«Баня встаёт на путь, который прошли йога и ресторанный бизнес»: интервью с банным просветителем Анной Артемьевой

Что такое ауфгусс и темаскаль, как устроена настоящая финская сауна и какие правила стоит запомнить новичкам.

6 лет назад Анна Артемьева завела блог, чтобы рассказывать петербуржцам о банях. И в итоге это вылилось в большой проект. Сейчас она составляет тематические турпрограммы с остановками в грузинских термах и финских саунах и ездит в культурологические экспедиции, чтобы послушать мистические рассказы про нечисть. А ещё даёт консультации по строительству и продвижению бань.

Мы узнали у Анны, как устроена её работа, и попросили дать рекомендации для новичков.

Анна Артемьева

Банная просветительница. Ведёт Nude Blog.

О банном просвещении

— Как вы стали банной просветительницей?

— Я столкнулась с тем, что мои сверстники ничего не знают об этом пласте культуры. У меня была светская работа в архитектурной среде. В этом обществе посещение общественных бань вызывало шок и смех. У людей в голове был миф, что это мерзко и грязно. Некоторые — цитирую — говорили: «Что там сидеть‑то? Рассматривать чужие соски?»

Мне захотелось развеять эти мифы, поделиться своими знаниями, и я завела блог на эту тему.

Потом основательница студии йоги, в которой я преподавала, предложила: «Собери всех в баню». А после мероприятия мне вдруг начали писать люди с просьбой сводить их в «общак» (общественную баню. — Прим. ред.).

Я поняла, что это важно и нужно, и стала ещё больше углубляться в тему. Съездила на международный банный конгресс в Финляндию…

— Что происходит на таких банных конгрессах?

— Во первых, обмен опытом. Люди из разных стран рассказывают о том, как они, например, продвигали или строили баню.

Во вторых, согласование понятий — чтобы все термины, которые мы используем в обсуждении, имели одно значение и всеми воспринимались одинаково.

Сейчас, например, есть путаница с финской сауной. Мы в России привыкли думать, что это помещение с электрической печью Harvia, как в спортивных клубах. И из‑за этого у термина появилась негативная коннотация. Но на самом деле финская сауна похожа на обычную русскую баню.

В третьих, на конгрессах эксперты рассказывают про новые технологии и исследования. Так, на одной из конференций Николай Петров, участник из России, презентовал мобильную баню, которую можно поставить у себя дома. А другой рассуждал про то, как ритм ударов веником влияет на физическое и ментальное состояние.

И, наконец, такие конгрессы круты своей практикой. Мне кажется, она полезнее всяких разговоров. Каждый вечер удаётся побывать на банных сессиях у разных мастеров.

Ауфгусс‑мастер. Фото предоставлено Анной Артемьевой

Например, на конференции в Литве парень из Чехии показал нам дикую мощь ауфгусса — это такая процедура, когда банщик разгоняет пар по помещению с помощью полотенец. Настоящее шоу. А девушка из Эстонии провела полумистический банный ритуал под бубен.

— На сайте Nude blog написано, что ты предлагаешь услуги банного туризма. Расскажи про это. Как ты составляешь маршруты, куда ездишь?

— Время и направление зависят от моего желания и графика — помимо блога, у меня есть другая работа. Когда я думаю о маршрутах, то просто представляю, какой опыт мне хотелось бы пережить с людьми. Было бы интересно съездить в Абхазию, на финские острова, возможно, в Архангельск.

Мы уже были в Грузии, Финляндии. Много катались по России. В Северной Осетии, например, дошли до ледника Колка у подножия Казбека — 7 часов пешком. Зато в конце маршрута нас ждали горячие радоновые ванны.

Банный тур в Северной Осетии. Фото предоставлено Анной Артемьевой

— Среди других услуг есть консультации — кого и по каким вопросам ты консультируешь?

— Я из мира рекламы, занимаюсь журналистикой в интерьерной сфере. На стыке этого опыта и моего интереса к бане рождается мой профессионализм. Я помогаю владельцам бань с формированием маркетинговой стратегии, неймингом и брендингом.

Также я выступаю в качестве технолога: корректирую проекты внутреннего устройства бани с учётом того, чтобы посетителям было удобно ими пользоваться.

Например, как‑то раз мне прислали проект «общака». На площади 60 м² было всё сразу: и бистро, и казино, и баня, и детский бассейн. Тесно и неудобно.

