнение улучшает зрительно-моторную координацию.

Задачка

В 1920‑е годы в Америке была очень популярна одна задача. Она настолько завоевала умы, что вместо приветствия люди зачастую спрашивали друг друга: «Так сколько же лет Анне?». Условие задачи звучит так.

Мэри 24 года. Сейчас ей вдвое больше лет, чем было Анне, когда Мэри было столько же лет, сколько Анне сейчас. Сколько сейчас лет Анне?

Решили? Пишите свои ответы в комментариях!

купить на литресе
Купить на amazon
Обложка: Фото Евгения Петкевича
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Комментарии
Vladimir Shurygin
26.11.15 13:38
12
Артём Романович
26.11.15 13:41
48
Евгений Кифяк
26.11.15 13:55
24
Eduard Samitov
26.11.15 13:56
12
Giper Giper
26.11.15 13:56
12
Николай Хан
26.11.15 14:08
18
Александр Васько
26.11.15 14:15
но почему?
Radmir Yarullin
26.11.15 14:19
здесь создается система неравенств. 24-х=12-у х (лет Мэри в прошлом)=у (лет Анне сейчас) Отсюда и ответ: 18
Александр Васько
26.11.15 14:58
а ничего, что здесь уравнение с двумя неизвестными?
Radmir Yarullin
26.11.15 18:37
На то здесь и два неравенства. ?
Kabir Kuznetsov
01.12.15 18:39
Только система не неравенств, а наоборот, "равенств", то есть уравнений.
Николай Хан
27.11.15 11:57
Сорри, только увидел вопрос. Радмир все верно рассказал)
Michael Shevchenko
26.11.15 14:23
36 :D
Denis Chuprik
26.11.15 14:34
Ответ 18. Ps Для тех, кто считает, что Анне больше 24: фраза "когда Мэри было столько же лет, сколько Анне сейчас" - означает то, что Мэри старше)))
Anton Bezdenezhnyh
26.11.15 14:58
24-x = 12+x 12=2x x = 6 12+6 = 18 лет
Irina Tschirkova
26.11.15 22:17
х - в прошлом лет Анне и Мэри, у - сейчас Анне лет. 2х = 24, у=х, заменяем х на у, получаем 12 лет :)
Ирина Кашперко
26.11.15 17:05
12
Irina Tschirkova
26.11.15 22:15
х - в прошлом лет Анне и Мэри, у - сейчас Анне лет. 2х = 24, у=х, заменяем х на у, получаем 12 лет :)
Padureac Cristian
27.11.15 00:47
18----: Анне сейчас - х лет. => Марии тогда было х лет. Анне тогда было 24/2=12 лет. С тех времен прошли "y" лет. x+y=24 (для Марии)=>y=24-x 12+y=x (для Анны)=>12+(24-x)=x=>36=2*x=>x=18. Значит Анне 18 лет Ⓜ
Valentina Semyonova
27.11.15 07:28
Если Мэри вдвое больше, то значит Анне 12. Тут просто на 2 разделить же? Или нет?
Ермек Нурбаев
27.11.15 10:33
Если без алгебры: с тех пор как Анне было 12 (24/2) прошло столько же лет, сколько прошло с тех пор как Мэри было столько же как сейчас Анне, т.е. (24-12)/2=6 лет. Т.е. Анне сейчас 12+6=18 лет, и для проверки Мэри сейчас 18+6=24.
Виталий Сыресин
27.11.15 22:14
Все верно - 18 лет 24/2=12 Анна--------Мэри 12 лет------?лет (столько же сколько Анне сейчас) ... прошло Х лет ... ?лет--------24года Получаем уравнения 12+Х=? ?+Х=24 12+Х+Х=24 Х=6 ?=18 - лет сейчас Анне
Anton Dyakov
30.11.15 18:23
Все просто. Х - Возраст Анны сейчас и Мери тогда ; Y- разница в возрасте между Мери и Анной Мери сейчас 24 года ; тогда Анне было 12 лет Составляем систему уравнений: 24 = Х+Y 12=X-Y Складываем и получаем 36=2X ; отсюда Х=18.
Макс Зотов
01.12.15 01:26
18 лет. изи катка
Денис Игоревич
01.12.15 11:44
когда Мэри было столько же лет, сколько Анне СЕЙЧАС. Сколько сейчас лет Анне? Вас это слово СЕЙЧАС не смущает? как 18 выходит то??
Denis Maksimenko
03.12.15 18:45
Предположим: Анне было 12, когда Мэри 18. (разница 6 лет) 18+6=24(Сейчас Мэри); 12+6 = 18 (Сейчас Анне) Если бы Мэри было бы 17, то разница была бы 5 лет. Это дало бы 12+5=17(лет Анне) и 17+5=22 (лет Мэри сейчас) Но так как ей сейчас 24, ответ - 18 лет Анне сейчас. Можно решать без математики, а простым перебором...
vik ryaz
27.11.16 21:48
условия задачи:возраст Анны на сегодня обозначим через"Х",количество лет,когда Мэрри было столько же лет как Анне сейчас обозначим через"у". "У" лет назад Анне было 24/2=12 лет.Сейчас Мэрри-24="х"+"у", Анне-"Х"=12+"у" Решение: 24=12+у+у 24-12="у" в квадрате 12=у2 6=у Ответ: АННЕ "х"=12+6 х=18 лет проверка :Мэрри 24= 18+6
Кирилл Карпов
18.03.19 17:18
18 в общем

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Виктор Подволоцкий3 минуты назад

0 / 0

Кристофер Робин очень понравился.
10 фильмов, напоминающих взрослым, что можно оставаться детьми
Аватар автора комментария
Василий Виноградов16 минут назад

0 / 0

Как бы они ни резали слух, но этих местоимений действительно не хватает. Вот в Английском они есть и в иных языках. Иногда при составлении правовых актов не хватает, и приходится увеличивать объём текста значительно ради устранения двусмысленности. Автор и владелец языка - народ. И, если уж население использует эти слова, причём это не связано с какими-то неприличными вещами, то следует принять такие слова на вооружение, ведь язык живёт и меняется всю историю своего существования. Странно, что многие другие слова, гораздо позднее появившиеся, уже признаны нормой, а эти всё в подполье.
30 ошибок в письменной и устной речи, за которые должно быть стыдно
Аватар автора комментария
Katerina Vasilyeva1 час назад

0 / 0

Для этого нужен интернет, не?
Российские банки начали создавать новую платёжную систему, работающую без пластиковых карт
Аватар автора комментария
Анастасия Наумцева1 час назад

0 / 0

Захотелось посмотреть что-то такое доброе
10 фильмов, напоминающих взрослым, что можно оставаться детьми
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях