Рабочие места: интервью с Лизой Сургановой, главным редактором «КиноПоиска»

О том, как за 15 лет изменился один из крупнейших ресурсов о кино и какие качества необходимы, чтобы стать хорошим журналистом.

«Сейчас „КиноПоиск“ — гораздо больше, чем просто энциклопедия» — о развитии и достижениях

— Расскажите, чем занимается главный редактор популярнейшего сервиса о кино?

— Мою работу можно разделить на три части. Первая — работа с редакцией. Это редакционная стратегия, придумывание новых форматов и направлений работы, постановка задач, контроль за их выполнением, набор нужных людей, составление бюджета. Такой безумный микс креативной и административной работы с вкраплениями работы психологом.

Вторая — взаимодействие с остальной командой «КиноПоиска» (продукт, дизайн, разработка, маркетинг) и выстраивание задач редакции в соответствии со стратегией всего сервиса. Мы ведь не совсем обычное медиа, а часть большого ресурса. И мы постоянно думаем, как редакция может приносить пользу всему сервису: привлекать внимание людей к разным фильмам, стимулировать их покупать у нас билеты или смотреть кино в нашем онлайн-кинотеатре, работать на имидж «КиноПоиска».

Ну и наконец, общение с киноиндустрией: от пресс-релизов в почте до телефонных разговоров с пиарщиками и продюсерами, договорённостей об интервью и планирования совместных мероприятий. Даже когда кому-то нужно просто поправить свою страницу на «КиноПоиске», они тоже очень часто идут ко мне.

— «КиноПоиску» совсем недавно исполнилось 15 лет. Как вы отметили юбилей?

— 15 лет для нас большое событие, поэтому мы праздновали день рождения аж два раза. Сначала у нас было внутреннее мероприятие — кинофестиваль для сотрудников. Мы поделились на команды, сняли короткие трейлеры к известным фильмам из топ-250 «КиноПоиска», а потом смотрели их на большом экране. За лучшие работы вручили награды. Получилось очень весело и вдохновляюще, ведь многие из нас впервые попробовали придумать и сделать своё собственное маленькое кино.

Одна из команд со своими наградами

Неделей позже мы организовали вечеринку для наших партнёров и друзей: актёров, продюсеров, режиссёров, прокатчиков и других представителей киноиндустрии. Вместе с музыкантом Васей Зорким мы сделали концерт в Центральном доме архитектора, где разные актёры — от Гоши Куценко до Юлии Александровой — исполняли свои любимые песни из фильмов. А ещё мы вручили премию лучшим фильмам, сериалам, актёрам и режиссёрам за 15 лет.

— За 15 лет ресурс сильно изменился. Расскажите, каким он был в самом начале и каким стал сегодня?

— «КиноПоиск» в 2003 году начинался как база о кино: сайт со страницами фильмов и персон, коллекция разных списков. Сейчас это гораздо больше, чем просто энциклопедия.

«КиноПоиск» сегодня — сайт о кино, на котором ты можешь сделать всё, что тебя интересует: узнать информацию о фильме в базе, почитать новости или интервью в нашем медиа, купить билет в кинотеатр, посмотреть фильм или сериал онлайн, оставить рецензию и/или поставить фильму оценку.

— А если говорить о ваших достижениях на посту главного редактора? Что изменилось за последние два года?

— Наверное, самое важное, что мы сделали, — обратили внимание широкой аудитории на то, что у «КиноПоиска» есть своё медиа. Если раньше о нём знали в основном представители индустрии, которым было важно разместить какую-то новость или интервью, или хардкорные пользователи сайта, то сейчас я регулярно слышу отзывы от людей, никак не связанных с кино. Например: «У вас вышла классная статья», «Я посмотрел ваше крутое видео», «Я даже не знал, что на сайте есть материалы о кино, а теперь вижу, как их много».

Команда после интервью с Константином Хабенским

Я не из мира киножурналистики, и для меня было важно привлечь к сервису внимание другой, новой аудитории. Поэтому мы постоянно пробовали себя в разных новых форматах, звали сильных авторов писать для нас — от известных кинокритиков до общественно-политических журналистов, договаривались об обмене материалами в соцсетях с разными изданиями — от «Медузы» до «Арзамаса».

Наконец, мы поменяли дизайн и навигацию в медиа. Раньше новости и статьи были раскиданы по разным частям сайта, наткнуться на них было непросто. Теперь их можно быстро найти в шапке и, что очень важно, на страницах фильмов и персон. А дизайн самих материалов мы сделали более современным и чистым, убрали со страниц все ненужные элементы. До идеала ещё далеко, но, на мой взгляд, наши статьи теперь стало читать гораздо приятнее.

