Рабочие места: Илья Гришин, старший дизайнер «ВКонтакте»

О поиске пути в 14 лет, переезде в большой город и творческом беспорядке.

Илья Гришин
Старший дизайнер соцсети «ВКонтакте».

«Вместо прогулок с друзьями я почти три недели придумывал дизайн сайта на тормозном компьютере»

— Ты попал в соцсеть «ВКонтакте» в 18 лет. Обычно в этом возрасте только начинают путь в профессию и поступают в универ. Почему у тебя вышло иначе?

— Когда мне было 14 лет, команда «ВКонтакте» организовала комьюнити VK Designers, чтобы вместе со сторонними дизайнерами улучшать визуальный облик социальной сети. В группе проходил конкурс: до конца года нужно было регулярно предлагать варианты, как сделать сайт лучше. Победу обещали тому, кто придумает как можно больше идей, которым дадут свет.

У меня был очень слабый компьютер, но я решил, что всё равно хочу поучаствовать, а заодно прокачаться в проектировании интерфейсов. Чаще всего я пытался решить проблемы, которые бесили меня самого: перерисовывал детали, которые смотрелись криво, или думал, как упростить отправку смайлов в сообщениях. В итоге за пару часов до Нового года мне сообщили, что я выиграл iPad mini. Родители очень удивились и поверили до конца только в тот момент, когда его доставили домой.

После этого я участвовал в конкурсах VK Designers ещё два года подряд. Периодически я побеждал, иногда проигрывал, но это только подталкивало продолжать учиться.

Когда мне было 16, ребята собрались колоссально изменить дизайн «ВКонтакте» и снова объявили конкурс. Я решил всё бросить и поучаствовать, поэтому вместо прогулок с друзьями почти три недели придумывал новый дизайн сайта и пытался нарисовать его на тормозном компьютере. До этого я ни разу не работал с веб-интерфейсами. Когда я закончил, на многое не рассчитывал — думал, что соперники гораздо сильнее меня.

Через несколько дней после завершения приёма работ сообщество отметило меня в каком-то посте. Открываю и вижу себя среди пяти победителей, каждому из которых подарят MacBook Pro, поездку в Сан-Франциско на конференцию дизайнеров и возможность поработать в команде «ВКонтакте». У меня буквально слеза из глаза потекла, когда я всё это увидел. В голове была только одна мысль: «Это действительно произошло?». В Калифорнию я так и не поехал, но зато обзавелся классной техникой, чтобы рисовать ещё более крутые интерфейсы и не портить свои глаза. Так всё и началось.

— После победы ты сразу же отправился в офис «ВКонтакте» и начал работать?

— Нет, сначала я окончил школьное образование. Впрочем, команда оставалась на связи: за несколько месяцев до моего 17-летия меня спросили, хочу ли я попробовать нарисовать десктопный мессенджер «ВКонтакте» для Windows — это приложение, которое позволяет общаться, не открывая браузер. Я согласился, получил ориентиры и буквально за две недели всё отрисовал.

Команде понравилось, и я продолжил работать над мессенджером, пока не наступила пора ЕГЭ. Пришлось написать операционному директору Андрею Рогозову, что я вынужден на время остановиться для сдачи экзаменов. Он понял меня, пожелал удачи и пригласил в офис, чтобы пообщаться, как только я закончу школу.

После выпуска я планировал поступать в университет в Санкт-Петербурге. Когда я оказался в городе, меня пригласили в офис, чтобы узнать, чем я намерен заниматься в ближайшие пять лет. Я сказал, что хочу поступить и окончить вуз, а мне предложили стать частью команды.

— Получается, вместо университета ты выбрал работу во «ВКонтакте»?

— Нет, я начал совмещать работу с учёбой на инженера электротехники, но после первого курса понял, что жить в таком режиме физически больно: нужно успевать на пары, делать домашку и продолжать работать. Мне было важно учиться хорошо, потому что я окончил школу с золотой медалью и не хотел снижать планку, но сочетать университет и «ВКонтакте» оказалось непросто. Тогда я решил поменять приоритеты, перевёлся на заочное отделение по специальности «Инженер-программист систем автоматизации» и уже три года полноценно работаю в команде «ВКонтакте».

