«Для меня косплей не про секс»: интервью с косплеером Кристиной Волковой

Как создаются костюмы, можно ли превратить хобби в профессию и почему косплей сексуализирован.

Для кого‑то косплей — это детское увлечение, для кого‑то просто хобби, а для кого‑то — возможность проявить изобретательность и фантазию на профессиональном уровне. Пара сотен — или тысяч — взмахов ниткой и иголкой, пара часов, потраченных на макияж, — и ты уже получаешь деньги за то, что наряжаешься в известного персонажа.

Наша сегодняшняя героиня Кристина зарабатывает на жизнь тем, что перевоплощается в персонажей игр, аниме, фильмов и сериалов. Она научилась шить, краситься и мастерить сложные конструкции из подручных средств, чтобы её герои оживали. Девушка с улыбкой замечает, что некоторые знакомые до сих пор считают, что она занимается чем‑то неприличным, хотя это не так.

Кристина Волкова
Косплеер, автор сообщества Christina cosplay.

О профессии

— Как вы пришли в косплей? 

— Я с детства смотрела аниме, и когда поняла, что с помощью косплея можно стать похожим на любимого персонажа, то сразу же влюбилась в это хобби.

Мой первый любимый персонаж — японская виртуальная певица Хацунэ Мику, именно с неё началось моё увлечение косплеем. Помню, что на парик для её костюма я заработала, ковыряясь в огороде, а сам костюм сшила мне мама.

— Есть ли в косплее какие‑то отдельные, более узкие профессии?

— Можно разбить косплей на несколько направлений: создание косплей‑костюмов, косплей‑фотография, укладка париков, изготовление крафта, косплей‑макияж и так далее. Кому что нравится и кто в чём больше преуспевает. Что касается меня, то я — это я. Я не ассоциирую себя с чем‑то одним, мне интересна эта профессия в целом.

— Как из любителя превратиться в профессионального косплеера?

— Надо суметь монетизировать своё творчество, потому что профессиональная деятельность обычно оплачивается. Для этого надо преуспеть в каком‑то направлении и зарабатывать на своём опыте. К примеру, научиться укладывать парики для косплея и на базе своего навыка работать с другими косплеерами и создавать парики под заказ. Или шить костюмы, делать мейк.

Для того, чтобы за это платили деньги, надо профессионально развиваться. Так что это не только про любовь к какому‑то персонажу или аниме, это ещё и про развитие конкретных навыков и профессионализм.

— А как развивался ваш творческий путь?

— Я не относилась к косплею серьёзно до тех пор, пока не пошла в университет: после занятий я развлекалась тем, что бралась за разные образы из вселенных «Ведьмака» и «Варкрафта».

Однажды я сделала косплей на Трисс из игры «Ведьмак‑3». Я сшила очень сложное платье, на которое у меня ушло около пяти месяцев ежедневной работы.

Я выложила фото в Instagram*, они завирусились, их растащили по разным пабликам, после чего меня заметили организаторы аниме‑фестивалей.

Фото из личного архива Кристины Волковой

— Как вы превратили это в работу?

— Я даже не думала, что косплей можно монетизировать, просто занималась любимым хобби для себя. Потом завела страницу на Patreon и поняла, что люди готовы поддерживать меня как косплеера. Поэтому занялась продажей косплей‑фотосетов и костюмов.

Может быть, секрет как раз в любви к своему делу.

Костюмы я пока не шью на заказ, потому что считаю, что у меня всё же недостаточно опыта в этом. Я умею делать сложные наряды, но привыкла шить на свои мерки и боюсь, что в работе с клиентами будет очень много сложностей.

В будущем, когда мне понадобятся деньги, возможно, я начну шить и на заказ, но перед этим хочу набраться опыта, чтобы выполнять свою работу качественно. Поэтому если я продаю костюмы, то это что‑то из своего.

— В чём секрет хорошего косплеера?

— В умении перевоплощаться. Костюм может быть любого качества и сложности, но если человек не сможет вжиться в роль, то не случится той самой магии. А ведь важно, чтобы зрители подумали, что перед ними ожил тот самый персонаж из аниме или игры.

— Что самое интересное в этой работе?