Ещё я очень горжусь нашим каналом на YouTube.

Мы перепридумали подход к видео и сделали образовательно-развлекательный канал о том, как смотреть и понимать кино.

За основу мы взяли популярный на Западе жанр видеоэссе. В небольших видео — обычно от 5 до 20 минут — блогеры и киноведы разбирают кино с точки зрения режиссуры, сценария, операторской работы и буквально покадрово объясняют, что хотел сказать автор и почему тот или иной фильм стал таким важным. Почему мы смотрим на героев именно с такого ракурса, как на наше восприятие фильма влияет монтаж, почему выбрана именно эта цветовая гамма и так далее. Всё рассказывается просто и доступно.



Это погружение в язык кино, которого, мне кажется, сегодня очень не хватает. И это альтернатива многим YouTube-критикам, главным приёмом которых стало высмеивание кино. За то время, что мы этим занимаемся, канал вырос с 30 до 160 тысяч подписчиков, и растёт всё быстрее. Конечно, это пока не миллионы, но зато каждое такое видео встречают очень положительно.

Ты привык к тому, что в интернете обычно «серединка на половинку»: много и хейтеров, и позитивных отзывов. Здесь же каждое видео набирает кучу лайков, каких-нибудь три дизлайка и массу хвалебных комментариев.

«Я за то, чтобы сотрудники придумывали штуки и делали их» — о работе с командой и качествах хорошего журналиста

— Можно чуть подробнее о команде: как вы взаимодействуете с сотрудниками, какими качествами должен обладать кандидат, мечтающий стать частью «КиноПоиска»?

— У нас небольшая редакция, чуть больше 10 человек. Поэтому мы все довольно плотно общаемся. Ну и я регулярно встречаюсь с отдельными людьми, обсуждаю их проекты, задачи, мы вместе придумываем, что можно улучшить.

На мой взгляд, одно из самых важных качеств для тех, кто работает в «КиноПоиске» или хочет к нам присоединиться, — любовь к кино. И это касается не только редакции.

Профессиональные качества, безусловно, тоже важны. Но при этом мы нередко берём людей без большого опыта и помогаем им вырасти. Я и сама в некотором смысле такой человек, потому что приходила в «КиноПоиск» без какого-либо опыта руководства редакцией.

Редакция на праздновании 15-летия

В людях я всегда ценю инициативность, организованность и самостоятельность. Я за то, чтобы сотрудники придумывали штуки, которые им хочется делать, и делали их. Но только чтобы они сами могли всё это организовать, не перекладывая на чьи-то плечи.

Ещё мне нравится работать с людьми, которые хотят постоянно развиваться, не боятся пробовать что-то новое, не боятся ответственности. И я стараюсь давать своим сотрудникам возможности для такого развития.

— Где вы работали до «КиноПоиска»?

Редакция Lenta.ru

— После университета я почти три года работала в Lenta.ru и ушла оттуда вместе со всей командой, когда уволили Галю Тимченко. Потом занялась деловой журналистикой — в Forbes и РБК. Везде я писала о медиа и иногда о кино.

— А вы учились на журфаке?

— Нет. Честно говоря, я даже не собиралась идти в журналистику, хотя это было очень распространено среди моих друзей-гуманитариев. Я училась на переводчика английского и испанского языков в МГУ, но после окончания учёбы всё равно как-то оказалась в СМИ. Наверное, потому что тогда это был самый простой и очевидный вариант. А потом уже затянуло.

— Как вы считаете, нужно академическое образование тем, кто хочет работать в этой индустрии? И в целом — оно нужно?

— Я никогда не слышала ни одного положительного отзыва о журналистском образовании. По крайней мере в том виде, в котором оно сейчас существует в России. У меня есть немало друзей, окончивших журфак, и никто из них не считает, что это было определяющим в его жизни и карьере и без этого он не смог бы стать журналистом. Напротив, я знаю много очень сильных журналистов, у которых нет журналистского или вообще какого-либо высшего образования.

— То есть должен быть некий талант, желание быть журналистом?

Я вообще всегда за то, чтобы работать по любви. Если тебе хочется что-то делать, ты найдёшь способ. Если ты мечтаешь стать журналистом, ты будешь брать интервью у людей, придумывать темы, писать заметки и сотрудничать с разными изданиями, постепенно набираясь опыта. Наличие образования тут не так принципиально.

Журналистика — это ремесло. Все самые важные навыки и знания ты всё равно получаешь, только начав работать. Но талант, конечно, тоже важен.

— Можете назвать несколько качеств хорошего журналиста?