— Какими были первые дни на должности в компании?

— У меня не было трудового опыта в больших компаниях, поэтому освоиться было тяжеловато. Это уже не фриланс, а совершенно другие темпы работы и подходы к ней. Мне очень помогли ребята: я начинал с небольших задач, чтобы понять, как взаимодействовать с интерфейсом во «ВКонтакте», учился думать о продукте и проблемах пользователей, а уже потом меня научили теории цвета и другим важным навыкам, которыми должен обладать дизайнер.

— Как твои друзья отреагировали на то, что ты теперь работаешь во «ВКонтакте»? Не писали сообщения из разряда «Илья, верни стену»?

— Они спрашивали, как я сюда попал и почему не учусь в университете. Я отвечал, что всё совмещаю, и они очень удивлялись.

В основном вопросы начинаются, когда друзья хотят получить ответ здесь и сейчас, а не идти в поддержку. Тогда они пишут мне и спрашивают, как отправить голоса или подарить стикеры. Выглядит забавно, но на самом деле мне интересно им помочь. Так я понимаю, с чем сталкиваются люди, когда используют наш интерфейс. На основании проблем, с которыми ко мне приходят друзья, я принимаю решения о том, что можно усовершенствовать, чтобы жизнь пользователей стала лучше. На мой взгляд, это очень круто!

«К любой задаче я подхожу как к уравнению, а оно никогда не решается с первой попытки»

— Когда ты понял, что тебе интересно заниматься дизайном, а не с пацанами во дворе мяч гонять?

— В отличие от современных детей, у меня довольно поздно появился компьютер — в 13 лет. Тогда же я заинтересовался Photoshop и зарегистрировался во «ВКонтакте». Там я начал создавать разные тематические сообщества, первым из которых стал фанклуб «Зенита». Я рассчитывал, что в группу сразу же побегут толпы людей, но этого не произошло. Впрочем, паблик всё равно нужно было оформлять, поэтому я начал развивать дизайнерские навыки.

Воплощая креативные идеи в сообществе, я заинтересовался тем, как обновляют сайт. В итоге создал ещё и группу про обновления «ВКонтакте» — пытался следить за работой команды и как можно оперативнее сообщать подписчикам об изменениях в социальной сети. Чтобы опубликовать один пост, приходилось делать скриншот, оформлять картинку в Photoshop, а затем писать текст. Так и начали зарождаться дизайнерские навыки.

Меня зацепило, что я могу вообразить что-то в голове, отрисовать и увидеть собственную задумку прямо на экране. Ещё нравилось осознавать, что с помощью своих навыков я могу решать чужие проблемы. Всё это восхищало меня, поэтому я стал задумываться о том, чтобы связать с дизайном свою карьеру. В итоге так и получилось.

— Как ты нарабатывал скил? Смотрел видосы на YouTube или читал книжки?

— Как ни странно, я не смотрел никаких обучающих видео. Это ведь то же самое, что списать решение у одноклассника, когда тебе предложили найти его самостоятельно. В общем, не мой путь.

Мой главный способ познать новое — метод тыка, который помогает до сих пор. Так я разобрался в большинстве инструментов, которые нужны для работы с интерфейсами. Кроме этого, прежде чем начать создавать собственные интерфейсы, я перерисовывал чужие иконки и перенимал удачные приёмы, чтобы впоследствии их повторить. Мне хотелось понять, как мыслят дизайнеры круче меня, чтобы решить сложную задачу.

— Понятие красоты очень субъективно: один посчитает дизайн классным, а другой найдёт миллион поводов его захейтить. Как понять, что работа сделана хорошо?

— Мне кажется, работа сделана хорошо, когда она решает пользовательскую проблему — именно с её обнаружения начинается большинство изменений внутри «ВКонтакте». Как правило, фидбэк приходит через поддержку, от друзей или самих сотрудников. Если удаётся устранить неполадку и сделать взаимодействие пользователя с интерфейсом более простым и приятным, то результат труда можно назвать хорошим. А красоту измерить очень сложно. Если изображение на экране соответствует визуальному стилю и нравится многим, то, скорее всего, его можно назвать красивым.