При этом в городе, где планировалось поставить эту баню, практически нет молодняка. В основном люди старшего и пожилого возраста. А по проекту полки и купель находились чуть ли не под потолком... Никто туда в жизни не залез бы. Особенно бабушки и дедушки.

Ещё в проекте задумывались склеенные скамьи. Но когда люди стригут ногти, они хотят сидеть отдельно друг от друга.

Все эти моменты помогают сделать баню чуть удобнее, сэкономить деньги заказчика и нервы его клиентов.

Один из моих любимых проектов — «Баня №8». Ко мне обратился Александр, заказчик из Костромы, и я полностью сопровождала его в процессе реконструкции бывшей общественной бани: от полной разрухи до открытия нового здания.

Тогда я впервые осознала, что я банный консультант. Приехала в командировку — деловая, с планом. Рассказала, почему не стоит красить здание в разные цвета и делать стену из мха на кассе.

«Баня №8» — до и после. Фото предоставлено Анной Артемьевой

В итоге баня вышла ангельская. Удалось сохранить архитектуру, исторический белый цвет стен и внутреннее убранство. Саша реконструировал её 2 года и вложил всё, что есть.

— Помимо этого, ты ездишь в экспедиции и проводишь полевые исследования. Как это выглядит?

— В разных регионах я хожу в разные бани — общественные, частные, домашние. Смотрю, как люди ими пользуются, и слушаю истории о мифах и традициях, связанных с этой темой. Например, мне интересно, как раньше люди лечились в бане и что стало с этими практиками сейчас. В разных регионах — свои методики. На них влияет то, какие травы растут в той или иной местности.

Для больших исследований мне не хватает антропологического образования, поэтому сейчас я, скорее, собираю визуальный опыт.

Когда я куда‑то еду, то я пишу начальнику отдела культуры этого района. Объясняю, какая у меня задача. И обычно он сам идёт навстречу — рекомендует, с кем можно связаться по поводу бань. Люди в регионах зачастую реально хотят сделать что‑то хорошее. Только не очень понимают как. К тому же денег нет, а отчётность нужна.

Либо другой вариант. Я приехала сама по себе. Село маленькое. Отелей нигде нет. Придётся искать, у кого из местных заночевать. А там — слово за слово. Кому‑то я говорю, что веду блог, кому‑то нет.

Иногда строю из себя дурочку: «Ой, я так люблю бани! А расскажите, как у вас всё работает». Благодаря этому иногда удаётся влезать даже в закрытые помещения.

Но баня такая штука, что ты «с ноги» не получишь интересующую информацию. Во‑первых, потому что для людей это часто незаметный элемент повседневности и они не видят в нём чего‑то особенного и клёвого. Ты можешь лишь выцепить какие‑то детали из их рассказов и задать уточняющие вопросы.

Во‑вторых, в домашнюю баню пускают не все. Ты же непонятно кто. А времени долго жить с людьми, завоёвывая их доверие, нет.

— А какие легенды и мифы существуют вокруг бань — можешь поделиться тем, что ты услышала?

— С помощью мифов и легенд люди переносят ответственность за свои действия и объясняют аномальные явления. Например, считается, что, входя в баню, нужно преклонить голову — отдать честь духу бани. Эта традиция появилась из‑за того, что дверные косяки располагались низко — для сохранения тепла. И человеку в любом случае приходилось нагибаться, чтобы попасть внутрь.

А в некоторых деревнях Архангельской области, например, была божатка — крёстная, которая проводила свадебный обряд. Она лишала невесту девственности в кругу подружек и сестёр, чтобы первый секс молодожёнов был не таким травматичным. Объяснялось всё так: невеста дарит девственность баннику, а он взамен делает её более плодовитой.

Ещё был такой ритуал: покойника омывали в бане, оставляли там на ночь, а вокруг сыпали пшено. Если наутро остались куриные следы, значит, душа покойника ушла. Если нет — его что‑то держит в мире живых. Но мы понимаем, что это деревня. Конечно, курица зайдёт в баню поесть пшена!

Люди также рассказывали истории про нечисть. Считается, если ты пойдёшь мыться поздно, тебя накажет обдериха — злой дух бани. Но на Пинеге о ней отзывались скорее в положительном ключе. Один мужик говорил, что у него была сестра — мать пятерых детей. Когда её муж умер, обдериха сжалилась над ней, пришла ночью и качала люльку с маленьким ребёнком.