— В широком смысле — коммуникабельность. Понимание, как найти нужных тебе людей, как добиваться от них ответов на вопросы и как вообще сделать так, чтобы они начали с тобой разговаривать. Нередко на то, чтобы выстроить доверительные отношения с источником, требуется очень много времени и терпения. Нужно быть немного психологом, немного дипломатом. И быть готовым говорить на самых разных языках.

Второе — упёртость и умение искать. Не просто посмотреть в интернете, а понимать, где искать труднодоступную информацию. Не отказываться, если сразу не можешь её найти, пробовать разные варианты.

Другое важное качество — честность. Я очень не люблю, когда журналисты представляются кем-то другим, чтобы добыть информацию, или каким-то ещё образом обманывают свои источники.

Ещё журналистам нельзя оскорблять людей, намеренно их травмировать или провоцировать. Слышала недавно историю, как репортёры одного федерального канала довели маму больного ребёнка до слёз, чтобы вызвать определённые эмоции у зрителей. Так быть не должно.

«Наша задача — сделать интересное издание о кино для широкой аудитории» — о трудностях и планах

— Вернёмся к «КиноПоиску». Расскажите, с какими трудностями сталкиваетесь и как их решаете?

Главные профессиональные трудности — не только мои, но и всей команды — связаны с тем, что «КиноПоиск» — большой ресурс с огромным количеством задач и долгой историей.

Неудавшийся перезапуск сайта в 2015 году сильно психологически повлиял как на пользователей, так и на сотрудников. После него все очень настороженно относились к переменам.

Мы, безусловно, извлекли из этого урок: теперь подходим к изменениям плавно, сообщаем пользователям о том, что делаем и почему, регулярно общаемся с ними в нашем блоге, отвечаем на комментарии, в том числе и на гневные.

Когда мы обновляли дизайн раздела медиа, мы, конечно, переживали, как люди это воспримут. И подробно рассказали пользователям, зачем мы это делаем, предложив протестировать новый дизайн. Да, многие приняли его в штыки с уже привычными для нас словами «Не надо ничего менять!». Но было и немало комментариев: «Классно, давно пора, мы рады, что вы меняетесь, и готовы принимать в этом участие». Для нас это стало приятным сюрпризом.

Очевидно, что «КиноПоиску» надо меняться, становиться более современным. Просто теперь эти изменения происходят гораздо более спокойно и плавно.

— Какие у вас планы на развитие «КиноПоиска»?

Лиза Сурганова на показе «КиноПоиска»

— Мы будем продолжать обновлять дизайн, чтобы весь сервис стал более удобным и современным. В медиа будем экспериментировать с форматами и новыми авторами: здесь наша задача — сделать интересное издание о кино для широкой, не киноманской аудитории.

В онлайн-кинотеатре мы планируем расширять библиотеку фильмов и сериалов, делая особый акцент на эксклюзиве, который привлекает аудиторию. Уже сейчас у нас есть «Касл-Рок», «Открытие ведьм» и «Манифест» — и таких эксклюзивных проектов будет всё больше. Кстати, недавно мы договорились о сотрудничестве с «Амедиатекой», а значит, весной наши пользователи смогут смотреть «Игру престолов» прямо на «КиноПоиске».

Если говорить о более масштабных планах, то это персонализация (мы хотим как можно точнее рекомендовать людям фильмы, которые им интересны) и более плотная связка разных частей ресурса друг с другом. Так, в обновленном дизайне медиа мы добавили карточки со специальными кнопками: наш пользователь, читая статью, может сразу поместить фильм в ожидаемые, перейти к покупке билетов или посмотреть его онлайн. Мы хотим, чтобы пользователь проводил как можно больше времени с нами, не уходя куда-либо ещё.

«Большую часть времени я перемещаюсь между встречами с ноутбуком и блокнотом» — о тайм-менеджменте, хобби и рабочем месте

— Как вы распределяете своё время при таком-то количестве задач? Используете методики тайм-менджемента?

— С этим у меня всё довольно плохо. Единственный серьёзный тайм-менеджмент, который появился в моей жизни, — это ребёнок.

Если раньше я могла сидеть на работе до 10–11 вечера, сейчас мне часто нужно уезжать отпускать няню, а это значит, что в 7–8 вечера я уже должна выехать из офиса.

Работать дома тоже не получается: маленький ребёнок требует внимания и заботы, и сидение за компьютером с этим мало совместимо. Так что у меня нет никаких методик, но есть вот такое естественное ограничение (смеётся).

— А что насчёт свободного времени? Как его проводите? Есть ли хобби?