— Дизайнеру для работы нужно вдохновение или это скорее отговорки, чтобы ничего не делать?

— Без вдохновения далеко не уйти. Поначалу можно и нужно искать примеры, когда задача, похожая на твою, была решена лучше. Меня вот часто впечатляют ребята из студии Артемия Лебедева. Один из самых свежих примеров: они совместили образы, которые характеризуют русского человека, и создали талисманы для Олимпийских игр. Получился медведь-неваляшка и кот-ушанка. Они скомбинировали простые вещи из офлайна и поместили их в диджитал. Вышло очень клёво — я мечтаю делать так же, но это ещё впереди.

— За кем ты следишь в своей сфере, на кого равняешься?

— «ВКонтакте» — это тот редкий случай, когда можно вдохновляться командой, в которой ты работаешь. Мне кажется, люди — новая нефть. Они могут научить тебя чему-то в любой момент: пока вы просто разговариваете или работаете над новым проектом.

Если выделить людей из других компаний, то в последнее время меня вдохновляет Данила Ковчий — арт-директор «Яндекса». У него была классная статья на «Медиуме» о том, как он взаимодействует с интерфейсами.

Ещё мне нравится, как работает команда дизайнеров компании Dropbox. Недавно они обновили визуальный стиль — получилось довольно специфично, но в то же время красиво.

«Мы преследуем те же ценности, что и при Павле Дурове, но стремимся постоянно совершенствовать их»

— Ты из небольшого города Ефремова, где всего 35 000 жителей, но ради учёбы и работы переехал в Санкт-Петербург. Как ты подстраивался под новый ритм и учился жить по-новому?

— Как и большинство молодых ребят, до 18 лет я жил вместе с родителями, поэтому было необычно оказаться в крупном городе совсем одному. Говорят, что Санкт-Петербург депрессивный, и в самом начале переезда я хорошо это почувствовал. Адаптироваться мне помогали люди и любимое дело. Желание постоянно учиться чему-то, общаться и находить новые впечатления помогло справиться. В итоге я просто привык к происходящему вокруг.

— Что было самым тяжёлым в переезде?

— Как ни странно, сам переезд. Чтобы добраться от Ефремова до Петербурга, нужно преодолеть непростой путь: сначала 400 километров до Москвы, потом на метро до центра, затем аэроэкспресс, а потом ещё и перелёт до Санкт-Петербурга. Первое время всё это казалось просто каким-то адом, но постепенно я привык и подобные перемещения превратились в обыденность.

— Как родители отнеслись к тому, что теперь ты живёшь далеко от них?

— Они скучают, поэтому я стараюсь периодически приезжать в Ефремов. Но в то же время они очень рады. Не у каждого получается полностью оторваться от родителей, найти работу в 18 лет и при этом неплохо учиться. Мои мама и папа и сами хотели бы переехать в большой город, но у них не было возможности это сделать, поэтому они счастливы, что у меня всё хорошо.

— Об офисе «ВКонтакте» ходят легенды: его сравнивают с рабочими пространствами «Яндекса» и Google и не перестают твердить, как там круто. На тебя он произвёл такое же впечатление?

— Когда я приехал впервые, коллега сразу же провёл мне экскурсию по офису. До этого я досконально изучал его на фотографиях и знал всё вдоль и поперёк. Помню, очень сильно колотилось сердце, потому что я оказался там, где всегда мечтал быть. К тому же меня сводили в купол, и я увидел Санкт-Петербург с очень большой высоты. Думаю, примерно каждый житель города хотел бы там побывать. Было бы круто пережить этот день ещё раз, потому что за три года я уже раз 20 поднимался в купол снова и уже спокойнее ко всему отношусь.

— Что в офисе нравится тебе больше всего?