— С каждым костюмом узнаёшь много нового: самостоятельно методом проб и ошибок я научилась, например, паять светодиоды, обрабатывать 3D‑печать, делать вышивку и многое другое. Нет какой‑то базовой схемы, каждый новый костюм — это вызов тебе и твоим навыкам.

Мне это нравится, это то, что я люблю делать. Сам процесс создания косплея приносит мне удовольствие, и я чувствую себя классно.

Фото из личного архива Кристины Волковой

— Что думают близкие?

— Мама и брат меня полностью поддерживают. Когда есть возможность, они посещают со мной фестивали и помогают на съёмках. Я их очень люблю за это.

— Приходилось ли сталкиваться с хейтом?

— Конечно! Его было много, говорили всякое. Раньше я очень сильно переживала из‑за негативных отзывов о моих косплеях. Но в какой‑то момент словила полный дзен и теперь не обращаю на это внимания.

— Как выглядит рабочая неделя, месяц косплеера?

— У меня нет графика, я просто работаю, в моих интересах сделать как можно больше всего. Я стараюсь в месяц делать хотя бы один костюм, избегаю пауз в работе. Чем больше я делаю, тем больше возможности заработать — сделать больше фотосессий, например. Даже если я не продам фото, то смогу продать сам костюм.

— Как вы думаете, зачем взрослые люди переодеваются в персонажей?

— Это интересно, это творческое увлечение. Я уверена, что каждому хотелось бы побыть кем‑то другим и окунуться в другой мир.

О костюмах

— Сколько может стоить профессиональный костюм?

— Чем сложнее, тем дороже — конкретной стоимости нет. Всё полностью зависит от костюма, ручная работа это или нет, из чего сделаны аксессуары. Мне кажется, что можно спокойно потратить как 10 тысяч, так и 100.

Но тут надо помнить, что сам костюм всё же может выглядеть хорошо, если он аккуратно сшит даже с использованием дешёвых тканей.

— Как долго он делается?

— Сложные костюмы могут создаваться месяцами, простые можно сшить за неделю. Мой самый сложный костюм как раз образ Трисс из «Ведьмака», который я делала около пяти месяцев.

Фото из личного архива Кристины Волковой

— На что надо обратить внимание, чтобы профессиональный костюм отличался от любительского? Есть ли какой‑то секрет?

— Всё дело в хорошем подборе тканей и правильной посадке: если костюм не сидит, то портится всё впечатление. В последнее время также ценю хорошую укладку парика и макияж.

Я, например, стараюсь шить из матовых тканей, чтобы избежать дешёвого блеска. Зачастую беру все образцы тканей и смотрю, как они сочетаются друг с другом. То же самое и с краской.

— Как этому научиться?

— В основном путём проб и ошибок. Но можно, конечно, брать уроки у профессиональных косплееров, швей и крафтеров.

— Расскажите, как происходит процесс создания от задумки до реализации. 

— Схема довольно универсальная. Сначала я ищу концепт‑арты, рисую эскиз костюма, подбираю выкройки, моделирую их, ищу ткани, шью костюм. Потом делаю аксессуары к нему и, в конце концов, продумываю, как это всё будет крепиться.

А вот уже детали каждый раз ты прорабатываешь в зависимости от наряда. Тут готовых решений нет.

— Как вы придумываете какие‑то неочевидные решения для костюма?

— Зачастую физика в играх не совпадает с физикой в реальной жизни, поэтому в ход идут проволока, фоамиран и различные кнопки.

Лично у меня нет чёткого плана пошива. У меня просто стоит задача, и я её выполняю, пробую, фантазирую.

Фото из личного архива Кристины Волковой

— Все ли косплееры должны уметь шить и мастерить своими руками? 

— Нет, ведь невозможно уметь всё на свете. От производства костюма зависит только его цена: самодельный всегда дешевле заказного.

— Насколько сложно купить готовый хороший костюм?

— Если знать хорошие мастерские, а у нас их очень много, то можно заказать идентичный оригиналу костюм. Мне очень нравятся работы многих русских мастеров, могу выделить лишь малую часть из них: Le_Atlas, Nova Cosplay, Toph & Series cosplay, Neo Creates, Ashes Wig.

— Когда вы в костюме, нужно ли отыгрывать персонажа? Или, может быть, он сам выходит наружу, как только вы одеваетесь?

— У всех по‑разному. У меня с отыгрышем всё очень плохо. Я не актриса, я очень стеснительная и неуверенная в себе. Так что иногда приходится переступать через себя. Но косплей определённо добавляет мне уверенности в себе.

— Был ли костюм, который не получился? Почему?

— Моё первое платье Трисс Меригольд было одним сплошным косяком: пришлось переделывать всё с нуля, но я ни разу не пожалела. Первая версия была ходячим ужасом, правда.

Но так как я делаю всё сама, то вся ответственность лежит на мне, и максимум, что я могу, — учесть свои ошибки и в следующий раз сделать лучше.

— Есть ли самый любимый костюм? 

— Элли из The Last of Us — это самый комфортный персонаж для меня. Я знаю её характер и мне он безумно нравится. Создавался костюм довольно долго, так как я старалась сделать всё идентично: у меня даже плеер есть, как у неё, 1981 года.

Фото из личного архива Кристины Волковой

— А нелюбимый, неудобный, дурацкий или тот, о котором вы жалели?

— Я люблю все свои костюмы.

— Куда потом деваются костюмы?

— Часть продаётся, часть хранится в шкафах. И костюмов так много, что скоро косплей выселит меня из квартиры. И я не шучу, он буквально повсюду.

О шоу

— Как выбрать образ для косплей‑шоу? Это что‑то, что сейчас в тренде, или просто что‑то, что вы любите, что просит душа?

— Большинство профессиональных косплееров выбирают на фестивали сложные образы, чтобы произвести впечатление. Чаще те, которые любят и знают. А некоторые простые посетители, наоборот, упрощают образы, чтобы комфортно провести время и не умереть в костюме от дискомфорта.

— Нужно ли досконально знать и любить своего персонажа? 

— Во время выступления — обязательно, иначе никто не поверит в твой образ.

Фото из личного архива Кристины Волковой

— Как часто эти образы меняются? Или можно из шоу в шоу быть одним и тем же персонажем?

— У некоторых фестивалей есть регламент, по которому нельзя участвовать в конкурсе в одном и том же костюме несколько раз, если он уже занимал какие‑то призовые места. А так ограничений никаких нет. Это территория творчества.

— Обязательно ли косплееру для профессиональной реализации участвовать в шоу?

— Думаю, что нет. Я, например, очень редко бываю на фестивалях как участник программы.

— Что даёт участие? Деньги, медийность, удовлетворение, какие‑то новые проекты?

— Некоторым приносит деньги за счёт работы на стендах. Многие на фестивалях находят себе напарников на косплей‑проекты. Ну и просто это большое комьюнити, где все яркие и увлечены чем‑то общим.

Фото из личного архива Кристины Волковой

— Косплееры часто участвуют в фотосессиях. Что это даёт? Куда потом идут эти фотографии?

— Для меня съёмки — основной вид заработка. Я их устраиваю, потом выставляю в соцсетях, делаю календари, печатаю мерч с косплеем, продаю фотографии.

О сексуальности

— Косплей часто очень сексуализирован. Как вы думаете, почему так?

— Секс лучше всего продаётся, это было, есть и будет всегда. Так что косплей тоже не избежал этого.

— Как вы к этому относитесь?

— Нейтрально. Если меня что‑то бесит, то я просто не концентрирую на этом своё внимание. Я и сама иногда люблю чувствовать себя сексуально, но стараюсь не перебарщивать. У меня много секси‑косплеев, но наряды всё же прикрывают все причинные места.

Фото из личного архива Кристины Волковой

— Чувствуете ли вы себя более раскованно, сексуально в костюме?

— Как я говорила, я довольно неуверенная и стеснительная, но вот костюмы помогают мне в первую очередь чувствовать себя уверенно. А сексуальность из этого уже вытекает.

— Бывали ли какие‑то непристойные предложения или истории?

— Конечно, были, но я сразу блокирую такие предложения, так что даже не вникаю, что там конкретно. Мне это неинтересно, для меня косплей всё же в первую очередь не про секс, а про любовь к мастерству и к своим персонажам.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Sergey Sergeev
26.10.23 09:15
Кристина, не экономьте на фотографе)