Вообще я постоянно слышу мистические истории о банях. Так что беседа с мужиком — буквально базовая (смеётся).

Я всем советую пройти компьютерную игру «Чёрная книга», которую сделали ребята из Перми. Она круто рассказывает про жизнь в деревне, про фольклор, обряды, про нечисть — банников, обдерих... Про то, как они контролируют общество.

О банях

— Какие функции есть у бани?

— У бани есть три функции:

  • Утилитарная — помыться, попариться. Прийти в сауну после тренировки, чтобы разогреть мышцы.
  • Коммуникационная — пообщаться. Пойти и потрепаться с друзьями куда‑то ещё вместо ресторана.
  • Ритуальная — родить, провести свадебный или похоронный обряд, очиститься.

— Какие бани бывают?

Есть распространённая классификация бань по типу нагрева:

  • Суховоздушные. Температура в них — 70–130 °C. Влажность — не более 30%. К таким, например, относятся инфракрасные сауны.
  • Сырые. Температура составляет 40–100 °C при влажности 70–100%. Это русская баня по‑чёрному, турецкий хаммам, smoke sauna.
  • Влажные. Температура в них 50–60 °C при влажности 100%. К этому типу относится японская офуро. Здесь нет печи и парных помещений — только горячая вода для мытья.

Бани также можно разделить по источнику нагрева — есть печные, а есть термальные. Последние построены на горячих источниках. Такие есть, например, в Грузии.

Также у меня есть собственная типология бань — я делю их по задачам, которые они выполняют.

  • Общественные — в них ты находишься в среде людей разных поколений, сословий и полов. Ходить в такие бани — хорошая практика для борьбы с проблемами телесности. Они формируют среду безусловного принятия. В них людям всё равно, какой ты — толстый или худой. Ты теряешься в наготе других. Я считаю, что это очень терапевтично. Особенно для тех, у кого есть проблемы с восприятием себя и своего тела.
  • Арендные — в них ты можешь пойти с друзьями, узкой компанией. Вместо ресторана, например. Они подходят для того, чтобы общаться, обмениваться новостями со своими знакомыми.
  • Домашние — для посиделок в доверительном семейном формате. Они хороши для вовлечения детей в банную культуру.

Также в любую баню можно пригласить банщика для проведения ритуала. Это чаще всего самый глубокий и особенный опыт. Его стоит испытать тем, у кого есть какая‑то душевная боль или непроработанные эмоции.

Однако тут важно полностью доверять банщику и чувствовать себя рядом с ним в безопасности, ведь он ваш проводник. Особенно если речь о контакте тет‑а‑тет — когда в помещении только вы вдвоём.

— В какой бане тебе понравилось больше всего?

— В феврале я ездила в Кандалакшу смотреть северное сияние. На улице было –35 °C. Я случайно набрела на баню, рядом с которой располагалась маленькая прорубь диаметром чуть ли не с мою талию. Я, конечно, попарилась и прыгнула в неё! Кайф неимоверный. Было очень страшно, но обалденно!

Спуск к воде от Сестрорецких бань. Фото предоставлено Анной Артемьевой

Ещё очень люблю Сестрорецкие бани под Питером — у них есть выход к озеру.

— Какая баня кажется тебе самой необычной?

Темаскаль в Перу. Утилитарной функции у этой бани вообще нет, то есть мыться ты идёшь в другое место. Здесь проводится только обряд очищения. Жар используется как инструмент для работы с энергией.

Выглядит это так. Сначала участники вместе строят баню из вулканических камней, потом ищут огонь, чтобы нагреть их, топят. Заходят внутрь и садятся близко друг к другу.

Абуэла — бабушка, которая ведёт обряд — и её помощник окуривают помещение разными травами. Звучит гипнотическая музыка, которая вводит в состояние полной отключённости от внешнего мира и даёт погрузиться внутрь себя.

Потом начинается жесть. Люди плачут, кричат. Их может тошнить. Но выходить из бани не рекомендуется — иначе обряд оборвётся и всё придётся делать заново. Поэтому тех, кому совсем плохо, абуэла успокаивает разговорами и принуждает остаться, чтобы они прожили этот опыт до конца. Когда обряд заканчивается, люди разбирают темаскаль. Это очень экстремальный опыт.

— Как баня меняется с течением времени?

— Редко у кого в детстве был позитивный опыт с баней. Я встречаюсь со многими девушками, которые ненавидят её. Она ассоциируется у них с сильным жаром, от которого хочется убежать. К общественной бане у людей вообще брезгливое отношение.

Но сейчас всё меняется. Баня становится местом для времяпрепровождения с друзьями. На это сильно влияет интерьерный дизайн — появляются красивые светлые сауны, которые выглядят современно. Кроме того, помогает продвижение в социальных сетях и реклама.

Мне кажется, баня встаёт на путь, который прошла йога, — она становится более популярной и доступной.

— Как ты оцениваешь бани? Какая хорошая, а какая — плохая?

— Нет плохой или хорошей бани. Есть задача. Если баня решает её, значит, она хорошая. Иногда мне, например, хочется просто быстренько помыться. Тогда я иду в сауну на час и ожидаю, что она не будет слишком жаркой.

Порой есть желание хорошо натереться — для этого нужна большая удобная мыльная комната. А иногда после бани я хочу искупаться в озере. И пусть она будет маленькая, с отвратной топкой и без душа, зато потом я смогу выбежать, плюхнуться в открытую воду и получить кайф.

У меня есть подружка Настя, которая работает врачом по графику сутки через трое и очень устаёт. Какое‑то время она снимала квартиру с сауной. В один из вечеров я приехала, и мы растопили её.

В машине у меня завалялся маленький эвкалиптовый веник. Больше ничего не было. Мы посидели в бане, постояли под холодным душем, подышали на балконе, поговорили… Было очень хорошо. И тут Настя говорит: «Анька, это лучший банный опыт за всю жизнь!»

Сама по себе сауна — мрак. Маленькая, неудобная... Но для Насти в тот момент были важнее забота и безопасность.

Тут есть ещё такой момент: когда баня простая, она не обещает разнос. У тебя нет по поводу неё больших ожиданий. Зашёл, обмылся — и хорошо. Есть купель? Ещё лучше. Открытая вода? Вообще супер!

А когда баня «нашпигованная», сразу появляется чувство, что с тобой должно произойти что‑то особенное. И если этого не случается, ты расстраиваешься.

Плюс должно быть настроение. Например, в Красной Поляне есть крутая «British баня». Когда я туда приехала, меня забрали на полуторачасовой ритуал: и мыли, и тёрли, и парили. Короче, лежала как маринованная кура. А хотелось просто ненадолго забежать и вернуться к семье. Вот так! Просто в тот момент не было нужного запроса. Хотя это одна из самых невероятных бань в России!

В общем, выбирать место нужно в зависимости от задачи. Все эти рейтинги бань не работают.

— Перечислите основные правила посещения бани.

— Советы такие:

  1. Берегите голову.
  2. Сначала грейте ноги, потом — верхнюю часть тела.
  3. Не сидите в телефоне.
  4. Будьте внимательны к себе и не сравнивайте себя с другими.
  5. Не спешите.
  6. Пейте тёплые, а не холодные напитки.
  7. Не ешьте много — ни до, ни во время мытья.
  8. Не употребляйте алкоголь: нагрузка на тело и так большая.
  9. Соглашайтесь на контакт только с теми, с кем вам комфортно. Не идите париться с человеком, которому не доверяете.

И главное — делайте всё постепенно и с удовольствием. Если никогда не использовали контрастный душ, не прыгайте сразу в прорубь. Сначала пообливайтесь из таза — слегка тёплой водой, начиная с ног. Или не обливайтесь, если вам не хочется.

Не делайте ничего, что вам не нравится. Баня должна быть в радость.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Сергей Гребнев
18.08.22 01:56
Ох как вы ошибаетесь. Почитайте хотя бы про историю глутамата натрия.
80isher
21.08.22 10:02
бывает,что даже и без гигиены
80isher
21.08.22 10:03
то,что для кого-то обыденность,для других terra incognita.
Yevgeny V
21.08.22 22:21
| изменено
да вот как-то проехал по земле по маршруту Бангкок - Куала Лумпур - Сингапур. В течении двух недель питание в кафешках и стритфуд. Все ок.
Читать все комментарии