— Естественно, все важные дела решаются на кухне. У нас их пять: четыре маленьких и одна большая. Ещё до моего трудоустройства во «ВКонтакте» родилась легенда: когда разработчики собираются на кухне, они решают очень важную проблему. Иногда лучшие идеи действительно приходят именно за чашкой кофе, так что потом остаётся только пойти и сделать задуманное. К тому же здесь всегда есть свежие фрукты, йогурты, сырки, рыба, много соков и воды — можно ни в чём себе не отказывать.

Ещё у нас есть красивая комната отдыха под названием «Ленинская». Там стоит большой телевизор и диван, поэтому мы часто собираемся многочисленной компанией и смотрим какую-нибудь конференцию — например, от разработчиков Apple. Кроме этого, в офисе даже был бассейн из шариков, но сейчас его перенесли в коворкинг, где работают наши агенты поддержки и модераторы.

— Как выглядит твоё рабочее место?

— Сотрудники сами выбирают, где хотят расположиться — в кабинете или в общем пространстве. Впрочем, что бы мы не выбрали, у каждого есть стол, стул, компьютер и доступ к электричеству. Сейчас в офисе 5 этажей и все расположились по отделам, но у команды дизайнеров собственный кабинет.

Моё рабочее место — сплошной творческий беспорядок. Помимо компьютера и большого монитора, на столе лежит четыре телефона: два iPhone и два на Android. Они необходимы, чтобы проверять собственные интерфейсы и понимать, в каком контексте живут пользователи. Здесь же есть пара листов с набросками и блокнот, в который я записываю срочные задачи или просто свои мысли. А ещё стеклянный маленький куб с Хогвартсом внутри, который я купил в Лондоне.

— Пользователи часто вспоминают о «ВКонтакте» со словами: «А вот при Дурове!» В офисе тоже ходят такие разговоры?

— Часть сотрудников из старой команды всё ещё работает в компании, но я пришёл гораздо позже. На мой взгляд, мы разделяем те же ценности, что и при Павле Дурове, но стремимся постоянно совершенствовать и дополнять их. Не могу оценить, изменился ли как-то процесс работы после его ухода, но уверен, что «ВКонтакте» становится только лучше и совсем не изменяет тому времени.

— Чем занимаешься, когда появляется свободная минутка?

— Играю в PlayStation, гуляю и фотографирую на iPhone. Иногда придумываю себе домашние работы и решаю их. Например, каждый раз при выходе из дома я включал музыку на смартфоне, но все обложки плейлистов выглядели примерно одинаково.

Мне захотелось решить эту проблему, чтобы утром можно было без труда различать исполнителей, поэтому я собрал их лица из анимоджи, а затем дополнил изображения паттернами и градиентами.

Лайфхакерство от Ильи Гришина

Книги

Из последнего меня впечатлила книга «Корпорация гениев». Её написал сооснователь Pixar Эд Кэтмелл. Я всегда хотел понять, как устроена компания, которая создаёт такие замечательные мультфильмы, — и благодаря этой книге мне это удалось.

Ещё мне нравится учебник «Основы ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач», в котором рассказывается о том, как упростить процесс работы. Издание сложное и большое, но я надеюсь, что дочитаю его до конца со временем.

Сериалы

Я обычный зритель, так что ничего специфического не смотрю. Отмечу сериал «Чёрное зеркало», потому что он восхищает меня сюжетом. Одна из самых классных серий, на мой взгляд, — о том, как у всех жителей мира появился рейтинг. Ты встречаешь коллегу в лифте, разговариваешь с ним, а потом вы можете оценить друг друга. Исходя из этого складывается твоё социальное положение. Выглядит крипово, но понаблюдать за такой реальностью интересно.

Ещё люблю сериал «Служба новостей». Он рассказывает про жизнь новостного агентства: какие отделы в нём существуют и как взаимодействуют между собой.

Блоги и сайты

В Telegram я читаю Костю Горского и его канал Design & Productivity. Он пишет о том, что интересует его самого, но чаще всего это оказывается интересно и мне. Ещё подписан на канал INTERNET 9000, который ведёт Сергей Сурганов, и всегда смотрю «Дайджест продуктового дизайна» от Юрия Ветрова. Не знаю, откуда у него столько времени, но периодически он вытаскивает ссылки, которые я никогда бы не нашёл самостоятельно. Его дайджесты часто оказываются очень полезными.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александр Бычковский
26.04.19 13:45
Молодец, Илья. Успехов!
Александр Бычковский
26.04.19 16:02
В моем детстве я бил крапиву палкой, так что Тебе повезло больше:)
Алексей Хестанов
26.05.19 01:50
Собственно говоря, не знаю, принимал ли автор участие в создании современного интерфейса контакта или нет, но вынужден заявить что более уеб..щный дизайн еще поискать надо. Расцвет дизайна ВКонтакте был еще во времена Павла Дурова, когда они фактически скопировали дизайн старого фейсбука. То, что сейчас у них - полный трэш.
Alex Daarov
09.06.19 23:36
"О поиске пути в 14 лет, переезде в большой город и творческом беспорядке." из деревни? Сразу минус. Это и воспитание на другом менталитете и образовании, да и город перегружают приезжие и культуру его не понимают. Творческий беспорядок отговорка ленивых. Никак не мешает занятие творчеством организовать место, на себе проверено. Просто у "творческих" часто мозг не организован, так как и их работа сплошная посредственность, тут нет точности, все субъективно. "Мне хотелось понять, как мыслят дизайнеры круче меня, чтобы решить сложную задачу." какая сложность? Это женская, элементарная профессия, пусть попробует разработчиком поработать, делая логику приложения построенную на матанализе, но не сайтики на php. Или систему трассировки лучей напишет для визуализатора. По эпплу на столе сразу вижно, что требование к техники как у блондинок. В фотошопике порисовать и в интернете посидеть, подкрепляя комплекс бога, который у 100% дизайнеров. "— Когда ты понял, что тебе интересно заниматься дизайном, а не с пацанами во дворе мяч гонять?" так есть кто и то совмещает, дизайнеры по интеллекту обычно как фанаты футбола и есть. Те же когнитивные проблемы и логические ошибки в аргументации, сам часто наблюдал такое. Иконки то рисовать всю жизни и пиксели двигать. Инженеры тоже этим грешат, но реже, а именно дизайнеры и иллюстраторы, и 3д-шники по общению ад какой-то. Замучился их поправлять, да еще и чувствовать себя не удобно делая так. Причем они могу даже в астрологию верить на полном серьезе, быть веганами и считать что это полезно не понимая какой вред себе наносят идя против природы, могу верить в эзотерику и астрал, пероджение душ, причем никак не объясняя каким законам это подчиняется - магия и всё! Объясненные научным методом глюки мозга считаю за потустороннее. Особенно те кто на нарко-препаратах и пьют выше меры - у них вообще видимо нейроны отвечающие за адекватность и человечность погибли. А что, удобно, только абсурдно и сразу iq показывает, воспитание и уровень образования! "— Как ты нарабатывал скил? Смотрел видосы на YouTube или читал книжки? — Как ни странно, я не смотрел никаких обучающих видео. Это ведь то же самое, что списать решение у одноклассника, когда тебе предложили найти его самостоятельно. В общем, не мой путь." Чего?? Причем тут списывание. В психологии такой пример называется "слабая аналогия" - демагогический прием и логическая ошибка. Это не списывание, обучение это получение навыков! Хоть по книжкам, хоть в ВУЗе, хоть на ютюбе. Попробуй научись играть на скрипке или фортепьяно не уча чужие произведения. Это не списывания даже близко, это тренировка и изучение техник! "— Понятие красоты очень субъективно: один посчитает дизайн классным, а другой найдёт миллион поводов его захейтить. Как понять, что работа сделана хорошо?" ВК это инструмент, как и другие сайты, многим на "красоту" нет дела, это не живопись и архитектура. Тут главно UX, а UX у вк ужасный. Да и вообще смысл про вк говорить, если это копия фейсбука и все воруется оттуда. Да в общем в дизайне и веб-дизайне ничего нет оригинального, уже все придумано раньше и своровано по 10000 раз.