— С этим смешно получилось. Когда я думала, куда пойти работать после пары лет в деловых изданиях, поняла, что мне очень нравится всё, связанное с кино: смотреть его, обсуждать, брать интервью у людей, его создающих. И я подумала: «Вот классно было бы работать в кино, чтобы хобби стало твоей работой». Так и получилось. И теперь, когда в условно свободное время (вообще, конечно, нельзя о таком спрашивать людей с маленькими детьми!) я смотрю какой-то сериал, могу утешать себя тем, что это нужно для работы. С другой стороны, я постоянно ощущаю, что мне катастрофически не хватает времени смотреть всё, что надо бы.

Поэтому сейчас из настоящих хобби у меня остался только футбол. Я играю в GirlPower — это женский футбольный клуб, который сделали мои друзья и которому в следующем году исполнится пять лет.

Почему футбол — классно?

  • Во-первых, это регулярный спорт. Всегда здорово побегать на свежем воздухе, даже зимой. И это командный спорт, азартный, что идеально подходит для людей, которым, как и мне, довольно скучно заниматься в спортзале.
  • Во-вторых, это отличная перезагрузка мозга. Невозможно играть и думать о работе или каких-то проблемах.
  • В-третьих, это просто весело. У нас отличная команда и прекрасные тренеры. GirlPower сильно отличается от футбольных секций или кружков с таким советским духом, где тебя натаскивают на результат. Здесь все играют в удовольствие: плохо ты это делаешь или хорошо — тебя не выгонят из команды.

— Как выглядит ваше рабочее место?

— Большую часть времени я перемещаюсь между встречами с ноутбуком и блокнотом и к рабочему столу особенно не привязана. Поэтому на нём нет никаких рабочих штук, всё самое важное всегда со мной.

Остальное — для уюта и приятных воспоминаний. Бейджи с конференций и фестивалей, билеты с премьер Каннского фестиваля, открытки от коллег, фотографии любимых актёров, котик, привезённый из Японии коллегой, пёс из «Острова собак», привезённый другой коллегой из Берлина, и мишка Паддингтон, подаренный компанией «Вольга» к выходу в прокат второго фильма. Над столом висят постеры любимых фильмов: «Отель „Гранд Будапешт“» и «Экстаз».

Лайфхакерство от Лизы Сургановой

Фильмы

К 15-летию мы с редакцией сделали материал: каждый сотрудник написал про 10 самых любимых фильмов. Я думаю, это суперсписок с кинокартинами на любой вкус: можно просто идти по нему и смотреть всё, что ещё не видели. Я вот решила устроить себе такой челлендж на новогодних праздниках.

Книги

Единственная книга, которую я успела купить для себя, а не для дочки на последней ярмарке «Non/fiction», — «Время колоть лёд» Катерины Гордеевой и Чулпан Хаматовой. С одной стороны, это рассказ (иногда довольно личный) о жизни двух наших прекрасных современниц, представленный в форме то диалога, то монологов. С другой — это книга о том, как себя сегодня ощущает «поколение Перестройки», что происходит с тележурналистикой и актёрской профессией, и, наконец, самое важное — как устроена благотворительность в России и как появился и развивался фонд «Подари жизнь». И о том, какие радости, печали, жертвы и компромиссы ждут тех, кто решается посвятить свою жизнь благотворительности.

Сериалы

Эта осень вообще богата на крутые сериалы — как российские, так и зарубежные. Я с большим удовольствием посмотрела новые проекты от «ТВ-3» и «ТНТ-Premier»: «Звоните ДиКаприо!» и «Обычную женщину». Отличные актёры, смелые темы — уже несколько лет в российском кино не было чего-то настолько свежего.

Из зарубежных один из любимых — «Американский вандал», мокьюментари от Netflix про двух подростков, которые увлекаются расследовательской журналистикой. В их школе происходят совершенно идиотские и неприличные вещи: неизвестные рисуют пенисы на автомобилях учителей, а они с абсолютно серьёзными лицами пытаются выяснить, кто же это сделал. Очень смешно.

Ну и просто лучший сериал — «Хорошая жена» про юридическую фирму в Чикаго, а также его спин-офф «Хорошая борьба». Очень остроумный и актуальный: сценаристы постоянно придумывают эпизоды и шутки про Трампа, прослушку, социальные сети и тому подобное. Ещё это набор очень интересных профессиональных и этических кейсов: как вести переговоры, убеждать людей в своей правоте или принимать решения в спорных ситуациях, играть словами и юридическими прецедентами или защищать виновного человека.

Подкасты и онлайн-лекции

Подкасты я слушаю мало, я не большой их фанат. Иногда слушаю подкасты моих друзей из «Медузы». Но больше всего люблю лекции «Арзамаса». Каждый раз, когда мы с мужем едем куда-то далеко на машине, включаем их и с большим удовольствием проводим несколько часов под разговоры об искусстве, истории и литературе.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий